СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая консультация для родителей учащихся начальной школы Тема: «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая консультация для родителей учащихся начальной школы

Тема: «Как развивать самостоятельность школьников

при подготовке домашних заданий»

Просмотр содержимого документа
«Групповая консультация для родителей учащихся начальной школы Тема: «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий»

Групповая консультация для родителей учащихся начальной школы

Тема: «Как развивать самостоятельность школьников

при подготовке домашних заданий»

 

Цель: дать представление родителям, какое их участие, в выполнении детьми домашних заданий, будет способствовать формированию самостоятельности у детей.

План:

  1. Вводная часть. Актуализация проблемы.

  2. Проблемное содержание темы.

  3. Обозначение аспекта, который будет рассмотрен на данной встрече.

  4. Обсуждение выделенного аспекта.

  5. Пути профилактики возможных трудностей и преодоления уже имеющихся.

  6. Приглашение к дальнейшему контакту.

 

Выполнение школьниками домашних заданий - обязательная часть учебы. Время урока, как правило, не позволяет в достаточной степени отработать и закрепить все учебные навыки. Кроме того, все дети разные - одному достаточно решить 5–10 однотипных задач, чтобы усвоить принцип их решения, а другому, чтобы не испытывать затруднений, потребуется решить значительно больше таких задач.

В начальной школе детям необходима ваша помощь в организации времени выполнения заданий, поскольку в этом возрасте они еще плохо умеют планировать свои дела. Но часто этим помощь не исчерпывается. Многие дети могут выполнять домашние задания только в присутствии родителей или вместе с ними.

Когда взрослым приходится довольно много своего времени тратить на домашние задания детей, то рано или поздно возникает вопрос: «Когда же, наконец, мой ребенок будет делать уроки сам?» Вопрос этот важен не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще. Следовательно, развитие самостоятельности детей - это забота об их будущем.

Когда мы говорим, что школьник умеет самостоятельно выполнять домашние задания, то речь идет о целом комплексе навыков.

Это означает, что ребенок может:

  • сориентироваться в объеме заданий, которые ему предстоит выполнить;

  • спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;

  • распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);

  • понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;

  • применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;

  • представить себе алгоритм действий, которые помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.

 Например, если не знаю, какую букву вставить вместо пропуска в слово, то я: а) думаю, какое правило подходит, может помочь; б) нахожу это правило, применяю к слову; в) если я уверен, что прав, то выполняю задание; если сомневаюсь или не понимаю, как применить правило к слову, то обращаюсь за помощью к родителям.

Согласитесь, что эти навыки довольно сложны для ученика начальной школы. Бесполезно требовать от ребенка то, чего он не умеет делать, и поэтому столь частые призывы взрослых к самостоятельному выполнению домашних заданий, как правило, не находят отклика у детей.

Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это ни парадоксально, самостоятельность детей - это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести и в свою взрослую жизнь.

И наоборот, формирование привычки при малейшем затруднении обращаться за помощью может привести к возникновению у ребенка ощущения собственной незначительности («Сам я ничего не могу»), а впоследствии - к неуверенности.

Можно выделить ряд существенных аспектов темы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий. Имеет значение, насколько ребенку интересно учиться в школе, насколько для него важно быть успешным учеником, каковы особенности характера и нервной системы ребенка, каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий.

Сегодня, мы рассмотрим один из аспектов: какое именно участие родителей в выполнении детьми домашних заданий будет способствовать формированию их самостоятельности.

Анализируя частые жалобы на то, что дети не умеют самостоятельно выполнять домашние задания, психологи выделили две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

1.Часть родителей, движимая лучшими побуждениями, практически все время находится с детьми, выполняя все задания вместе с ними. Но домашняя работа над уроками - это поле деятельности, прежде всего, ребенка, и очень важно оставлять его наедине с заданиями, для выполнения которых он уже владеет необходимыми навыками.

2. Некоторые родители твердо убеждены в необходимости предоставления ребенку полной самостоятельности при подготовке домашних заданий, они лишь контролируют и оценивают конечный результат. Но если при этом ребенок систематически сталкивается с затруднениями, которые не может преодолеть, он начинает воспринимать как непреодолимое препятствие саму ситуацию домашней работы. В результате выполнение уроков оттягивается как можно дольше, вплоть до сна, ребенок также может утаивать часть домашних заданий от родителей (нет задания - нет проблем).

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий может приблизиться к «золотой середине»? Какие наши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей?

Ответить на эти вопросы нам поможет правило, сформулированное для родителей Ю.Б.Гиппенрейтер:

«Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

При этом:

  • возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;

  • по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Применяя это правило, следует обратить внимание на компоненты, из которых складывается самостоятельность. Возможно, сначала понадобится значительная помощь родителей: ребенок должен сориентироваться в том, сколько у него заданий на следующий день, каков их объем, что для него легче, а что сложнее. Имеет смысл проговаривать с ним эти шаги. Затем в течение какого-то времени надо будет напоминать ему о том, сколько задано и что именно, а впоследствии у ребенка выработается привычка делать это самостоятельно.

Важно помнить: то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.

Время не позволяет нам подробно рассмотреть все аспекты этой темы сегодня. Если у вас появилось желание продолжить обсуждение, можно собраться еще раз, посвятив теме самостоятельности детей больше времени.

(Можно наметить конкретную дату встречи, если значительная часть родителей проявит интерес.)

Возможно, у кого-то из вас возникли конкретные вопросы, связанные с выполнением домашних заданий вашим ребенком. Мы сможем обсудить их на индивидуальной встрече. На общей консультации речь, как правило, идет об общих тенденциях, а индивидуальная встреча дает возможность более детально проанализировать конкретную ситуацию. Если у кого-нибудь появилось (или появится позже) такое желание, вы можете обратиться ко мне.

По завершению консультации подходят родители, формируют запросы, задают дополнительные вопросы.

 

Директор школы                                                                         А.Я. Бялик

 

Педагог-психолог                                                                     О.А. Якубенко















Отзыв о проведенной групповой консультации для родителей учащихся начальной школы

на тему: «Как развивать самостоятельность школьников при подготовке домашних заданий» педагогом –воспитателем гимназического класса Магомедовой Айшат Маендуровной.

За время консультации родители получили огромное количество полезной информации . Были подробно описаны выделенные психологами две распространенные стратегии поведения взрослых, закрепляющие несамостоятельность детей в этом роде деятельности.

Очень понравилась тщательность подготовки выступающей, владение материалом, желание поделиться своими знаниями.

Хорошо структурированное и подробное выступление.

Видно ,что у Айшат Маендуровны есть свой план действий , она может точно расставлять приоритетыв своей работе, организовывать время , владеть ситуацией.

Думаю, с помощью данной информации расширяться возможности родителей и повысится качество работы с детьми.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!