СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая работа на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая форма обучения − это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной − все плюсы детской самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Групповая работа на уроках математики в начальной школе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия Табасаранского района»













Методическая разработка

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Ильдарова Ханбике Наримановна,

учитель начальных классов МКОУ «Гимназия Табасаранского района»














О ГЛАВЛЕНИЕ



ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………..


    1. Виды деятельности обучающихся в младших классах………………………………………………......................................



    1. Групповая работа в начальной школе и её особенности……..

5

ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ……………………………………...............................

2.1 Особенности групповой работы на уроках математики………….



9

2.2 Задания по математике для групповой работы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...

24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…......

27





















ВВЕДЕНИЕ



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ставит конкретные задачи модернизации начального общего образования. При этом образовательный процесс рассматривается как «процесс реализующий педагогику сотрудничества, становления самостоятельного и ответственного учащегося»[21].

Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, которые основаны на учебном сотрудничестве младших школьников и позволяют учащимся работать без пошагового руководства и контроля со стороны учителя. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать обучающихся классах как учебное сообщество, способное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач.

Вся групповая работа на уроке и ее эффективность зависят исключительно от умения учителя организовать ее должным образом, управлять ею, направлять школьников в нужное русло.

Подбирать участников групп нужно особенно ответственно. Необходимо следить за тем, чтобы сохранялся определенный баланс между количеством отличников, хорошистов и неуспевающих учеников в группах.

Цель: изучение организации групповой работы по математике в начальной школе.

Объект: групповая форма обучения.

Предмет: групповая работа в начальной школе при изучении математики.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

  • изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;

  • теоретически определить эффективность использования групповой работы на уроках математики для формирования учебного сотрудничества младших школьников;

  • подобрать комплекс заданий для организации групповой работы на уроках математики в начальной школе.

Для решения поставленных задач в процессе исследования нами применялся комплекс теоретических и практических методов: анализ литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся.
































ГЛАВА 1 ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


1.1 Виды деятельности обучающихся в младших классах


Новые стандарты в образовании основываются на деятельностном подходе, который призван научить ребенка самостоятельно искать ответы на вопросы, выстраивать успешные межличностные отношения, понимать свои возможности. Учитель получает больше возможностей для творческой реализации. Введение новых стандартов в образовании изменило подход к организации учебного процесса, в том числе привело к необходимости широко использовать различные виды деятельности обучающихся. По Федеральному государственному образовательному стандарту(ФГОС)[1] задача педагога сегодня сводится не к тому, чтобы дать ученику определенную информацию и проверить знания, а научить его обозначать проблему и искать пути ее решения. Кроме того, технология обучения должна способствовать всестороннему развитию личности. Процесс обучения, функции его участников и порядок взаимодействия между ними призваны воспитать творчески мыслящих, активных, любознательных, людей, которые умеют принимать сложные и нестандартные решения, брать на себя ответственность, адекватно оценивать свои возможности и умеют пользоваться информацией. Для этих целей основным считается системно-деятельностный подход, поэтому виды деятельности учащихся направленные на достижение результата существенно расширены, приветствуется их комбинирование и разнообразие.

Новыестандарты больше соответствуют современным реалиям по сравнению с традиционной системой образования. Они предлагают действующие инструменты, которые обеспечивают изменение метода работы с объяснительного на деятельностный, оценку результатов не только по отдельным предметам, но также личностных и метапредметных достижений. Внедрение ФГОС разнообразили основные виды деятельности учащихся. Это потребовало составления новой образовательной программы, переоценки рабочих программ основных и внеурочных занятий, разработки новых схем анализа уроков. Новые требования меняют характер деятельности учителя на уроке и его роль, увеличивают перечень используемых технологий, дают расширенные возможности повышения мотивации детей.

Основная роль в начальной школе отводится формированию универсальных учебных действий (УУД), акцент делается на активность и инициативность детей, что развивает их личность. В Стандарте прописаны разновидности деятельности, которыми должен овладеть ученик к завершению образовательного процесса. Итоги подводятся в личностной, предметной и метапредметной плоскости. Что следует понимать под УУД? Это способность школьника к самостоятельному получению знаний, саморазвитию, самосовершенствованию, осознанному и энергичному приобретению нового опыта. Другими словами, учащийся сам усваивает информацию и формирует умения, а также может оценить результаты, понять, что он не знает или не умеет.

Форма организации обучения − это конструкция отрезка процесса обучения, которая предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием учебного материала.

Основные виды учебной деятельностиобучающихся по ФГОС способствуют:

  • развитию личности ребенка,

  • становлению его мыслительных процессов,

  • развивают способности,

  • закладывают высокие моральные нормы.

Традиционно выделяют фронтальные, индивидуальные и групповые формы организации учебной деятельности.

Новый подход к образованию основывается на современных знаниях в области психологии, а также использовании инновационных методов, что повысит эффективность работы педагогов в школе.

Фронтальная форма предполагает организацию деятельности учащихся всего класса над единым заданием при сотрудничестве детей друг с другом при непосредственным руководством учителя.

Индивидуальные формы организации учебной деятельности учащихся предполагают работу над единым или различными заданиями вне контактов с одноклассниками и при опосредованном руководстве учителя, т.е. это самостоятельная деятельность ученика.

Групповая форма организации учебной деятельности предполагает выполнение одинаковых или дифференцированных заданий малыми группами учащихся (2-6 человек) при их сотрудничестве внутри групп и при опосредованном руководстве учителя.

Групповая форма обучения − это некое среднее звено, диалектически соединяющее в себе особенности фронтальной и индивидуальной работы. От фронтальной работы групповая вбирает в себя возможности общения, от индивидуальной − все плюсы детской самостоятельности.

Достоинствами этой формы является то, что каждая группа работает в своем темпе, дети активны, чувствуют себя комфортно в ситуации взаимопомощи и отсутствия непосредственного контроля учителя. Но при организации групповой работы следует помнить, что учащиеся в группах не всегда могут полно и глубоко разобрать учебный материал, избрать самый экономный путь его изучения.


    1. Групповая работа в начальной школе и её особенности


Чтобы групповая работа давала положительные результаты в обучении, воспитании и развитии младших школьников, надо хорошо понимать ее сущность. Дадим определение групповой форме организации обучения на основе анализа определений и характеристик этого феномена, данных различными исследователями.

В педагогической литературе нет единого определения групповой формы обучения. Общим является то, что подавляющее большинство исследователей под групповой работой понимают работу малых групп внутри.

Х. Й. Лийметс, давая понятие о групповой работе, исходит из того, что форму групповой работы на уроке определяет характер взаимодействия учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность. С учителем постоянного прямого контакта нет [21]. Это определение наиболее точно характеризует сущность групповой формы обучения, но оно не отражает способ организации учащихся. Так, некоторые исследователи (В.В.Котов, Т.М.Николаева, Г.А.Цукерман и другие) считают, что совместную согласованную деятельность можно организовать и при фронтальной работе класса.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы для совместного решения поставленной на уроке учебно-познавательной задачи. 

Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков.

  Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи: 

1.  Конкретно-познавательную,  которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

2. Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

3. Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
       Данная деятельность применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету.  Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ, лабораторных работ. Групповые формы работы  успешно применимы при  проведении  нетрадиционных уроков:  урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-ярмарка, географический футбол, географический марафон.

         Особое внимание в групповой работе уделяется формированию рабочих групп. Существует два основных принципа формирования:  свободное (по желанию  детей) и организованное учителем. Предпочтительней организованные группы, т.к. симпатии учащихся не всегда позволяют сформировать группы, необходимые для работы на уроке.

  В качестве примеров можно привести следующие способы формирования групп:

  1. Самый простой способ для образования микро-группы – объединить учащихся,  сидящих за двумя соседними партами, детям просто необходимо развернуться лицом  друг к другу.

  2. Называется  «лидер» и количественный состав группы,  дается  две-три минуты на сбор групп, «лидер» формирует группу самостоятельно.

  3. Педагог формирует группу на свое  усмотрение, решая определенные педагогические задачи,  объединяя учеников с близкими интеллектуальными возможностями,  со схожим темпом работы,  или создает равные по силе группы.

  4.  Учащиеся при входе в кабинет  берут карточки разного цвета (формы), определяющие их место в группе.

  5. На столе заданием вниз  лежат карточки, которые объединены общей темой. Задание учащимся: быстро организовать тематические группы.
          6. Учащиеся знают, что на столе с литерой "А" находятся более сложные задания, на столе с литерой "В" − более легкие, поэтому каждый выбирает себе задание по силам, а вместе с ним и номер группы, в которой он будет работать.         При формировании групп обязательно следует учитывать личные особенности детей. Самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем. Двух озорников объединять опасно (но при тактичной поддержке именно в таком взрывоопасном соединении можно наладить с такими детьми доверительный контакт). Самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы. По возможности лучше не объединять детей с плохой самоорганизацией, легко отвлекаемых, со слишком разными темпами работы. Но и в таких «группах риска» можно решить почти не решаемые воспитательные задачи: помочь детям увидеть свои недостатки и захотеть с ними справляться. 

  Что касается количественного состава группы, то исходя из опыта работы, можно утверждать, что группа из четырех человек в большей мере склонна к обсуждению, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. Кроме того, целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Таким образом, группа из пяти человек является самой оптимальной.

 Для  срабатывания групп нужно 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход.


    1. Организация деятельности при групповой работе


Виды работ при использовании групповой формы организации познавательной деятельности:

  • парная работа, которая чаще всего используется при взаимной проверке знаний. Её особенностью является необходимость по возможности учитывать психологическую совместимость пары. Это работа должна продолжаться не более 5-7 минут.

  • бригадная форма, используемая при закреплении учебного материала. Число учащихся в бригаде – 5-8 человек. Учитель назначает лидера, соблюдая очерёдность лидерства. Сильных и слабых учащихся в бригаде должно быть примерно одинаковое количество.

  • звеньевая форма чаще всего используется в лабораторных работах и практикумах, наиболее эффективна на этапе формировании умений и навыков. Численность звена не должна превышать 10 человек. Регламент времени – 5-7 минут.

При формировании групп следует учитывать следующие факторы:

  1. Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме собственной беспомощности. 

  2. Не следует объединять в одну группу негативно настроенных друг другу учащихся. При комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». (4)

  3. Возможно, кто-то из детей пожелает работать в одиночку. Это пожелание следует обязательно учесть. При этом учитель не должен проявлять неудовольствие, но один на один с ребенком старается понять его мотивы и поощряет всякое побуждение кому-то помочь или получить чью-то помощь.

  4. Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

  Выставление  оценок  при групповой работе   это особый этап. Будет ли оцениваться вклад каждого участника либо результат группы в целом, по каким показателям будет производиться оценка, это оговаривается учителем  в начале урока.  Учитель (или наблюдатель от класса) могут отслеживать и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. Или другой вариант: каждый ученик получает своё задание, от успешности выполнения которого будет зависеть общий результат и оценка работы группы. И здесь важно, чтобы другие члены группы не брали на себя выполнение тех частных задач, с которыми не справились другие, а оказывали лишь частичную консультативную помощь в выполнении отдельного фрагмента.
         При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок. 
         В конце занятия, выработанные каждой группой решения,  обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы отдельных групп или учеников.

Групповая работа учащихся имеет положительные аспекты:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация учеников.

2. Групповое обучение привносит новизну в организацию традиционного учебного процесса.

3. Грамотно организованная работа в группе, способствует  сохранению психического и физического здоровья учащегося,  снижает уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

4. Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи, в результате достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности.

5. Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.

6. У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию.  

7. Для решения большинства задач необходима работа всей группы, какой бы пестрой ни была группа, результат будет эффективнее, чем  работа одного человека.  8. Совместная работа в небольших группах открывает возможности для сплочения коллектива, способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности.

  Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.В организации групповой работы существует целый ряд трудностей.

1. Групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить немало времени  время на каких-то уроках − без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2. Высокая наполняемость классов затрудняет деление на группы.

3.  Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах.  Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично и может психологически травмировать некоторых детей. Иногда в  классных коллективах межличностные отношения таковы, что работа в группах вообще невозможна.

4. Часто учителю бывает сложно объективно оценить работу каждого ученика в группе, при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников и при этом претендовать на высокую оценку.

5.  Во время групповой работы на уроках присутствует шум. Рабочий шум вполне оправдан, т.к. ребята общаются друг с другом, спорят, но все же нормы бывают  нарушены. Поэтому учащиеся  с самого начала должны усвоить необходимые правила  дисциплины во время данной работы.

6. Во время устной проверки выполненной работы не у всех  ребят хватает терпения выслушать ответы  товарищей. Случается, что группы продолжают свое обсуждение во время  выступления других и тем самым нарушают общий ход работы.

7. Учащиеся могут не уложиться в отведенное время; наибольший дефицит времени возникает, как правило, на заключительном этапе презентации  выполненной работы. 8. Для того чтобы была возможность организовать рабочее пространство  необходимо или желательно, чтобы в расписании стояли уроки одной параллели.

9. Подготовка  материалов разного уровня в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей  и времени учителя.

10. Сегодняшние   учащиеся  среднего звена не часто  обладают  навыками совместной работы. С  введением  нового ФГОС обучение в группах начинается уже с первого класса. Поэтому, скорее всего, через  несколько лет  выпускники начальной школы будут более подготовлены к групповой работе, чем сегодняшние шестиклассники.

Одно из самых важных условий эффективной организации групповой работы – правильное комплектование групп. Психолог Ю.Н. Кулюткин пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания взаимопомощи, снимается тревожность и страх». Задания должны быть достаточно трудными, желательно проблемными, допускать разные точки зрения. Учитель здесь должен быть организатором, режиссером и соучастником коллективной деятельности. Статичные и мигрирующие группы можно использовать как при изучении нового материала, так и при закреплении пройденного. Работа учеников в парах постоянного состава хорошо известна в нашей практике – небольшое задание выполняют два ученика по очереди или совместно, затем сверяют результаты друг с другом или со справочником. Отличие работы в парах сменного состава состоит в том, что закончив работу в парах каждый ученик меняет партнера и в новой паре выполняет новое задание. Поскольку не все дети имеют опыт общения в парах сменного состава, педагогу необходимо учить ребят овладевать приемами ведения учебного диалога.





















ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

2.1 Особенности групповой работы на уроках математики


Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для организации групповой работы учащихся. Прежде всего это связано с большой вариативностью заданий курса математики, которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, создавая тем самым способность согласованных действий в группе в соответствии с поставленной целью. Учебные задания способствуют развитию различных логических операций (анализа, сравнения, обобщения, классификации). Отработка этих операций в процессе групповой работы является эффективным средством активизации внимания, мышления, речи.

С другой стороны, начальный курс математики предполагает необходимость значительного числа повторений математической деятельности с целью автоматизации навыков счета, различения геометрических фигур, восприятия числовой информации в текстовых задачах. Поэтому групповая работа, в процессе которой легко организовать множество повторений одних и тех же действий, является эффективным средством усвоения предметного содержания урока математики. Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий в процессе групповой работы оказывает положительное влияние нa формирование универсальных учебных действий младших школьников и одновременно способствует формированию стойкого интереса к предмету «Математика».


Не любое совместное выполнение на уроке задания группой учащихся класса можно назвать групповой формой организации работы.
Организовать группы и раздать  детям  задания так же  недостаточно для того, чтобы была организована групповая работа. Если у учащихся нет опыта групповой работы, учитель должен чётко сформулировать задания для каждой группы, план и этапы работы. Со временем   учащиеся научатся делать это самостоятельно. Для каждой группы можно отобрать задания разного уровня сложности или предложить одну задачу и повысить мотивацию, начинать групповую работу лучше с опорой на умения и знания, которые есть у учащихся. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует  терпения и кропотливого труда.

 При организации групповой работы  на уроке математике можно выделить следующие этапы: 

  1. Подготовка к выполнению группового задания:

    • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

    •  выработка правил, инструктажа о последовательности работы (лучше, если вырабатывается самими учащимися);

    •  раздача дидактического материала по группам.

  1. Групповая работа:

  • знакомство  с материалом, планирование работы в группе;

  • распределение заданий внутри группы;

  • индивидуальное выполнение задания;

  • обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

  • обсуждение общего задания (замечания, уточнения, дополнения, обобщения);

  • подведение итогов группового задания, выводы.
    3.    Заключительная часть:

  • презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом;

  • анализ познавательной задачи; рефлексия;

  • общий вывод о работе в группе и достижении поставленной задачи;

  • дополнительная информация учителя на группу.

        В ходе проведения групповой работы меняются функции учителя. Он не передает  знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности.  Функции учителя сводятся к следующему:

  • объяснение цели предстоящей работы;

  • комплектование групп;

  • комментарий к заданиям для групп;

  • осуществление контроля за ходом работы;

  • попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;

  • после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Групповая работа на уроках математики может быть организована следующим образом.

Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за однойпартой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В каком бы возрасте ни были дети, если они обучаются в рамках групповой технологии, то передо учителем стоитпервостепенная задача – научить учащихся работать в статической паре.

В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролямиучителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме«взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме«взаимоконтроль».

Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на I уровне усвоения знаний (понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика,одновременно решая и контролируя друг друга.

Динамическая пара. Наибольшее распространение в учебной практике получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт.

При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому.

Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка.Командиры (бригадиры) групп заполняют карточку. Качество работыхарактеризуется рядом условных обозначений:

  • К – имела место консультация с другими членами группы, после которой ученик решил (К+) или всё-таки не решил (К-) задание;

  • О  допущена ошибка в решении;

  • задание выполнено верно.

Приведём примеры заданий для групповой работы

Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов. С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений можно использовать групповую работу. Для этого применяются следующие игры.

«Математическая эстафета».Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заранее выписаны на доске и заготовлены на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются.

Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

«Математическое лото».Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5-6 больших карт,разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группамиграющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты.

Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.

Такие упражнения учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.

Групповое обучение можно применять и на уроке изучения нового материала.

Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс, поэтому при проведении самостоятельных работ также можно использовать групповую технологию. В этом случае учащиеся работают в гомогенных группах, и приходится учитывать индивидуальные особенности: каждая группа получает специальныеуказания. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс и позволяет им быть не только слушателями, но и ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением заданий.


2.2 Задания по математике для групповой работы


Приведём примеры заданий для групповой работы.

Пример 1. Графический диктант. Парная работа. Пара детей садится друг напротив друга. Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому  карточка с ориентирами – точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Пример 2. «Цепочки вычислений». Каждой группе выдается карточка с заданием и цветные карточки с ответами. Задания представляют собой примеры, включающие все четыре арифметических действия.

Задача группы: рационально распределив работу в группе, решить все 5 примеров, найти и разложить по порядку карточки с ответами. Карточек с ответами дается больше числа примеров (не все ответы правильные). На доске написаны (и до проверки закрыты) цветовые последовательности для каждой из групп. Представители группы по очереди называют получившуюся в процессе решения цветовую последовательность (например, 41).

  1. (510+30):9(30*3)

  2. 10020*2+ 100:5

  3. 700:10+210*3100

  4. 650600:2+350*2

  5. 300:2+(250200)*4

Даются карточки с ответами разных цветов

0 Красным цветом

80Желтым цветом

600  зеленым цветом

1050синим цветом

800 фиолетовым цветом

900голубым цветом

870оранжевым цветом

Пример 3. Кроссворд на тему «Геометрические фигуры»

Описание задания: разделить учеников на 2 команды. Задача каждой команды составить кроссворд на тему «Геометрические фигуры». Кроссворд должен содержать как можно больше слов по заданной теме. Также при оценивании будет учитываться оригинальность формы кроссворда

Каждая команда получает лист бумаги, на размышление дается от 2025 минут. По окончании времени листочки с конструкцией кроссворда и вопросами собираются и передаются команде соперников. Командам дается 10 минут на заполнение кроссворда. Затем листочки собираются, по результатам проверки определяется команда победителей

Пример 4. Даны числа:

9, 8, 15, 12, 2, 28, 10, 25, 18, 5, 21, 14, 36, 20, 32, 40, 45, 27, 4, 16, 35,

Среди данных чисел назовите числа кратные:

1 бригада – трем

2 бригада – двум

3 бригада – четырем

4 бригада – пяти

Пример 5. Работая над решением текстовых задач можно использовать задания такого характера:

1 группа

Прочитай задачу, обрати внимание на выделенные слова. Соедини текст задачи с нужным выражением.

В первом ряду кинотеатра занято 8 мест, а во втором ряду на 5 мест больше. Сколько мест занято во втором ряду?

8+5 8-5 5+8

2 группа

Прочитай задачу. Составь выражение к задаче.

На прогулку вышли гулять 7 девочек, а мальчиков на 2 больше. Сколько мальчиков вышло на прогулку?

  3 группа

Прочитай задачу. Составь выражение. Придумай другую задачу к этому выражению.

В одной бочке 7 литров воды, а в другой – на 5 литров больше. Сколько литров во второй бочке?

 Пример 6. Работая в классе с группами, учащимся можно предложить решить одну и ту же задачу. Но способы решения будут зависеть от их уровня развития и соответственно группы.

Например: В автобусе было 6 пассажиров. На остановке вошли ещё 4 пассажира, а 2 пассажира вышли. Сколько пассажиров стало в автобусе?

1 группа

o o o o o o o o o o

1.Рассмотри рисунок и выполни задания:

а) После того, как 4 пассажира вошли в автобус, их стало больше или меньше? Вычисли сколько их стало?

б) Вычисли, сколько пассажиров стало, когда 2 пассажира вышли.

в) Прочитай вопрос задачи. Ты ответил на него? Если задача решена, запиши ответ.

2.Рассмотри другой способ решения задачи, объясни, что находили в каждом действии: 6-2=4, 4+4=?

2 группа

1.Сделай схематический рисунок к задаче.

2.Реши задачу

а) запиши решение по действиям,

б) запиши решение выражением.

Ответ:

3.Найди второй способ решения задачи.

4.Проверь себя! Сопоставь ответы, полученные разными способами.

3 группа

1.Сделай схематический рисунок к задаче.

2.Запиши решение

а) по действиям,

б) выражением.

3.Запиши ответ.

4.Найди другие способы решения этой задачи.

5.Узнай, сколько пассажиров стало в автобусе, если вышли не 2, а 5.

Пример 7. Обучая учащихся составлять обратные задачи по выражению, возможен такой вариант:

1.Коллективная работа. Учитель предлагает всему классу решить задачу: На одной полке 7 книг, а на другой – 6 книг. Сколько всего книг на двух полках?

2. Групповая работа. Задание (составь задачу, обратную к данной по выражению 13 – 7) учащиеся выполняют в группах:

1 группа

  1. Рассмотри данное выражение.

  2. Оно показывает, что должно быть известно в задаче.

  3. Догадайся, каким будет её вопрос.

  4. Для выполнения задания используй этот текст:

  5. На двух полках □ книг. На одной полке □ книг.

  6. Подставь нужные числа и запиши вопрос задачи.

2 группа

  1. Для выполнения задания воспользуйся рисунком.

  2. Обозначь на нём то, что дано.

  3. Подумай, каким будет вопрос задачи.

| | | | | | | | | | | | |

  3 группа

Составленную обратную задачу, изобрази с помощью схематического рисунка.

Принцип дифференциации деления учащихся на группы при решении текстовых задач позволяет и домашнее задание получить по группам.

Пример 8.

1 группа: Решите задачу.

2 группа: Решите задачу разными способами.

3 группа: Решите задачу. Составьте задачу, обратную данной.

Дифференцированный принцип работы в группах соответствует требованиям стандарта к современному уроку. Групповая работа удобна в организации, повышает самостоятельность учащихся и позволяет формировать у них умения решать текстовые задачи на доступном уровне сложности.


 
























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны − развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.

Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности.

Современное общество ставит перед школой задачу − обучение и воспитание активной личности, которая будет иметь не только достаточный уровень знаний об окружающем мире, но и сумеет отстоять и обосновать свою позицию, легко найдет общий язык в коллективе и т. п. С этой точки зрения, групповые формы занятий имеют одно из приоритетных значений. Но выполняют они скорее не познавательные, а психологические и воспитательные задачи − устраняют барьеры в общении между ровесниками, помогают научиться выражать свое мнение, преодолевают тревожность, воспитывают у детей толерантность и умение прислушиваться к мнению других, отстаивая свою позицию. Если же речь идет о качестве обучения, то одних групповых форм работы будет мало. Их следует применять, но дозировано, наряду с классическими формами обучения и воспитания.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников / М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М.: Эксмо, 2012. – 448 с.

  2. Урзаева Л.Я. Формирование коммуникативных навыков в процессе групповой работы на уроках математики в начальной школе / Л.Я. Урзаева – М.: Эксмо, 2014. – 171 с.

  3. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е.Щуркова– М.: Педагогическое общество России, 2012. – 224 с.

  4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / под ред. И.Б. Первина.–М.: Эксмо, 2015. – 215 с.

  5. Гороховская Г.Г. Диагностика уровня сформированное компонентов логического мышления у младших школьников / Г.Г. Гороховская // Начальная школа. – 2008. - №6. – С. 40-43.

  6. Еланская З.А. Активизация познавательной деятельности / З.А. Еланская // Начальная школа. – 2001. – № 6. – С. 52-54.

  7. Шабалина З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников / З.П. Шабалина // Начальная школа. – 2010. – №1. – С. 81-85.

  8. Витковская И.М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников / И.М. Витковская // Начальная школа. – 2012. – №12. – С. 35-37.

  9. БалканскийД.И. Формирование и развитие коммуникативных способностей в групповой изобразительной деятельности / Д.И. Балканский // Начальная школа. – 2012. - №4. – С.63-69.

  10. ДьяченкоВ.К. Организация коллективных учебных занятий / В.К. Дьяченко // Начальная школа. – 2010. – №1. – с. 4-6.

  11. Организация контроля на уроках математики в начальных классах – URL: https://multiurok.ru/files/kursovaia-rabota-34.html (дата обращения: 15.11.2021)

  12. Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе – URL:https://www.bestreferat.ru/referat-278003.html (дата обращения: 15.11.2021)

  13. Обучение математике в начальной школе– URL:https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00498668_0.html (дата обращения: 15.11.2021)

  14. Групповая форма работы на уроках математики в начальной школе – URL:https://www.1urok.ru/categories/10/articles/24802 (дата обращения: 15.11.2021)

  15. Организация групповой формы на уроках математики у младших школьников–URL:https://urok.1sept.ru/articles/530104 (дата обращения: 15.11.2021)

  16. Организация групповой работы младших школьников при обучении решению текстовых задач– URL: https://conf.grsu.by/alternant2016/index-113.htm (дата обращения: 15.11.2021)

  17. Групповая работа в начальных классах– URL:https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/gruppovaia-rabota-v-nachal-nykh-klassakh (дата обращения: 15.11.2021)

  18. Технология группового обучения на уроках математики– URL:https://mega-talant.com/biblioteka/tehnologiya-gruppovogo-obucheniya-na-urokah-matematiki-98365.html (дата обращения: 15.11.2021)

  19. Групповая форма работы на уроках математики – URL: https://pandia.ru/text/80/052/1766.php (дата обращения: 15.11.2021)

  20. Групповая форма работы на уроках математики в начальной школе – URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/24802 (дата обращения: 15.11.2021)

  21. http://www.dates.gnpbu.ru/3-8/Liimets/liimets.html