Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №1 г. Пролетарска Ростовской области
Опыт работы
«Групповая работа в начальной школе»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ лицей №1 г. Пролетарска
Удодова Е.М.
2021 год
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы и индивидуальность школьников смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном и воспитательном процессе.
Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
– возрастает сплочённость класса;
– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);
– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).
Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.
Групповая форма работы – одна из любимых форм работы моих учеников. Почему?
Есть «плюсы». Это преодоление страха ошибиться, снижается уровень тревожности, возможность почувствовать себя увереннее. Но групповая форма работы может иметь и ряд «минусов». «Слабые» ученики могут «отсидеться»; «ложное» товарищество – некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Поэтому, используя групповые технологии в образовательном процессе, я руковожу работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С учителем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы это форма самостоятельной работы при непосредственном взаимодействии членов группы между собой. Воспитание самостоятельности – главная цель педагогической деятельности, заложенная в ФГОС.
Групповую работу, как правило, начинаю с фронтальной работы, в ходе которой ставлю проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. С моей точки зрения, в дидактическом процессе школьного учебного учреждения целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. Единая групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами.
В ходе работы поощряю совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест. Для групповой работы парты ставлю так, чтобы каждый ребёнок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, на котором фиксируется итог работы группы, был в пределах досягаемости всех участников.
Методику групповой работы ввожу уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Пока еще дети плохо знают друг друга, предлагаю им разделиться на группы по желанию. Перед началом работы с детьми оговариваю правила общения:
1. При разговоре смотри на собеседника.
2. Говори в группе тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
3. Называй товарищей по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.
При работе в группе объясняю, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней. Обязательно даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Внимательно наблюдаю за работой детских групп и выделяю наиболее удачные и наиболее конфликтные способы построения взаимодействия. Прошу детей, работавших наиболее слаженно, продемонстрировать свой стиль работы классу. Остальные дети рассказывают, что им понравилось в работе группы.
Если начать вводить элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе можно заметить, что первоклассникам интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
В процессе ведения групповой работы выделяю следующие элементы:
- постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
- раздача дидактического материала;
- планирование работы в группе;
- индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
- сообщение о результатах работы группы;
- общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:
Я комплектую группы тремя способами:
По желанию
Случайным образом
3. По определенному признаку
По желанию
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
Случайным образом
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
По определенному признаку
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Так же это могут быть группы, сформированные по уровню обученности обучающихся, чтобы уровнять шансы каждой группы на успешное выполнение задания.
Для того чтобы работа в группах на уроках была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.
Кроме этого вырабатываю и зафиксирую совместно с детьми правила работы в группе. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Вместе с детьми составляем правила работы в группах и вспоминаем правила перед тем, как дети начнут работать.
Правила работы в группе
Убедись, что в разговоре участвует каждый.
Говори спокойно и ясно.
Говори только по делу.
Не говорить всем сразу.
Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
Обращаться друг к другу по имени.
Во время групповой работы контролирую ход работы, отвечаю на вопросы, регулирую порядок работы, в случае необходимости оказываю помощь отдельным ученикам или группе в целом. Когда работа завершена, организовываю обсуждение результата работы групп.
Во время организации групповой работы учитываю временные рамки совместной деятельности:
- 1 класс – 5-7 мин
- 2 класс – 10-15 мин
- 3-4 класс – 15-20 мин
Я считаю, что технология группового метода обучения решает проблему активизации познавательного интереса. Ведь какими бы высокими не были замыслы учителя, все они превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться. Именно поэтому «воспитание или возбуждение интереса к предмету» (М.М.Поташник) – ключ к учению, к познанию. Познавательный интерес – один из компонентов учебной мотивации, а она, в свою очередь обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, где у ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Следует учитывать то, что интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения. Легкий материал не вызывает интереса. Но трудность должна быть посильной, преодолимой, в противном случае интерес быстро угасает, поэтому в каждой группе должны быть дети разного уровня развития.
Итак, можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. Все это заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы:
Инициативный, любознательный;
Искренний, доброжелательный;
Желает активно высказывать свою точку зрения, аргументировать ее;
Может оценивать свои и чужие поступки;
Умеет общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая общее дело
В приложении предоставила фрагменты некоторых уроков, одним из этапов которых была работа в группах.