СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Групповая работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс "Групповая работа в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО" 

Просмотр содержимого документа
««Групповая работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»»


Мастер – класс

«Групповая работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»


Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.

Задачи:

1) раскрыть сущность групповой работы;

2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;

3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;

4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!

Меня зовут Войтенко Маина Михайловна, я работаю учителем начальных классов.

Слайд 1.

Тема моего мастер-класса «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО».

- Коллеги, я вам предлагаю поздороваться друг с другом, но необычным способом.

Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один- два -три-четыре»:

- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;


- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;


- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;


- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).


А теперь, не меняя позы, вам предстоит поздороваться локтями друг с другом.

- Всем спасибо! Занимайте свои места! На этой позитивной нотке мы начнем мастер-класс.


Какой же учитель нужен современной школе? Учитель не «Транслятор» знаний, а организатор тщательно спланированной учебной деятельности, а для того, чтобы быть организатором учебной деятельности, нам помогает групповая работа.

Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников.

Слайд

Я предлагаю вам по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией - задумчиво, с удовольствием, с гордостью, ласково.

И распределиться на 4 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые».

Разделив вас на группы, я дам вам возможность ощутить на себе положительные стороны групповой работы. (распределяются на 4 группы)


Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа. (Рассуждение участников).

Слайд

Групповая форма работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая форма работы одна из любимых форм работы моих учеников.

Почему?

Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности.

Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков.

- Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников).

Работа в группах на карточках находят + и – групповой работы.

«Задумчивые» и «Довольные» находят «+»

«Гордые» и «Ласковые» находят «-»

Слайд

Плюсы и минусы групповой работы.

Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.



Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Минусы:

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

А теперь давайте с вами определим, какова же цель групповой формы работы. (Рассуждение участников).

Слайд

Итак, основная цель групповой формы работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.


Зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы. Причина тому – повышенный уровень шума детей в процессе выполнения заданий. Но и этого можно избежать.

Как показала практика, есть «хитрые» приемы для соблюдения дисциплины в классе. Сейчас я снова попрошу вас окунуться в мир детства и выполнить групповую работу.

И так, игра «Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для

работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой.

Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде, не разговаривая между собой, т.е. молча. По окончании выполнения задания вам необходимо поднять руки вверх, что обозначает, что вы закончили работу.

- Приступаем к выполнению аппликации по образцу.

Слайд

(Выполнение работы участниками).

Наши группы готовы, посмотрим результаты их работы.

- было ли вам удобно работать именно так, молча, не имея возможности сказать товарищу, что именно вам надо и имея всего одну руку?

Вывод: Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.

Проводя эту игру, со своим классом, я обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием.

Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.

Конечно, же при делении на группы следует учитывать психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребята работали комфортно, и выполняли поставленные учителем задачи.

Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя.

Существует несколько приёмов деления на группы. (Рассуждение участников).

Слайд

Группа по желанию- учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. Е. объединяются по взаимному выбору.

Случайная группа- формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами

Группа, сформированная лидером - учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу.

Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями - в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата.

По уровню сложности задания - Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний.


Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.


-Видов групповой работы бесчисленное множество, но я бы хотела поделиться с вами некоторыми видами, которые я использую в своей практической деятельности.

Слайд

Виды групповой работы:

  • Работа в парах.

  • Мозговой штурм.

  • Снежный ком.


Парную и групповую работу я стараюсь использовать на различных этапах урока.

Слайд

Работа в парах или в четвёрках оказывает неоценимую помощь. Её я использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время.


Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах, которое можно использовать на любом этапе урока русского языка при изучении темы «Правописание безударных гласных в корне слова».  

Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте. После окончания возьмитесь за руки, тем самым вы просигналите о своей готовности.

Задание для парной работы:



Вставь пропущенные гласные в словах:

Вставь пропущенные гласные в словах:

М...ЛОДОЙ

 К..РЗИНА

КР…СОТА

…ЛЬБОМ

Л…СТОПАД

К…ЛОМЕТР

УЛ..ТАЮТ

МЕБ…ЛЬ

ОБЪ…СНИТЬ

Л…ГУШКА

Слайд 13

Проверка по слайду

После окончания работы со словами проверка осуществляется по линиям парт.

Таким образом каждая пара называет вставленные буквы, остальные могут проверить свои работы, а затем на листе самооценки оценить свою работу.

Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарищей. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.

Мозговой штурм - можно назвать самым распространенным способом командной работы. Это такая технология коллективного сотворчества, которую используют для выработки большого количества идей с целью решения какой –либо проблемы или поиска ответа на какой-либо вопрос. А работая вместе, каждый член команды может проявить все свои, даже скрытые, способности.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.

Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с детьми. Это настоящая магия и волшебство!

Представляемые мной игры можно использовать при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира; при решении математических задач; при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.  На снежных шарах, которые лежат на ваших столах написаны различные слова. Подсветите их фонариком, прочитайте слова и составьте небольшой рассказ о зиме.

Составляют рассказ на основе опорных слов.

Опорные слова: зима, снег, белый, пушистый, лёд, коньки, лыжи, санки, снежные горки, снеговик, снежки, чудесное время года.

Мой текст:

Зима-прекрасное время года! Везде лежит белый, пушистый снег. Всё блестит в серебре, веточки деревьев словно хрустальные. Водоёмы покрыты прочным льдом, по которому можно кататься на коньках. По свежему хрустящему снегу приятно бегать на лыжах, кататься на санках со снежной горы. А как весело лепить снеговиков и играть в снежки. Я люблю это чудесное время года.


Снежный ком.

Слайд

Игру «Снежный ком» я люблю использовать для знакомства с новым коллективом учащихся. Дети активно включаются в работу, стараются запомнить имена друг друга. Но знакомиться с новыми коллективами приходится нечасто, поэтому нашлось ей применение и на уроках русского языка в работе со словарными словами.

Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов.

Учитель бросает мяч - снежок своим одноклассникам, и задает словарное слово. Тот, кто поймал снежок, называет слово, кидает снежок следующему ученику. Тот называет первое слово и свое, третий первое слово, второе слово и своё и т.д.  

Как растёт снежный ком, так и этот методический приём привлекает к активной работе все большее количество учащихся. Так же можно использовать этот приём на изучении темы «Имя существительное», «имя прилагательное» и т.д.

Считаю, что данный игровой прием контроля и систематизации знаний учащихся привлекает к активной деятельности большое количество учащихся в классе.

Групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.


Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.


И еще используем один из простых, но действенных методов разгрузки, пение как инструмент социально-психологической разгрузки. Ученые выявили что во время пения мозг у человека вырабатывает эндотрофен, благодаря которому человек чувствует радость и умиротворение, и повышение жизненного тонуса.

Установка: одной рукой обнять соседа. И исполняем всеми известную песню.

Исполнение песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Слайд

Текст песни «Изгиб гитары жёлтой»

Изгиб гитары желтой ты обнимаешь нежно
Струна осколком эха пронзит тугую высь
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались
Качнется купол неба большой и звездно-снежный
Как здорово что все мы здесь сегодня собрались

И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе наденьте красную шляпку. Если вам не понравилось, то наденьте желтую шляпку.

Ну вот, песни спеты, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Мы – единое целое, каждый из Нас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Мы – сила!

Слайд

Спасибо всем за участие, желаю вам коллеги, постоянной удачи, больших, дальнейших успехов в вашей профессиональной деятельности и благополучия!

А теперь, важно похлопать, подарив друг другу свою положительную энергетику!