СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна презентация раскрывает важность групповой работы в начальных классах, а так же показывает, какие именно формы групповой работы можно применить в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к семинару»

Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО


Здравствуйте уважаемые члены жюри и присутствующие! Свое выступление я хотела бы начать со следующих слов:

«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества» (Г. А. Цукерман).

Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще потому, что младшим школьникам очень нравится работать в группах.

При организации работы в группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт дискуссия, учебный диалог. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.

Целью групповой работы является: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

К задачам групповой работы относятся:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение

ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение

предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг

друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.


Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться

неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации

знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.


Важный момент в организации работы – это разделение класса на группы.

Способов разделения существует множество:

  • По желанию

  • Случайным образом

  • По определенному признаку

  • По выбору «лидера».

  • По выбору педагога.

Я стараюсь комплектовать группы тремя способами:

  • По желанию

  • Случайным образом

  • По определенному признаку

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по желанию детей. Задание на

формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух

вариантах:

 Разделитесь на группы по 4-5 человек.

 Разделитесь на 2-4 равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в

ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой.

Этот метод формирования групп я использую в тех случаях, когда передо мной стоит задача научить детей сотрудничеству.

Способы формирования «случайной» группы могут быть различны: жребий; объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов» и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно

разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с

тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие,

серо-голубые, зеленые) и так далее.

Это создает основу для эмоционального восприятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других.

Очень интересны и другие способы:

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем, либо

выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими

«лидерами».

5. По выбору педагога.

Педагог объединяет учеников по своему усмотрению.

Видов групповой работы много.

  • Работа в парах.

  • Мозговой штурм.

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

  • Мозаичная группа или Паззлы.

  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Но в своей работе я использую:

Игру «Продолжи».

Которая основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании картины, на уроке окружающего мира при

составлении рассказа о каком-либо животном или явлении).


Следующий вид работы «Снежный ком».

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Паззлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на

заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали

сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части

задания (как зубцы одной пилы).


Очень важно при групповой работе подобрать задания правильно.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех

членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить

каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

 задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

 задания, которые требуют разнообразных знаний и умений;

 задания на развитие творческого мышления,;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.



Таким образом:

  • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;

  • улучшается успеваемость;

  • формируется мотивация учения и обучения;

  • научить можно каждого;

  • соблюдается дифференцированный подход;

  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,

  • укрепляется дружба,

  • улучшаются межличностные отношения;

  • устанавливается психологический комфорт в коллективе.



Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.


Просмотр содержимого презентации
«Семинар презентация»

Организация групповой работы в рамках реализации ФГОС НОО Выполнила: Куковякина К.Ю  учитель начальных классов  МОАУ ООШ №22

Организация групповой работы

в рамках реализации ФГОС НОО

Выполнила: Куковякина К.Ю

учитель начальных классов

МОАУ ООШ №22

«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»  Г. А. Цукерман

«Умение учиться – это новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества»

Г. А. Цукерман

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Цель групповой работы:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы: 1. Активизация познавательной деятельности. 2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его. 3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.). 4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Задачи групповой работы:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Достоинства групповой работы: 1. Повышается учебная и познавательная мотивация. 2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4. Улучшается психологический климат в классе.

Достоинства групповой работы:

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Способы разделения на группы:

Способы разделения на группы:

  • по желанию
  • случайным образом
  • по определенному признаку
  • по выбору «лидера».
  • по выбору педагога.
По желанию Объединение в группы происходит по желанию детей. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:   Разделитесь на группы по 4-5 человек.  Разделитесь на 2-4 равные группы.

По желанию

Объединение в группы происходит по желанию детей. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по 4-5 человек.
  • Разделитесь на 2-4 равные группы.

Случайным образом Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой.  Способы формирования «случайной» группы могут быть различны: жребий; объединение тех, кто сидит рядом; с помощью импровизированных «фантов» и т.п.

Случайным образом

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой.

Способы формирования «случайной» группы могут быть различны:

  • жребий;
  • объединение тех, кто сидит рядом;
  • с помощью импровизированных «фантов» и т.п.

По определенному признаку Признак задается либо учителем, либо любым учеником.  Например: по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и т.д.

По определенному признаку

Признак задается либо учителем, либо любым учеником.

Например:

  • по первой букве имени (гласная – согласная),
  • в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы),
  • по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и т.д.

Виды групповой работы:

Виды групповой работы:

  • Мозговой штурм.
  • Игра «Продолжи».
  • Охота за сокровищами.
  • Снежный ком.
  • Мозаичная группа или Пазлы.
  • Прием «Зигзаг» (метод пилы).
Игра «Продолжи» Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Можно использовать на уроках по разным предметам.

Игра «Продолжи»

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам.

«Пазлы» учитель делит тему на несколько частей; все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы для изучения части темы; после изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы;  каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, и отвечает на заданные вопросы; в заключение работы делают выводы.

«Пазлы»

  • учитель делит тему на несколько частей;
  • все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы для изучения части темы;
  • после изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы;
  • каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, и отвечает на заданные вопросы;
  • в заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг» (метод пилы)

Прием «Зигзаг» (метод пилы)

  • учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты;
  • затем ребята, встречаются и обмениваются информацией как эксперты;
  • затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы;
  • организуется индивидуальная проверка знаний.
Принципы выбора заданий для групповой работы:

Принципы выбора заданий

для групповой работы:

  • Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
  • Содержание работы должно быть интересно детям.
  • Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
  • Задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Вывод:

Вывод:

  • групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
  • улучшается успеваемость;
  • формируется мотивация учения и обучения;
  • соблюдается дифференцированный подход;
  • работа в группе помогает ребенку проявить себя,
  • укрепляется дружба;
  • улучшаются межличностные отношения;
  • устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Урок окружающего мира Тема: В широкой степи Группы экологи ботаники зоологи

Урок окружающего мира

Тема: В широкой степи

Группы

экологи

ботаники

зоологи

Математика Русский язык Решение примера по цепочке, решение задачи, составление задачи и т.д Составление рассказа, памятки, «продолжи ряд», «допиши предложение» и т.д.   Окружающий мир Литературное чтение Составление рассказа о животном, природной зоне, явлении природы и т.д  Описание картины, составление сказки, составление рассказа на определенную букву и т.д.

Математика

Русский язык

Решение примера по цепочке, решение задачи, составление задачи и т.д

Составление рассказа, памятки, «продолжи ряд», «допиши предложение» и т.д.

Окружающий мир

Литературное чтение

Составление рассказа о животном, природной зоне, явлении природы и т.д

Описание картины, составление сказки, составление рассказа на определенную букву и т.д.

Урок литературного чтения Тема: Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

Урок литературного чтения

Тема: Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»

  • текст делится на части
  • в группах «прорабатываются» отдельные части текста (у каждой группы своя часть)
  • в других группах осуществляется режим последовательного взаимного рассказывания по частям.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!