Групповая технология
групповая технология - это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Групповая форма работы описана у А. Г. Ривина, В.К. Дьяченко. Н. Гузик, И. Первина, В. Фирсова. А. Гин., и др.
Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа учащихся в статической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за одной партой); динамической паре (где объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами) при повторении изученного материала, позволяет в короткий срок опросить всю группу, при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Учащийся при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология.
Во-первых, потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.
Во-вторых, групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.
Групповая форма обучения решает три основные задачи.
Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к урокам математики. Не у всех учащихся сформированы положительные мотивы учения и труда. Чаще всего на уроке из-за массового характера обучения проводится работа, которая не позволяет в полном объеме использовать потенциал каждого ребенка. Поэтому на своих уроках математики сочетаю такую работу с работой в паре и группе. В условиях такого обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики.
При работе над этой темой, мною решаются следующие задачи:
• Развивать познавательную активность учащихся на уроке.
• Включать каждого ученика в учебную работу.
• Развивать математическую речь.
• Прививать интерес к предмету.
• Создавать психологический комфорт на уроке.
Как показывает практика целесообразно, чтобы в составе группы были учащиеся всех уровней подготовки. При этом не менее половины должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.
Также одно из самых главных условий для создания рабочей обстановки в группе – это личностные взаимоотношения между учащимися. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.
Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы.
Наряду с помощью учителя каждый получают помощь и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также из других групп. Причем, помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Слайд 10. При оценке деятельности каждого учащегося в группе используется оценочный лист, в котором каждый член группы выставляет на каждом этапе работы самостоятельно себе оценку за проделанную работу.
Пример
Математика, 6-й класс. Тема: «Сложение, вычитание и сравнение дробей с разными знаменателями».
Все ученики делятся на группы 3 группы. В каждой группе по пять человек, из которых один «сильный», один «слабый», остальные со средним уровнем подготовленности.
На 1 этапе урока проходит активизация опорных знаний через устный счет или опрос. Предлагаются задания занимательного характера, например « Брейн – ринг» учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. За каждый правильный ответ группа получает жетон, по завершению опроса определяется самая активная группа.
Вопросы:
1) дробь, которая больше или равна 1
2) знаменатель
3)НОК(6;12)
4) черта дроби
5) результат вычитания
6) числитель
7) результат сложения
8) десятая часть тонны
9) НОК(5;7)
10) как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?
Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.
На 2 этапе проходит изучение нового материала по группам с использованием опорного конспекта. Каждая группа получает разные задания. После завершения работы, каждой группе предлагается защитить свое задание у доски. Решить с объяснением два примера.
Опорныйконспект
Блок М6. Сравнение, сложение и вычитание дробей
с разными знаменателями.
1 Как сравнить, сложить и вычесть дроби с разными знаменателями?
Чтобы сравнить( сложить, вычесть) дроби с разными знаменателями, надо:
1) привести данные дроби к наименьшему общему знаменателю;
2) сравнить( сложить, вычесть) полученные дроби.
Примеры:
1. Сравнить дроби 3/15 и 4/21
21/105 2. Сложить дроби
5/12+4/18= 15/36+ 8/36=23/36
3. Вычесть дроби
4/5-3/7=28/35-15/35=13/35
1 группа «Изучить правило сложения дробей с разными знаменателями»
2 группа «Изучить правило вычитания дробей с разными знаменателями»
3 группа «Изучить правило сравнения дробей с разными знаменателями»
У каждого члена группы имеется опорный конспект, по которому учащиеся учат правило и затем рассказывают его консультанту группы, после чего, приступают к практическому применению, разбирают решенные примеры в опорном конспекте. Если ,возникают вопросы, обращаются к консультанту. Далее выполняют примеры, предложенные для самостоятельной работы, после чего проходит взаимопроверка. Консультант сообщает учителю, о готовности группы по своему заданию.
Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.
На 3 этапе проходит защита заданий каждой группой. Учащиеся остальных групп внимательно слушают объяснения и готовятся отвечать на вопросы по правилам, которые не изучали.
Подводится итог, учащиеся работают с оценочными листами.
На 4 этапе каждая группа получает одинаковые карточки, которые содержат задания на все три правила, т.е на сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Проходит взаимопроверка, и учащиеся работают с оценочными листами.
Групповая форма несет в себе ряд недостатков – это трудности комплектования групп и организации работы в них; включение сразу всех учеников в работу, рабочий шум на уроке.
Несмотря на отмеченные трудности, проведенная работа показывает, что применение групповой работы при обучении математике эффективно. Групповая работа способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Также при совместной работе учащиеся приучаются сотрудничать друг с другом при выполнении общего дела, формируются положительные нравственные качества личности. Наблюдения показали, что данная форма обучения имеет большее преимущество в сравнении с традиционной методикой обучения.
Групповая форма обучения решает три основные задачи:
1) Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.
2) Коммуникативно–развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.
3) Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:
во-первых, реализуется принцип деятельности;
во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний; осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате.
Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:
• приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;
• улучшение академической успеваемости;
• воспитание самоуважения;
• укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;
• отсутствие соревнования в учебной деятельности;
• убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.
Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации групповой работы на своих уроках математики.
Статическая пара.Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах, поэтому в каком бы возрасте ни были дети, но если я начинаю обучать их в рамках групповой технологии, то передо мной, как учителем стоит первостепенная задача – научить учащихся работать в статической паре.
В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
Перед такой работой дома учащиеся готовят карточки для соседа по изучаемой теме на Iуровне усвоения знаний ( понял, запомнил, воспроизвел). Они придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке учащиеся, сидящие за одной партой, обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.
Динамическая пара.Наибольшее распространение в моей практике получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт.
При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы (слайд2). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Затем идет обсуждение решений и проверка (слайды3-7).
Командиры (бригадиры) групп заполняют карточку (слайд8). Качество работы характеризуется рядом условных обозначений:
К– имела место консультация с другими членами группы, после которой ученик решил (К+) или всё-таки не решил (К-) задание;
О– допущена ошибка в решении;
+ задание выполнено верно.
Крайне важно пробудить в детях интерес к математике. Помочь в этом могут игровые элементы на уроке, которые имеют успех у школьников всех возрастов. С целью привлечь каждого ребенка к решению устных упражнений я также использую групповую работу. Для этого применяю игры:
- «математическая эстафета»(слайд9);
Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые я заранее выписываю на доске и заготавливаю на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.
- « математическое лото»(слайды10-11).
Эта игра также заставляет школьников активно участвовать в выполнении предложенных заданий. Учителю нужно подготовить 5 – 6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие – одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.
Такие упражнения учащиеся охотно составляют и сами для групп соперников.
Групповое обучение можно применять и на уроке изучения нового материала (слайд12).
Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный процесс, поэтому при проведении самостоятельных работ также использую групповую технологию (слайды13-16). В этом случае учащиеся работают в гомогенных группах и приходится учитывать индивидуальные особенности: каждая группа получает специальные указания. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс и позволяет им быть не только слушателями, но и ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением заданий.
Вариационная пара.В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: «ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность)». Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.
Чего не следует делать при организации групповой работы (слайд17):
· Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.
· Разрешить индивидуальное место ученику, который хочет работать один.
· Нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представят «продукт» своего труда.
· В классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик).
· Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
· В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели:
- обучающиеся обучены групповым формам работы;
- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной;
Основа моей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики. Если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения.
7