12-02 21.03.17
Конспект группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе
Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР III ур., лексико-грамматические нарушения, полиморфное нарушение звукопроизношения)
Возраст: подготовительная группа
Тема: Буква Ъ.
Цель: Познакомить с буквой Ъ. Объяснить, что она не имеет звука. Учить выкладывать букву Ъ на колодке-шеститочии. Расширять и уточнять знания детей об окружающем мире. Учить образовывать относительные прилагательные и включать их в предложение.
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие., физическое развитие.
Задачи:
Образовательная:
- закреплять представления о букве [ъ];
- учить выкладывать Ъ на колодке-шеститочии.
- закрепить фишку твердого согласного звука.
Коррекционно-развивающая:
-формировать плавный длительный выдох;
-развивать интонационную выразительность;
-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный гнозис.
Воспитательная:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
Ожидаемые результаты: Выкладывают букву Ъ на колодке-шеститочии. Знают обозначение твердого согласного звука фишкой. Читают слоги и короткие слова.
Оборудование: колодка-шеститочие, гвоздики, карточки с заданиями, фишки для звукового анализа.
Ход занятия
I. Вводная часть.
1.1. Создание эмоционального фона. Организационный момент.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Давайте мы с вами немного разомнём наши ротики. И расскажем сказку о веселом язычке.
Сказка «О Веселом Язычке»
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. Вот и вся сказка, про Веселый Язычок. (http://pedlib.ru/)
2. Вводно — организационный.
- Послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)
- Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим) - А что тогда можно увидеть и написать? (буквы)
3. Мотивация на деятельность
Сейчас я буду выкладывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают .
4. Расширение имеющихся знаний
А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук». Сейчас каждый из вас по очереди будет называть звук, а остальные будут выкладывать букву, затем тот, кто называл звук проверяет правильно-ли дети выложили. Затем ведущим становится другой.
II. Главная часть.
Сегодня мы с вами познакомимся с одной необычной буквой нашего алфавита. Я раскрою вам ее секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буква, с которой мы сегодня с вами познакомимся, тоже значок, но особый. Он не обозначает звуков.
2.3. знакомство со свойствами ъ
Мы сегодня знакомимся с буквой твёрдый знак. Она стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их. Его пишут после двойных букв, которые смягчают, для того, что бы согласный, стоящий впереди, сделать твёрдым.
2.4. знакомство с буквой ъ
Там где четвертой точи нет, а остальные дружат если,
Там верно будет твердый знак, его с тобой запомним вместе.
Один, два, три, пять, шесть, у нас получится прочесть!
(Татьяна Якимчекнкова)
Маша, из каких точек получается буква З? (1,2, 3,5,6)
Настя, сколько гвоздиков нам нужно, чтобы выложить букву Ъ? (пять)
- А теперь, Даня выложит 4 букв Ъ, Маша Ъ, а Настя Ъ
- Молодцы! Поменяйтесь колодками и проверьте друг друга.
- Кто больше всех выложил букв Ъ? (Маша) А кто меньше всех? (Настя)
- Как нам сделать, что бы у Маши и Насти стало поровну? (Насте добавить еще одну букву Ъ)
- А теперь, скажите, как нам сделать, что бы у всех стало поровну? (Маше и Насте добавить букву, или у Дани убрать одну).
- Ну, давайте, Даня уберёт у себя одру букву.
3. Физминутка (встаём в круг)
Бедный мишка заболел
Мишка много мёду съел (идут по кругу)
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)
Мишка стонет, слёзы льёт
У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)
Непослушный, жадный мишка
Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)
- Игра «Найди ошибку»
- среди букв попадается буква Ъ. Дети должны найти Ъ и залепить его пластелином.
- И с этим справились! А следующее задание очень сложное! Вам нужно прочитать несколько слов!
съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, отъезд, объезд, подъём.
4. Физ. минутка (Железновой) «Мы танцуем»
5. Звуковой анализ слова «Съел»
- Дети по очереди разбирают каждую букву и звук. В конце приходят к выводу, что в этом слове 4 буквы и 4 звука, из-за того, что Е двойная, а Ъ не имеет звука.
6. Рефлексия
- С какой буквой мы с вами сегодня познакомились?
- Расскажите, что вы знаете об этом звуке?
- Назовите слова на букву Ъ? почему не можете?
- Какие точки нам нужно закрыть, что бы получить букву Ъ?
- Оцените свою работу на занятии.