Конспект группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе (слепые дети)
Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР III ур., лексико-грамматические нарушения, полиморфное нарушение звукопроизношения)
Тема: Звуки [Й] [О]. Буква Ё.
Цель: Познакомить со звуками [Й] [О], объяснить, что они образуют букву Ё. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Ё.
Задачи:
Образовательная:
- уточнить представления о звуках [й], [о];
- дать характеристику звуков;
- учить выделять звуки [й], [о] из речевого потока;
- учить определять место звуков в слове;
- закрепить знание фишки мягкого согласного звука.
- познакомить с буквой Ё.
- учить выполнять звуковой анализ слова ЁЖИК.
- закреплять умение составлять развёрнутые предложения.
Коррекционно-развивающая:
-формировать плавный длительный выдох;
-развивать интонационную выразительность;
-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.
- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис.
Воспитательная:
- формировать положительную мотивацию на занятии;
- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.
Форма проведения: групповая
Интеграция по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Ожидаемые результаты: выделяют звуки [й], [о] из потока звуков. Выкладывают букву Ё на колодке-шеститочии. Знают обозначение мягкого согласного звука фишкой. Делают звуковой анализ слова ЁЖИК.
Оборудование: Колодка-шеститочие, гвоздики, карточки для звукового анализа, карточки с заданием.
Ход занятия
1. Организационный момент
1.1 Создание эмоционального фона.
- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);
- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа);
- Включаем щеки (потереть щечки);
- Включаем губы (дотронуться до губ);
- Включаем мысли (вращательное движение над головой).
1.2 Слышится плач. К детям на занятие приходит Ёжик. Ему друг Зайчонок прислал посылку, но наверное что-то перепутал и в графе кому вместо Ёжику написали Жику. И теперь почтальон не отдаёт ему посылку. (Логопед предлагает детям убедиться, что на посылке действительно ошибка).
Логопед: Ребята, мы с вами поможем Ёжику?
Дети: да
1.3 Дыхательная гимнастика «Так фырчит ёжик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Логопед: Встаньте возле своих стульчиков. Мы с вами сейчас ненадолго превратимся в ёжиков.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
2. Введение в тему.
Логопед: Как вы думаете, почему не отдают посылку Ёжику?
Дети: По тому, что пропущена первая буква.
Логопед: Правильно, какая первая буква в слове Ёжик?
Дети: пропущена буква Ё.
Логопед: Молодцы, правильно! Для того, что бы Ёжику отдали посылку нам с вами необходимо выучить новую букву и поставить ее на место в посылке.
2.1. Уточнение артикуляции звука.
Логопед: Напомните мне, пожалуйста, с какой буквой нам нужно сегодня познакомиться? Дети: нам нужно познакомиться с буквой Ё.
Логопед: Правильно. А теперь, подумайте, произнесите и скажите, какая у нас с вами буква Ё?
Дети: Буква Ё – гласная.
Логопед: Докажите, что эта буква Ё гласная. Что у нас с вами делает язычок и ротик? Дети: Язычок отдыхает, а ротик немного вытянут трубочкой, она поётся.
Логопед: Молодцы, а теперь послушайте стихотворение буквы Ё.
2.2 Знакомство с точками буквы Ё.
Логопед читает стихотворение буквы Ё.
Ежик спрятал свою букву возле елки новогодней,
И секрет нам рассказал, номер точек указал:
Первая, шестая, буква ёжика простая.
(Якимченкова Т.П.)
Логопед: Сколько нам с вами нужно гвоздиков, чтобы выложить букву Ё?
Дети: Для того, что выложить букву Ё, нам нужно 2 гвоздика.
Логопед: А теперь внимание! Слушайте внимательно задание! Маша выложит на колодке 4 буквы Ё, Настя на 2 больше, чем Маша, а Даня на 1 меньше, чем Настя.
Логопед: Молодцы! Справились! А теперь скажите, кто выложил больше всех букв Ё? Дети: Больше всех выложила Настя.
Логопед: Скажите, а кто выложил меньше меньше всех?
Дети: Меньше всех выложила Маша.
Логопед: Как нам сделать так, чтобы у Маши и у Дани стало поровну?
Дети: Дане добавить еще одну букву, или у Маши одну отнять.
Логопед: Пускай Даня добавит себе ещё одну букву.
Логопед: Молодцы! Но все же у Насти больше, как нам сделать, так, чтобы у всех стало поровну?
Дети: Дане и Маше добавить по одной букве, либо Насте одну убрать.
Логопед: А теперь, пускай Настя уберет у себя одну букву.
2.3 Игра «Тише-громче»
Цель: развитие у детей силы голоса.
Логопед: А вот и первое задание. Перед вами карточка на которой есть несколько букв Ё. Внимание! Ваша задача одновременно поставить пальчики на начало строки и читать букву Ё таким образом – первая буква тихо, вторая – чуть громче, а третья – громко, затем все повторяется.
2.4 Игра «Найди ошибку»
Цель: дифференциация буквы Ё с другими буквами.
Детям предлагается карточка, на которой среди букв Ё попадаются и другие буквы. Дети должны найти ошибку, сказать какую букву они нашли и назвать слово, в котором есть эта буква. Дети одновременно ставят палец на начало строки и начинают работу.
Логопед: А теперь мы с вами будем искать ошибку . На счет три – поставьте пальчик на начало карточки и все вместе начинайте работу. Как только вам попалась другая буква – говорите «Ой!» , называете лишнюю букву, а затем слово, в котором, есть эта буква.
3. Физминутка «Ёжик»
Цель: развитие общей моторики, точности движений, слухового восприятия, внимания (все движения выполняются в соответствии с текстом)
По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ – топочут ножки
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ёжик
Ищет ягодки, грибочки,
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк
Превратится ёж в клубок. (iemcko.ru)
4. Знакомство со свойствами буквы Ё
Логопед: Вот мы с вами и познакомились с точками буквы Ё. Но, оказывается, что буква Ё – волшебная. Скажите, вы уже знаете какую-нибудь волшебную букву?
Дети: Да, это буква Е.
Логопед: Правильно! Вот и наша с вами буква Ё тоже волшебная. Она так же смягчает согласные и состоит из двух звуков. А вот каких, вы мне скажете сами. Произнесите еще раз Ё и скажите какие два звука образуют нашу с вами букву. (дети произносят и приходят к выводу, что это звуки [й] и [о]).
4.1. Характеристика звуков.
Логопед: Давайте с вами вспомним, какой у нас с вами звук [й]?
Дети: звук Й – согласный, всегда мягкий.
Логопед: Как мы с вами будем обозначать звук [й]?
Дети: Звук [й] мы будем обозначать двумя полосочками, по тому, что он мягкий. Логопед: Молодцы! Следующий звук - [о] – расскажите о нём.
Дети: Звук [о] – гласный, обозначать его мы будем кругом.
4.2 «Игра будь внимательным!»
Цель: развитие фонематического слуха.
Логопед: Приготовьте ваши ладошки! Сейчас вам нужно будет ловить только те слова, в которых нет звука Ё.
Ёж – Ёлка – Ёрш – лень – лёд – мёд – пенёк – стул – овёс – осёл – окно.
4.2. Звуковой анализ слова ЁЖИК
Логопед: Выложите на колодке слово Ёжик. А теперь попробуйте самостоятельно сделать звуковой анализ этого слова. Помните про волшебство буквы Ё. И напомните мне пожалуйста, какой у нас с вами всегда звук [ж]?
Дети: звук [ж] - всегда твёрдый.
Логопед: Скажите пожалуйста, сколько у вас получилось звуков?
Дети: Получилось 5 звуков.
Логопед: А сколько у нас с вами букв?
Дети: В этом слове 4 буквы.
Логопед: Как вы думаете, почему так получилось?
Дети: По тому, что в букве Ё два звука.
5. Пальчиковая игра «Ёжик» (с использованием Су-Джок).
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями) .
6. Чтение слогов
Логопед: Пальчики мы с вами размяли, а теперь почитаем. Читать будем по цепочке. Поставьте все пальчик на начало строки и начитайте читать по очереди.
Дети: (читают)
БЁ – МЁ – ЛЁ – ТЁ – СЁ – ПЁ – КЁ – ФЁ – ДЁ – ЗЁ
7. Чтение слов и предложения.
Логопед: Молодцы! Слоги вы читаете очень хорошо, а теперь, почитаем слова по цепочке, а затем прочтём с вами предложение.
Ёжик – мёд – ёлка – клён – пенёк
Ёжик несёт корзину с грибами.
8. Сюрпризный момент
Логопед: Молодцы! Справились со всеми заданиями! Узнали новую букву, которую мы сейчас приклеем на посылку. Подскажите мне, куда нужно добавить нашу букву?
Дети: Нужно к Жику добавить букву Ё, чтобы получилось Ёжику.
Логопед: Давайте вместе приклеем и прочитаем, что у нас получилось.
Логопед: А хотите узнать, что Зайчонок прислал Ёжику?
Дети: да.
Открывается посылка, в которой лежат яблоки.
Логопед: Ёжик хочет отблагодарить вас за помощь и угощает яблоками!
9. Рефлексия
- С какой буквой мы познакомились?
- Что в ней необычного?
- Какое из заданий вам понравилось больше всего?
- Оцените свою работу на занятии.