СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое логопедическое занятие по обучению грамоте слепых детей "Звуки [й]-[о]. Буква Ё"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповое логопедическое занятие для слепых детей подготовительной к школе группы/ первого класса. Тема "Звуки [й]-[о]. Буква Ё". 

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие по обучению грамоте слепых детей "Звуки [й]-[о]. Буква Ё"»



Конспект группового логопедического занятия в подготовительной к школе группе (слепые дети)

Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР III ур., лексико-грамматические нарушения, полиморфное нарушение звукопроизношения)



Тема: Звуки [Й] [О]. Буква Ё.

Цель: Познакомить со звуками [Й] [О], объяснить, что они образуют букву Ё. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Ё.

Задачи:

Образовательная:

- уточнить представления о звуках [й], [о];

- дать характеристику звуков;

- учить выделять звуки [й], [о] из речевого потока;

- учить определять место звуков в слове;

- закрепить знание фишки мягкого согласного звука.

- познакомить с буквой Ё.

- учить выполнять звуковой анализ слова ЁЖИК.

- закреплять умение составлять развёрнутые предложения.



Коррекционно-развивающая:

-формировать плавный длительный выдох;

-развивать интонационную выразительность;

-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис.



Воспитательная:



- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.



Форма проведения: групповая



Интеграция по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Ожидаемые результаты: выделяют звуки [й], [о] из потока звуков. Выкладывают букву Ё на колодке-шеститочии. Знают обозначение мягкого согласного звука фишкой. Делают звуковой анализ слова ЁЖИК.

Оборудование: Колодка-шеститочие, гвоздики, карточки для звукового анализа, карточки с заданием.





Ход занятия

1. Организационный момент

1.1 Создание эмоционального фона.

- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);

- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа); 

- Включаем щеки (потереть щечки);

- Включаем губы (дотронуться до губ);

- Включаем мысли (вращательное движение над головой).

1.2 Слышится плач. К детям на занятие приходит Ёжик. Ему друг Зайчонок прислал посылку, но наверное что-то перепутал и в графе кому вместо Ёжику написали Жику. И теперь почтальон не отдаёт ему посылку. (Логопед предлагает детям убедиться, что на посылке действительно ошибка).

Логопед: Ребята, мы с вами поможем Ёжику?

Дети: да

1.3 Дыхательная гимнастика «Так фырчит ёжик»



Цель: формирование дыхательного аппарата.





Логопед: Встаньте возле своих стульчиков. Мы с вами сейчас ненадолго превратимся в ёжиков.



ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.



2. Введение  в  тему.

Логопед: Как вы думаете, почему не отдают посылку Ёжику?

Дети: По тому, что пропущена первая буква.

Логопед: Правильно, какая первая буква в слове Ёжик?

Дети: пропущена буква Ё.

Логопед: Молодцы, правильно! Для того, что бы Ёжику отдали посылку нам с вами необходимо выучить новую букву и поставить ее на место в посылке.





2.1. Уточнение  артикуляции звука.

Логопед: Напомните мне, пожалуйста, с какой буквой нам нужно сегодня познакомиться? Дети: нам нужно познакомиться с буквой Ё.

Логопед: Правильно. А теперь, подумайте, произнесите и скажите, какая у нас с вами буква Ё?

Дети: Буква Ё – гласная.

Логопед: Докажите, что эта буква Ё гласная. Что у нас с вами делает язычок и ротик? Дети: Язычок отдыхает, а ротик немного вытянут трубочкой, она поётся.

Логопед: Молодцы, а теперь послушайте стихотворение буквы Ё.

2.2 Знакомство с точками буквы Ё.

Логопед читает стихотворение буквы Ё.

Ежик спрятал свою букву возле елки новогодней,

И секрет нам рассказал, номер точек указал:



Первая, шестая, буква ёжика простая.

(Якимченкова Т.П.)



Логопед: Сколько нам с вами нужно гвоздиков, чтобы выложить букву Ё?

Дети: Для того, что выложить букву Ё, нам нужно 2 гвоздика.

Логопед: А теперь внимание! Слушайте внимательно задание! Маша выложит на колодке 4 буквы Ё, Настя на 2 больше, чем Маша, а Даня на 1 меньше, чем Настя.

Логопед: Молодцы! Справились! А теперь скажите, кто выложил больше всех букв Ё? Дети: Больше всех выложила Настя.

Логопед: Скажите, а кто выложил меньше меньше всех?

Дети: Меньше всех выложила Маша.

Логопед: Как нам сделать так, чтобы у Маши и у Дани стало поровну?

Дети: Дане добавить еще одну букву, или у Маши одну отнять.

Логопед: Пускай Даня добавит себе ещё одну букву.

Логопед: Молодцы! Но все же у Насти больше, как нам сделать, так, чтобы у всех стало поровну?

Дети: Дане и Маше добавить по одной букве, либо Насте одну убрать.

Логопед: А теперь, пускай Настя уберет у себя одну букву.



2.3 Игра «Тише-громче»



Цель: развитие у детей силы голоса.



Логопед: А вот и первое задание. Перед вами карточка на которой есть несколько букв Ё. Внимание! Ваша задача одновременно поставить пальчики на начало строки и читать букву Ё таким образом – первая буква тихо, вторая – чуть громче, а третья – громко, затем все повторяется.



2.4 Игра «Найди ошибку»



Цель: дифференциация буквы Ё с другими буквами.



Детям предлагается карточка, на которой среди букв Ё попадаются и другие буквы. Дети должны найти ошибку, сказать какую букву они нашли и назвать слово, в котором есть эта буква. Дети одновременно ставят палец на начало строки и начинают работу.



Логопед: А теперь мы с вами будем искать ошибку . На счет три – поставьте пальчик на начало карточки и все вместе начинайте работу. Как только вам попалась другая буква – говорите «Ой!» , называете лишнюю букву, а затем слово, в котором, есть эта буква.



3. Физминутка «Ёжик»

Цель: развитие общей моторики, точности движений, слухового восприятия, внимания (все движения выполняются в соответствии с текстом)

По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ – топочут ножки

Ходит-бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик

Ищет ягодки, грибочки,

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадется волк

Превратится ёж в клубок. (iemcko.ru)



4. Знакомство со свойствами буквы Ё

Логопед: Вот мы с вами и познакомились с точками буквы Ё. Но, оказывается, что буква Ё – волшебная. Скажите, вы уже знаете какую-нибудь волшебную букву?

Дети: Да, это буква Е.

Логопед: Правильно! Вот и наша с вами буква Ё тоже волшебная. Она так же смягчает согласные и состоит из двух звуков. А вот каких, вы мне скажете сами. Произнесите еще раз Ё и скажите какие два звука образуют нашу с вами букву. (дети произносят и приходят к выводу, что это звуки [й] и [о]).


4.1. Характеристика звуков.

Логопед: Давайте с вами вспомним, какой у нас с вами звук [й]?

Дети: звук Й – согласный, всегда мягкий.

Логопед: Как мы с вами будем обозначать звук [й]?

Дети: Звук [й] мы будем обозначать двумя полосочками, по тому, что он мягкий. Логопед: Молодцы! Следующий звук - [о] – расскажите о нём.

Дети: Звук [о] – гласный, обозначать его мы будем кругом.


4.2 «Игра будь внимательным!»

Цель: развитие фонематического слуха.

Логопед: Приготовьте ваши ладошки! Сейчас вам нужно будет ловить только те слова, в которых нет звука Ё.


Ёж – Ёлка – Ёрш – лень – лёд – мёд – пенёк – стул – овёс – осёл – окно.


4.2. Звуковой анализ слова ЁЖИК

Логопед: Выложите на колодке слово Ёжик. А теперь попробуйте самостоятельно сделать звуковой анализ этого слова. Помните про волшебство буквы Ё. И напомните мне пожалуйста, какой у нас с вами всегда звук [ж]?

Дети: звук [ж] - всегда твёрдый.

Логопед: Скажите пожалуйста, сколько у вас получилось звуков?

Дети: Получилось 5 звуков.

Логопед: А сколько у нас с вами букв?

Дети: В этом слове 4 буквы.

Логопед: Как вы думаете, почему так получилось?

Дети: По тому, что в букве Ё два звука.



5. Пальчиковая игра «Ёжик» (с использованием Су-Джок).

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца)

на ежа похожи. (дети катают Су Джок между ладонями) .

6. Чтение слогов

Логопед: Пальчики мы с вами размяли, а теперь почитаем. Читать будем по цепочке. Поставьте все пальчик на начало строки и начитайте читать по очереди.

Дети: (читают)



БЁ – МЁ – ЛЁ – ТЁ – СЁ – ПЁ – КЁ – ФЁ – ДЁ – ЗЁ



7. Чтение слов и предложения.

Логопед: Молодцы! Слоги вы читаете очень хорошо, а теперь, почитаем слова по цепочке, а затем прочтём с вами предложение.

Ёжик – мёд – ёлка – клён – пенёк



Ёжик несёт корзину с грибами.













8. Сюрпризный момент



Логопед: Молодцы! Справились со всеми заданиями! Узнали новую букву, которую мы сейчас приклеем на посылку. Подскажите мне, куда нужно добавить нашу букву?

Дети: Нужно к Жику добавить букву Ё, чтобы получилось Ёжику.

Логопед: Давайте вместе приклеем и прочитаем, что у нас получилось.



Логопед: А хотите узнать, что Зайчонок прислал Ёжику?

Дети: да.



Открывается посылка, в которой лежат яблоки.



Логопед: Ёжик хочет отблагодарить вас за помощь и угощает яблоками!



9. Рефлексия

- С какой буквой мы познакомились?

- Что в ней необычного?

- Какое из заданий вам понравилось больше всего?

- Оцените свою работу на занятии.