СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповое логопедическое занятие по обучению грамоте слепых детей "Звуки [й]-[а]. Буква Я"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект группового логопедического занятия для слепых детей подготовительной группы/ первого класса. Тема занятия: "Звуки [й]-[а]. Буква Я"

Просмотр содержимого документа
«Групповое логопедическое занятие по обучению грамоте слепых детей "Звуки [й]-[а]. Буква Я"»

Конспект группового логопедического занятия для слепых детей 7 – 8 лет

Группа детей по структуре речевого нарушения (ОНР III ур., лексико-грамматические нарушения, полиморфное нарушение звукопроизношения)



Тема: Звуки [Й] [А]. Буква Я.

Цель: Познакомить со звуками [Й] [А], объяснить, что они образуют букву Я. Учить выкладывать на колодке-шеститочии букву Я.

Задачи:

Образовательная:

- уточнить представления о звуках [й], [а];

- дать характеристику звуков;

- учить выделять звуки [й], [а] из речевого потока;

- учить определять место звуков в слове;

- закрепить знание фишки мягкого согласного звука.

- познакомить с буквой Я.

- учить выполнять звуковой анализ слова ЯЙЦО.

- закреплять умение составлять развёрнутые предложения.



Коррекционно-развивающая:

-формировать плавный длительный выдох;

-развивать интонационную выразительность;

-развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

- развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис.



Воспитательная:



- формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.



Форма проведения: групповая



Интеграция по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Ожидаемые результаты: выделяют звуки [й], [а] из потока звуков. Выкладывают букву Я на колодке-шеститочии. Знают обозначение мягкого согласного звука фишкой. Делают звуковой анализ слова ЯЙЦО.

Оборудование: Колодка-шеститочие, гвоздики, карточки для звукового анализа, карточки с заданием, массажные шарики Су-Джок









Ход занятия

1. Организационный момент

1.1 Создание эмоционального фона.

- Включаем ушки (нежное прикосновение к ушам);

- Включаем носики (дотронуться пальчиком до носа); 

- Включаем щеки (потереть щечки);

- Включаем губы (дотронуться до губ);

- Включаем мысли (вращательное движение над головой).

1.2 На занятие к детям приходит Курочка.

Курочка: Мне сегодня очень нужна ваша помощь! У меня большой кот Яшка украл ЯЙЦО! Нужно обязательно найти кота и забрать у него ЯЙЦО.

Логопед: Ребята, мы с вами поможем Курочке?

Дети: да

Логопед: А для того, что бы помочь, нам с вами нужно познакомиться с новой буквой и выполнить несколько заданий.

1.3 Дыхательная гимнастика «Подуй на пёрышко»



Цель: формирование дыхательного аппарата.

Логопед: Курочка поделилась с нами своими пёрышками. Сейчас мы с ними поиграем.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другой – держат пёрышки близко ко рту. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «фу-фу-фу-фу», так, что бы пёрышко то касалось губ, то сдувалось воздушным потоком. Повторить 3-4 раза.



2. Введение  в  тему.

Логопед: Как вы думаете, почему именно Яйцо забрал кот? Какая первая буква у нас будет в слове Яйцо?

Дети: В слове яйцо первая буква Я.

2.1. Уточнение  артикуляции звука.

Логопед: Напомните мне, пожалуйста, с какой буквой нам нужно сегодня познакомиться? Дети: нам нужно познакомиться с буквой Я.

Логопед: Правильно. А теперь, подумайте, произнесите и скажите, какая у нас с вами буква Я?

Дети: Буква Я – гласная.

Логопед: Докажите, что эта буква Я гласная. Что у нас с вами делает язычок и ротик? Дети: Язычок отдыхает, а ротик широко открыт, она поётся.

Логопед: Молодцы, а теперь послушайте стихотворение буквы Я.

2.2 Знакомство с точками буквы Я. (дети сидят за столом)

Логопед читает стихотворение буквы Я.

Познакомьтесь, буква Я, буква Я, она моя,

В домиках она живет и Я кричать не устает.

Точки первая, вторая, и четвертая, шестая,

В окончаниях буква Я, вот так буковка моя!

(Якимченкова Т.П.)

Логопед: Сколько нам с вами нужно гвоздиков, чтобы выложить букву Я?

Дети: Для того, что выложить букву Я, нам нужно 4 гвоздика.

Логопед: А теперь внимание! Слушайте внимательно задание! Маша выложит на колодке 4 буквы Я, Настя на 2 больше, чем Маша, а Даня на 1 меньше, чем Настя.

Логопед: Молодцы! Справились! А теперь скажите, кто выложил больше всех букв Я? Дети: Больше всех выложила Настя.

Логопед: Скажите, а кто выложил меньше меньше всех?

Дети: Меньше всех выложила Маша.

2.3 Игра-физкультминутка «Тихо-громче» с использованием сигнальных карточек.



Цель: развитие у детей силы голоса.



Логопед: А теперь встаньте возле своих стульчиков и возьмите в руки сигнальные карточки. В правую руку – карточку, обозначающую громкий звук, а в левую – тихий. По команде вы будете поднимать заданную руку вверх и произносить в соответствии с карточкой звук.



2.4 Игра «Найди ошибку»



Цель: дифференциация буквы Я с другими буквами.



Детям предлагается карточка, на которой среди букв Я попадаются и другие буквы. Дети должны выбрать только букву Я и прикрепить её на отдельный коврик. После выполнения задания дети выполняют взаимопроверку.



Логопед: А теперь мы с вами будем искать ошибку . У вас на полоске есть различные буквы, среди которых попадается и наша с вами буква Я. Вам необходимо выбрать только буквы Я и прикрепить их на отдельный коврик.



Логопед: Молодцы! Справились, а теперь, поменяемся карточками и проверим друг друга.

Сколько всего букв Я было на полоске?



Дети: Всего было 5 букв Я.



3. Физкультминутка «Вышла курочка гулять» (Железновой)

Цель: развитие общей моторики, точности движений, слухового восприятия, внимания (все движения выполняются в соответствии с текстом)

Логопед: Потрудились, а теперь можно немного отдохнуть. Включается запись физкультминутки Железновой. Дети выполняют движения по тексту.



Вышла курочка гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки!

Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!

Ходят цыпки целый день
Нагибаться им не лень
Червячков не видно
Малышам обидно. (http://songspro.ru/16/Razvivalki/tekst-pesni-Vyshla-kurochka-pogulyat)


4. Знакомство со свойствами буквы Я (стоя возле стола)

Логопед: Вот мы с вами и познакомились с точками буквы Я. Но, оказывается, что буква Я – волшебная. Скажите, вы уже знаете какие-нибудь волшебные букву?

Дети: Да, это буквы Е и Ё.

Логопед: Правильно! Вот и наша с вами буква Я тоже волшебная. Она так же смягчает согласные и состоит из двух звуков. А вот каких, вы мне скажете сами. Произнесите еще раз Я и скажите какие два звука образуют нашу с вами букву. (дети произносят и приходят к выводу, что это звуки [й] и [а]).


4.1. Характеристика звуков.

Логопед: Давайте с вами вспомним, какой у нас с вами звук [й]?

Дети: звук Й – согласный, всегда мягкий.

Логопед: Как мы с вами будем обозначать звук [й]?

Дети: Звук [й] мы будем обозначать двумя полосочками, по тому, что он мягкий. Логопед: Молодцы! Следующий звук - [а] – расскажите о нём.

Дети: Звук [а] – гласный, обозначать его мы будем кругом.


4.2 «Игра будь внимательным!»

Цель: развитие фонематического слуха.

Логопед: Приготовьте ваши ладошки! Сейчас вам нужно будет ловить только те слова, в которых нет звука Я.


Яхта – Ярмарка – Яйцо – ёлка – Яшма – Яблоко – Ястреб – весна – Ясень – Якорь – окно.


4.2. Звуковой анализ слова ЯЙЦО

Логопед: Выложите на колодке слово ЯЙЦО. А теперь попробуйте самостоятельно сделать звуковой анализ этого слова. Помните про волшебство буквы Я. И напомните мне пожалуйста, какой у нас с вами всегда звук [ц]?

Дети: звук [ц] - всегда твёрдый.

Логопед: Скажите пожалуйста, сколько у вас получилось звуков?

Дети: Получилось 5 звуков.

Логопед: А сколько у нас с вами букв?

Дети: В этом слове 4 буквы.

Логопед: Как вы думаете, почему так получилось?

Дети: По тому, что в букве Я два звука.



5. Пальчиковая игра «Прокати волшебное яичко» (с использованием Су-Джок)

Логопед: Перед следующим заданием нам нужно размять пальчики.

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем.

Вперед-назад, вперед-назад.

6. Чтение слогов

Логопед: Пальчики мы с вами размяли, а теперь почитаем. Читать будем по цепочке. Поставьте все пальчик на начало строки и начитайте читать по очереди.

Дети: (читают)



БЯ – МЯ – ЛЯ – ТЯ – СЯ – ПЯ – КЯ – ФЯ – ДЯ – ЗЯ



Логопед: Молодцы! Справились со всеми заданиями! Узнали новую букву. Нашли яйцо, которое мы сейчас отдадим Курочке.

Логопед: Курочка говорит вам спасибо! А может мы Курочку оставим у себя в группе жить? И будем с ней дружить.

Дети: Конечно, мы с удовольствием будем с ней дружить!



9. Рефлексия

- С какой буквой мы познакомились?

- Что в ней необычного?

- Какое из заданий вам понравилось больше всего?

- Оцените свою работу на занятии.