Просмотр содержимого документа
«Группы компонентов мотивационной структуры педагогической деятельности»
Группы компонентов мотивационной структуры педагогической деятельности.
В первую группу входят 5 компонентов, представляющих собой широкие социальные мотивы, основанные на понимании общественной необходимости педагогической деятельности. К ним относятся следующие:
Аффилиация – работа с детьми мне приносит радость;
Понимание - данная работа представляет возможность глубже познать внутренний мир другого человека;
Уважение - приятно ощущать себя нужной ребятам;
Покровительство - мне нравится проводить с ребятами различные мероприятия;
Зависимость - мне не хватает детей, общения с ними.
Вторую группу образуют компоненты, связанные со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими.
Признание - выполняя данную работу, я пользуюсь уважением коллег;
Привлечение внимания - участвуя в данной работе, нахожусь в центре внимания;
Опека - моя воспитательная работа одобряется коллегами (завучем, директором).
В третью группу компонентов входят «внешние» по отношению к самой педагогической деятельности мотивы.
Власть - люблю, чтобы слушались и подчинялись;
Порядок - выполняю эту работу потому, что мне ее поручили;
Избегание неудач - в этой работе мне легче всего добиться успеха
Четвертая группа компонентов отражает мотивы, связанные с перспективным развитием личности. В нее входят три компонента:
Саморазвитие - оказывая воспитательное воздействие на других, я совершенствую себя как личность;
Достижение - нравится участвовать в этой работе, потому что у меня есть способности к ней;
Социофилия - в результате моей работы ребята становятся лучше.
Оценки и ранги каждого компонента мотивации педагогической деятельности позволяют построить индивидуальный профиль учителя, в котором представлены качественные соотношения между всеми рассмотренными компонентами.