2 | Стадия вызова | 5 | – Сегодня мы познакомимся с рассказом И.А. Бунина «Лапти». Знакомо вам имя писателя? С какими его рассказами вы уже знакомы? - Давайте прочитаем статью К.Г. Паустовского о Бунине. Какова, по вашему, основная мысль статьи? – Итак, рассказ «Лапти». Что такое лапти? – Можно ли предположить, о чём будет этот рассказ? | Вспоминают прочитанные в 5 классе рассказы «В деревне», «Подснежник». Учащиеся предлагают несколько вариантов: «В области русского языка Бунин был мастером непревзойденным». «Всю жизнь Бунин ждал счастья.. и нашёл его в своей поэзии, прозе, в любви к жизни». «Бунина надо читать самому». (Составляется корзина идей) |
3 | Стадия осмысления | 30 мин | Работа с текстом 1-ая часть. Чтение рассказа до слов: « А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит...» Первая остановка – Что вы узнали? – Как бы вы озаглавили эту часть рассказа? – Сбылись ли ваши ожидания? – В начале урока вы привели слова Паустовского о том, что Бунин «в области русского языка был мастером непревзойденным». Найдите слова или выражения, передающие атмосферу, в которой разворачиваются события. – Что чувствует в этот момент мать? (Лексическая работа: верста) – Кто такой Нефёд? – Как к нему относится барыня? – Что произойдет дальше? 2-ая часть. Выразительное чтение текста до слов: «...выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Вторая остановка. – Как можно озаглавить эту часть? – Какие детали портрета Нефеда говорят о его материальном положении? – Какие слова вам незнакомы? (Лексическая работа: зипун, фуксин, подпояска) – Какое средство художественной выразительности использует Бунин в данном отрывке? Какое значение оно имеет? – Как вы оцениваете поступок Нефеда? 3-я часть. Чтение рассказа до слов «И мать кидалась на колени и била себя в грудь: – Господи, помоги! Господи, защити!» Третья остановка – Как можно озаглавить эту часть? Обращаем внимание на первое предложение отрывка: «Пообедали, стало смеркаться, смерклось – Нефеда не было». Четыре простых предложения практически без второстепенных членов передают состояние долгого, напряженного ожидания, от которого «ночь была еще страшнее». – Чье состояние передает нам автор? – Как вы думаете, что будет дальше? 4-я часть. Самостоятельное чтение учащимися рассказа до конца. Четвертая остановка – Предполагали вы такой финал? Оправдались ваши ожидания? – Как можно назвать эту часть? – Какая фраза одновременно и обнадеживает, и настораживает, пугает читателя? – Напрасно ли Нефёд отправился в такую пургу за лаптями? Может, стоило подождать? Обращаем внимание учащихся на то, что на протяжении всего рассказа Бунин использует два символических цвета: белый и красный, олицетворющих зло и добро. | Учащиеся составляют простой план рассказа по ходу чтения текста. «Большое горе», «Непроглядная вьюга», белый и холодный дом, бледный сумрак Страх и беспомощность Слово «Нефедушка» говорит о добром отношении барыни к мужику. «Нефёд отправляется за лаптями» или «Душа желает – надо добывать» Старый полушубок, разбитые валенки Метафора «потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Вьюга разыгралась, ничего не видно, выходить на улицу страшно. Нефёд не просто жалеет больного ребенка, он знает, что ему надо помочь, во что бы то ни стало. Нефед сам вызвался достать лапти (барыня не приказывала ему!) «Долгое ожидание» Состояние матери, которое передано глаголами «кидалась» и «била». Она волнуется, чувствует свою беспомощность, и единственный выход видит в молитве. Учащиеся все же надеялись на счастливый финал: Нефед принесет лапти, и ребенок поправится. «Мужики нашли замерзшего Нефеда», «Нефед достал лапти», «Самопожертвование Нефеда» или др. «Рассвело, послышалось .. совсем не так, как всю ночь мерещилось, а затем .. зловещий стук в окно» Дискуссия Учащиеся могут найти в тексте образы, «окрашенные» в символические цвета и составить табличку-схему: белый красный вьюга лапти снег свеча снежная бездна молитва и т.д. |