СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.А. Гончаров. Роман "Обломов" (уроки 1-3)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«И.А. Гончаров. Роман "Обломов" (уроки 1-3)»

Полнота и сложность характера Обломова

Полнота и сложность характера Обломова

Путь к роману «Литератору, если он претендует  на …серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!»   И.А. Гончаров 1859 год- напечатан роман «Обломов» 1849 год- в журнале «Современник» напечатан «Сон Обломова 1847год- замысел

Путь к роману

«Литератору, если он претендует

на …серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и не всю жизнь!»

И.А. Гончаров

1859 год- напечатан

роман «Обломов»

1849 год-

в журнале «Современник»

напечатан

«Сон Обломова

1847год-

замысел

Любовь Сомнения Композиция романа Объяснение Кульминация Постпозиция /на Выборгской  стороне/ Экспозиция /I часть, II часть, 1,2 гл/ Завязка Развязка Эпилог Знакомство с Ольгой /Часть IV, гл. 10,11/

Любовь

Сомнения

Композиция романа

Объяснение

Кульминация

Постпозиция

/на Выборгской

стороне/

Экспозиция

/I часть, II часть, 1,2 гл/

Завязка

Развязка

Эпилог

Знакомство с Ольгой

/Часть IV, гл. 10,11/

2 часть 3 часть лето осень Композиция романа Нарушение покоя 1 часть 4 часть весна (покой) зима (покой)  утро день вечер

2 часть

3 часть

лето

осень

Композиция романа

Нарушение покоя

1 часть

4 часть

весна

(покой)

зима

(покой)

утро день вечер

Подумай! «План» романа, предложенный Н.А. Добролюбовым:  «В I части Обломов лежит на диване»  «Во II части ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него»  «В III части они расстаются»  «В IV части она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где снимает квартиру»  « Вот и все…»  Согласны вы с Добролюбовым : «вот и все»?  Как вы объясните слова Гончарова : «Не читайте 1-й части: это лишь введение , пролог к роману…»?  Почему же «пролог» столь объемный ?

Подумай!

«План» романа, предложенный Н.А. Добролюбовым:

  • «В I части Обломов лежит на диване»
  • «Во II части ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него»
  • «В III части они расстаются»
  • «В IV части она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где снимает квартиру»
  • « Вот и все…»
  • Согласны вы с Добролюбовым : «вот и все»?
  • Как вы объясните слова Гончарова : «Не читайте 1-й части: это лишь введение , пролог к роману…»?
  • Почему же «пролог» столь объемный ?
«Все имена говорят»   /Ю.Тынянов/ Облом : 1). Все, что не цело, нарушилось, обломилось Облом : 1). Н еуклюжий, ленивый грубый человек 2). Б айбак, невежа, лежебока Илья – мой БОГ 1. Почему автор дает такую фамилию герою? 2. Почему герой Илья Ильич ?

«Все имена говорят» /Ю.Тынянов/

Облом :

1). Все, что не цело, нарушилось, обломилось

Облом :

1). Н еуклюжий, ленивый грубый человек

2). Б айбак, невежа, лежебока

Илья – мой БОГ

1. Почему автор дает такую фамилию герою?

2. Почему герой Илья Ильич ?

Докажите, что Захар – тот же Обломов Обломов лежит на диване, а Захар… Обломов кутается в халат, а Захар.. Обломов не желает действовать, а Захар… Обломов не умеет сердиться, а Захар… Обломов любит Захара, а Захар.. Зачем Гончарову такой Захар?

Докажите, что Захар – тот же Обломов

  • Обломов лежит на диване, а Захар…
  • Обломов кутается в халат, а Захар..
  • Обломов не желает действовать, а Захар…
  • Обломов не умеет сердиться, а Захар…
  • Обломов любит Захара, а Захар..

Зачем Гончарову такой Захар?

«Что ж это за жизнь? Я не хочу ее…» - Что вы можете сказать о герое по его комнате и деталям внешнего облика?  - Чего в комнате больше: восточного или западного?  - Чем вы это объясняете?

«Что ж это за жизнь? Я не хочу ее…»

- Что вы можете сказать о герое по его комнате и деталям внешнего облика?

- Чего в комнате больше: восточного или западного?

- Чем вы это объясняете?

Ситуация №1: «вокруг» Обломова «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением…»  халат из персидской материи, бюро  красного дерева, два дивана , обшитые шелковою материей настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе цветами и плодами туфли на нем были длинные, мягкие и широкие и т.д. Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор,  множество красивых мелочей и т.д. чай по утрам ароматы Востока

Ситуация №1: «вокруг» Обломова

«Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением…»

халат из персидской материи,

бюро красного дерева, два дивана ,

обшитые шелковою материей

настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу

Красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе цветами и плодами

туфли на нем были длинные, мягкие и широкие и т.д.

Шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор, множество красивых мелочей и т.д.

чай по утрам

ароматы Востока

Ситуация №2: «Не подходите: вы с холода!» Что за гости приходят к Обломову? Действует ли здесь принцип «говорящей» фамилии? Зачем ходят к Обломову? Зачем он их принимает? Работа по группам: Представьте своего героя. Подберите определение к слову «человек», рассказывая о герое. Каковы жизненные ценности вашего героя, почему именно такое определение вы ему дали? Каким предстает Обломов в отношениях с вашим героем?

Ситуация №2: «Не подходите: вы с холода!»

Что за гости приходят к Обломову?

Действует ли здесь принцип «говорящей» фамилии?

Зачем ходят к Обломову?

Зачем он их принимает?

Работа по группам:

  • Представьте своего героя. Подберите определение к слову «человек», рассказывая о герое.
  • Каковы жизненные ценности вашего героя, почему именно такое определение вы ему дали?
  • Каким предстает Обломов в отношениях с вашим героем?
Заполните таблицу «Гости» Фамилия гостя Его жизнь (определение) Волков (волк) «Резюме» Обломова Судьбинский (судьба) «Несчастный!» Пенкин (мыльная пена, пенки сверху) Иванов-Васильев-Андреев-Алексеев (безликий) «Несчастный!» «Несчастный!» Тарантьев (таран, жесткая, грубая сила) Давно не слушал его Давно не слушал его

Заполните таблицу «Гости»

Фамилия гостя

Его жизнь (определение)

Волков

(волк)

«Резюме» Обломова

Судьбинский

(судьба)

«Несчастный!»

Пенкин

(мыльная пена,

пенки сверху)

Иванов-Васильев-Андреев-Алексеев

(безликий)

«Несчастный!»

«Несчастный!»

Тарантьев

(таран, жесткая, грубая сила)

Давно не слушал его

Давно не слушал его

Почему Обломов «лег»? Герой лежит на диване, демонстративно не желая «бегать» со всеми, не столько потому, что это ему позволительно как барину ,сколько потому, что не желает жить в ущерб своей совести.  Обломов – наследник уникальной привилегии: он дворянин, он может позволить себе думать о жизни. Его «лежание» – своеобразный протест, отрицание действительности, которую «хрустальная» душа Обломова принять не может. Ему холодно в этом мире.

Почему Обломов «лег»?

Герой лежит на диване, демонстративно не желая «бегать» со всеми, не столько потому, что это ему позволительно как барину ,сколько потому, что не желает жить в ущерб своей совести.

Обломов – наследник уникальной привилегии: он дворянин, он может позволить себе думать о жизни. Его «лежание» – своеобразный протест, отрицание действительности, которую «хрустальная» душа Обломова принять не может. Ему холодно в этом мире.

 «Я гасну…»     «Свет еще ярок»

«Я гасну…» «Свет еще ярок»

 Домашнее задание: Перечитать с карандашом главу «Сон Обломова» Ответить на вопросы на карточке

Домашнее задание:

  • Перечитать с карандашом главу «Сон Обломова»
  • Ответить на вопросы на карточке
Урок №2 «Отчего я такой»

Урок №2 «Отчего я такой»

Обломовка – символический образ самой России того времени. Это целый уклад именно русской жизни не только с отрицательными, но и положительными, поэтическими ее сторонами.

Обломовка – символический образ самой России того времени. Это целый уклад именно русской жизни не только с отрицательными, но и положительными, поэтическими ее сторонами.

Обломовка – это символ Дома как особой атмосферы, которую человек носит в себе всю жизнь.

Обломовка – это символ Дома как особой атмосферы, которую человек носит в себе всю жизнь.

Какова жизнь в Обломовке? Как вы относитесь к этой жизни? О Петербурге как о городе не было сказано почти ничего, а в Обломовке такое обширное детальное описание природы. Почему для Гончарова это важно?
  • Какова жизнь в Обломовке? Как вы относитесь к этой жизни?
  • О Петербурге как о городе не было сказано почти ничего, а в Обломовке такое обширное детальное описание природы. Почему для Гончарова это важно?
Круг времен года Круг дня Круг замкнутости мира Обломовки Круг жизни Круг поколений

Круг времен года

Круг дня

Круг замкнутости мира Обломовки

Круг жизни

Круг поколений

Каковы представления обломовцев об окружающем мире? Как, по вашему мнению, относится автор к этому уголку земли? Определите саму суть обломовщины, продолжите предложение:  «Обломовщина – это…»
  • Каковы представления обломовцев об окружающем мире?
  • Как, по вашему мнению, относится автор к этому уголку земли?
  • Определите саму суть обломовщины, продолжите предложение:

«Обломовщина – это…»

Домашнее задание: Карточка (вопросы)

Домашнее задание:

Карточка (вопросы)

Урок №3 «Любовь в жизни Обломова»

Урок №3 «Любовь в жизни Обломова»

1 - зарождение  ум  простота  душевная тонкость  естественность  музыка

1 - зарождение

  • ум
  • простота
  • душевная тонкость
  • естественность
  • музыка
2 – объяснение в любви

2 – объяснение в любви

3 – угасание любви Что толкнуло Обломова и Ольгу друг к другу, почему зародилась их любовь? Что дала эта любовь Ольге, а что – Обломову? Можно ли считать их любовь счастливой?

3 – угасание любви

  • Что толкнуло Обломова и Ольгу друг к другу, почему зародилась их любовь?
  • Что дала эта любовь Ольге, а что – Обломову?
  • Можно ли считать их любовь счастливой?
Последняя встреча Обломова и Ольги (анализ эпизода) 1. Я любила будущего Обломова. Согласны ли вы с Ольгой? 2.  «Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?..» Какие качества в Ольге раскрывают эти слова- эгоизм или самоотверженность? 3.  Для кого разрыв отношений тяжелее: для Ольги или Обломова? 4. Изменила ли эта любовь Обломова? 5.  Чья вина – Обломова или Ольги – в том, что им не дано было остаться вместе?

Последняя встреча Обломова и Ольги

(анализ эпизода)

1. Я любила будущего Обломова. Согласны ли вы с Ольгой?

2. «Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно?..» Какие качества в Ольге раскрывают эти слова- эгоизм или самоотверженность?

3. Для кого разрыв отношений тяжелее: для Ольги или Обломова?

4. Изменила ли эта любовь Обломова?

5. Чья вина – Обломова или Ольги – в том, что им не дано было остаться вместе?

Улица Гороховая «Першпектива» Гороховой улицы делит город на две части: «городскую» и «деревенскую»; «западную» и «восточную» Что выбрать? Куда переехать? «запад» «восток»

Улица Гороховая

«Першпектива» Гороховой улицы делит город на две части: «городскую» и «деревенскую»; «западную» и «восточную»

Что выбрать? Куда переехать?

«запад»

«восток»

На Гороховой… Как вы относитесь к Агафье Матвеевне? А как к ней, по вашему мнению, относится автор? «Как легко дышится в этой жизни, в сфере Ольги»,- подумал Обломов. Почему же он все же навсегда остается «в сфере» Агафьи Матвеевны?

На Гороховой…

  • Как вы относитесь к Агафье Матвеевне? А как к ней, по вашему мнению, относится автор?
  • «Как легко дышится в этой жизни, в сфере Ольги»,- подумал Обломов. Почему же он все же навсегда остается «в сфере» Агафьи Матвеевны?
«Ты погиб, Илья!»-сказал Штольц, увидев жизнь Обломова. Прав ли он в этом? Можем ли мы сказать, что жизнь с Агафьей Матвеевной стала для Обломова счастьем?
  • «Ты погиб, Илья!»-сказал Штольц, увидев жизнь Обломова. Прав ли он в этом?
  • Можем ли мы сказать, что жизнь с Агафьей Матвеевной стала для Обломова счастьем?
«Я писал только то, и то переживал, мыслил и чувствовал, что любил,..  писал и свою жизнь. И то, что к ней прирастало…» И.А. Гончаров Роман наполнен главным вопросами: для чего живем? Для борьбы? Но все мы смертны… Так с чем уйдем? 17

«Я писал только то, и то переживал, мыслил и чувствовал, что любил,..

писал и свою жизнь. И то, что к ней прирастало…»

И.А. Гончаров

Роман наполнен главным вопросами: для чего живем?

Для борьбы? Но все мы смертны…

Так с чем уйдем?

17

Два диалога Кому интересно читать о губительном влиянии крепостного права на нарождающуюся буржуазию? Кому какое дело –что такое «обломовщина»?  -А разве роман об этом? Совсем о другом. О любви. Нет в русской литературе больше такой книги, где так умно и честно показано, как сталкиваются в поле любви две личности, как одна посягает на свободу другой, к чему приводит затея «переделать» любимого, как важно в любви не потерять себя - Разве все это устарело? - Обломов? Скучища! Ну валяется здоровый мужик целыми днями на диване. Спит, ест, опять спит…И читать об этом? -Вот-вот.. Все помнят, что спит какой-то чудак целые дни на диване,.. его лежащего запомнили на всю жизнь. Почему? Да именно поэтому. Задевает. Парадокс? А теперь пора и другие вопросы задать. -А почему лежит-то? И кто он такой, что так вызывающе демонстративно не желает бегать вместе со всеми? Может, есть в этом какой-то смысл? -Это в лежании-то смысл? Ну-ну…

Два диалога

Кому интересно читать о губительном влиянии крепостного права на нарождающуюся буржуазию? Кому какое дело –что такое «обломовщина»?

-А разве роман об этом? Совсем о другом. О любви. Нет в русской литературе больше такой книги, где так умно и честно показано, как сталкиваются в поле любви две личности, как одна посягает на свободу другой, к чему приводит затея «переделать» любимого, как важно в любви не потерять себя

- Разве все это устарело?

- Обломов? Скучища! Ну валяется здоровый мужик целыми днями на диване. Спит, ест, опять спит…И читать об этом?

-Вот-вот.. Все помнят, что спит какой-то чудак целые дни на диване,.. его лежащего запомнили на всю жизнь. Почему? Да именно поэтому. Задевает. Парадокс? А теперь пора и другие вопросы задать.

-А почему лежит-то? И кто он такой, что так вызывающе демонстративно не желает бегать вместе со всеми? Может, есть в этом какой-то смысл?

-Это в лежании-то смысл? Ну-ну…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!