Урок литературного чтения
Класс: 3 класс
Тема: И. А. Крылов «Ворона и Лисица»
Учитель: Некрасова Олеся Юрьевна
Цели урока
Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром – басней;
- обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И. А. Крылова;
- добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни, находить общее и различное;
- научить выделять мораль басни, объяснять ее смысл.
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения, умение находить общие и отличительные свойства басен, развивать творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
- умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.
Воспитательные:
- воспитать интерес к предмету, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств.
Ход урока.
Организационный момент. (1 слайд)
Игра «Привет, сосед!»
- Свой урок мы начнем с игры.
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
-Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
-Подарите свою улыбку мне.
– Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. (2 слайд)
- Ребята, известно ли вам, сколько ступенек на школьном крыльце? А ведь сколько раз вы поднимались по нему и спускались. Не страшно, что вы до сих пор не посчитали ступеньки, это ещё не поздно сделать. И это прекрасно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам продолжить разговор о жанре басня и познакомиться с новой формой записи басни. Но сначала повторим, что такое басня. Для этого проведем тест. Включите свои нетбуки. Войдите в программу. На выполнение задания даю вам 2 минуты. Время пошло.
1)Тест (3 слайд)
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни-это:
А) животные, люди, растения
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы
Б) волшебство
Г) мораль, сатира, аллегория, диалог
5. Сатира:
А) любование кем – либо
Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде
В) нравоучение
6. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
- А теперь проверим правильность выполнения теста. Поднимите руки те, кто выполнил работу на 5.А кто на 4? Остальные будьте внимательны на сегодняшнем уроке. Мы еще раз будем говорить об этом жанре и я надеюсь, что после этого урока вы не допустите больше ошибок.(5 слайд)
- Чему учат нас басни Эзопа?
- Как называются строки, содержащие поучение?
- Нужны ли басни в наше время и почему
А какие басни вы подготовили к этому уроку?
- Какую закономерность вы заметили в названиях всех басен Эзопа?
- Что объединяет все басни Эзопа?
2)Работа в парах.
Взаимная проверка знания наизусть басни И. А. Крылова «Лиса и виноград».
Физминутка
Изучение нового материала.
Слушание басни, в исполнении актера.
- Кто знает, как называется басня и кто ее автор?
- Сегодня знакомимся с баснями И. А. Крылова «Ворона и лисица» и Эзопа
«Ворон и лисица». (6 слайд)
2)Один ученик рассказывает биографию, остальные слушают.(7,8,9 слайды)
- Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.
В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью.
Первый памятник писателю в России, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду.
3)Словарная работа (индивидуальная работа) (10,11 слайды)
Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать .
На доске записаны слова и выражения. Объяснят их значения 2 ученика. Они сегодня готовили словарную работу к уроку.
Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
Пленил – заворожил.
Гнусный – внушающий отвращение.
Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны.
Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление.
Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе.
Не впрок – не на пользу.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
- Как одним словом назвать слова лесть, льстец, льстить? (Родственные)
- Чтобы ответить на оставшиеся 2 вопроса, надо перечитать басню и проанализировать ее.
3)Чтение басни учащимися.
4) Анализ басни, заполнение схемы-модели (12 слайд)
-Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону)
-Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра)
-Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?
- Как автор называет своих героев? –
Прочитайте начало называется эта часть басни. Почему?
- Что высмеивает автор?
- Как баснописец представляет своих героев. Какие слова- действия использует автор? Почему именно эти слова?
- В каких словах лисы слышится лесть?
5) Выразительное чтение басни учащимися.
- Как читать каждую часть? С какой интонацией? На какие знаки препинания
нужно обратить внимание?
Чтение басни по ролям.
-Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. (13 слайд)
- Какие особенности изображения передают характер героев?
- Представьте себя на месте героев басни. Прочитаем басню по ролям.
Итог урока.
-Что вы знаете о басне?
- Какие пороки людей высмеивают авторы в баснях «Ворона и лисица» и «Ворон и лисица»?
5. Домашнее задание.
Сегодня мы плодотворно поработали на уроке, но я хочу, чтобы вы и дома еще потрудились. Задание будет на выбор. (14 слайд)
-выразительное чтение;
- сочинить басню;
-иллюстрирование;
-выучить басню наизусть.
6.Итог урока + рефлексия.
Оценка деятельности учащихся. (15 слайд)
- Спасибо вам большое за урок. Я в вас не сомневалась. Мне приятно работать с такими умными, добрыми, сообразительными детьми. Если вам понравился урок, подарите мне вашу чудесную улыбку.
Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.
Смайлик « Отлично»
Смайлик «Хорошо»
Смайлик «Старайся»