СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Продолжить знакомство с художественным жанром – басней. Обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И. А. Крылова. Добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни, находить общее и различное. Научить выделять мораль басни, объяснять ее смысл.

Просмотр содержимого документа
«Басня Крылова Ворона и лисица»



Урок литературного чтения

Класс: 3 класс

Тема: И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

Учитель: Некрасова Олеся Юрьевна

Цели урока

Образовательные:

- продолжить знакомство с художественным жанром – басней;

- обобщить знания детей о творчестве Эзопа и И. А. Крылова;

- добиться понимания содержания басен, умения сравнивать басни, находить общее и различное;

- научить выделять мораль басни, объяснять ее смысл.

Развивающие:

- развивать логическое мышление учащихся: операцию сравнения, умение находить общие и отличительные свойства басен, развивать творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;

- умения и навыки анализа басен: поиск главного, определение стиля речи.

Воспитательные:

- воспитать интерес к предмету, использовать воспитательные возможности текста для развития личностных качеств.



Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 слайд)

 Игра «Привет, сосед!»

- Свой урок мы начнем с игры.

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил!

-Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.

-Подарите свою улыбку мне.

– Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.


2.  Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. (2 слайд)

- Ребята, известно ли вам, сколько ступенек на школьном крыльце? А ведь сколько раз вы поднимались по нему и спускались. Не страшно, что вы до сих пор не посчитали ступеньки, это ещё не поздно сделать. И это прекрасно! Потому что возможность каждый день открывать что-то новое в уже знакомом – самое удивительное, что у нас есть. И нужно без устали этой возможностью пользоваться. Вот и сегодня я предлагаю вам продолжить разговор о жанре басня и познакомиться с новой формой записи басни. Но сначала повторим, что такое басня. Для этого проведем тест. Включите свои нетбуки. Войдите в программу. На выполнение задания даю вам 2 минуты. Время пошло.

1)Тест (3 слайд)

1.Басня- это:

А) лирическое стихотворение

Б) короткая сказочная история

В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?

2. Герои басни-это:

А) животные, люди, растения

Б) богатыри

В) дети

3. Басни писались с целью:

А) прославить русский народ

Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними

В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?

4.Особенности басни:

А) троекратные повторы

Б) волшебство

Г) мораль, сатира, аллегория, диалог

5. Сатира:

А) любование кем – либо

Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде

В) нравоучение

6. Мораль- это

А) последнее предложение в тексте

Б) поучительный вывод

В) мнение героя

- А теперь проверим правильность выполнения теста. Поднимите руки те, кто выполнил работу на 5.А кто на 4? Остальные будьте внимательны на сегодняшнем уроке. Мы еще раз будем говорить об этом жанре и я надеюсь, что после этого урока вы не допустите больше ошибок.(5 слайд)

- Чему учат нас басни Эзопа?

- Как называются строки, содержащие поучение?

- Нужны ли басни в наше время и почему

А какие басни вы подготовили к этому уроку?

- Какую закономерность вы заметили в названиях всех басен Эзопа?

- Что объединяет все басни Эзопа?

2)Работа в парах.

Взаимная проверка знания наизусть басни И. А. Крылова «Лиса и виноград».

Физминутка

  1. Изучение нового материала.

  1. Слушание басни, в исполнении актера.

- Кто знает, как называется басня и кто ее автор?

- Сегодня знакомимся с баснями И. А. Крылова «Ворона и лисица» и Эзопа

«Ворон и лисица». (6 слайд)

2)Один ученик рассказывает биографию, остальные слушают.(7,8,9 слайды)

- Иван Андреевич Крылов родился в 60-х годах XVIII столетия в Москве. Отец, Андрей Прохорович, был бедный армейский офицер, по обязанности службы часто переменявший место жительства. Жизнь Ивана Андреевича сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию было таким сильным, что он самостоятельно овладел языками, математикой и стал высокообразованным человеком.

В 1775 году Крыловы переехали в Тверь. Там маленький Крылов ближе познакомился с народной речью.

Первый памятник писателю в России, созданный на собранные народом деньги, был памятник Ивану Андреевичу Крылову. Он поставлен в Петербурге в Летнем саду.

3)Словарная работа (индивидуальная работа) (10,11 слайды)

Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать .

На доске записаны слова и выражения. Объяснят их значения 2 ученика. Они сегодня готовили словарную работу к уроку.

Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение. 

Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. 

Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. 

Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. 

Не впрок – не на пользу.

Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.

- Как одним словом назвать слова лесть, льстец, льстить? (Родственные)

- Чтобы ответить на оставшиеся 2 вопроса, надо перечитать басню и проанализировать ее.

3)Чтение басни учащимися.


4) Анализ басни, заполнение схемы-модели (12 слайд)

-Могла бы лиса обойтись без сыра? (да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону)

-Почему же она остановилась? (ее привлек запах сыра)

-Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?

- Как автор называет своих героев? –

Прочитайте начало называется эта часть басни. Почему?

- Что высмеивает автор?

- Как баснописец представляет своих героев. Какие слова- действия использует автор? Почему именно эти слова?

- В каких словах лисы слышится лесть?

5) Выразительное чтение басни учащимися.

- Как читать каждую часть? С какой интонацией? На какие знаки препинания

нужно обратить внимание?

  1. Чтение басни по ролям.

-Рассмотрите иллюстрацию, сделанную художником к басне. (13 слайд)

- Какие особенности изображения передают характер героев?

- Представьте себя на месте героев басни. Прочитаем басню по ролям.

  1. Итог урока.

-Что вы знаете о басне?

- Какие пороки людей высмеивают авторы в баснях «Ворона и лисица» и «Ворон и лисица»?

5. Домашнее задание.

Сегодня мы плодотворно поработали на уроке, но я хочу, чтобы вы и дома еще потрудились. Задание будет на выбор. (14 слайд)

-выразительное чтение;

- сочинить басню;

-иллюстрирование;

-выучить басню наизусть.

6.Итог урока + рефлексия.

Оценка деятельности учащихся. (15 слайд)

- Спасибо вам большое за урок. Я в вас не сомневалась. Мне приятно работать с такими умными, добрыми, сообразительными детьми. Если вам понравился урок, подарите мне вашу чудесную улыбку.

Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.

Смайлик « Отлично»

Смайлик «Хорошо»

Смайлик «Старайся»