Муниципальное казенное образовательное учреждение Северного района Новосибирской области Останинская основная общеобразовательная школа
Урок Литературного чтения
в 3 классе по теме:
И.А.Крылов «Ворона и лисица»
Учитель начальных классов МКОУ Останинской ООШ Ковган Алёны Владимировны
Вот уже звенит звонок
Начинается урок.
Вы, ребята, не ленитесь
К новым знаниям стремитесь.
Что ж, работать нам пора
Вы со мной согласны?
Речевая разминка.
Проворонила ворона воронёнка.
Чистоговорка
- Са-са-са - вот бежит, бежит лиса.
- Со-со-со – лиса катит колесо.
- Сы-сы-сы – хвост красивый у лисы.
- Су-су-су – в лесу видел я лису.
Кто изображён на портретах?
И. А. Крылов
- Кого вы узнали?
- Почему Крылов мог стать великим математиком, художником, педагогом вы знаете? Давайте подробнее познакомимся с его детством.
- Кто ответит на поставленный вопрос?
Игра «Найди пару»
Чиж лебедь
Щука голубь
рак обезьяна зеркало слон моська ворона
Физкультминутка
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг - прыг - прыг!
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идет по лесу.
Кто там скачет, интересно?
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос
Вот голодная лиса(ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса.
(потягивания - руки вперед)
Тяжело вздыхает,(глубокие вдох и выдох).
Садится, отдыхает.(дети садятся за столы)
Назови героиню сказок.
Живу я в лесу. Мой внешний вид необычайно красив: яркая пушистая шубка, длинный хвост, узкая мордочка, блестящие чёрные глазки. Ещё я необычайно умна и талантлива. Могу ввести в заблуждение кого-угодно. В этом мне помогает мой острый ум. А мой необычайный нюх и чуткий слух позволяет выследить любую добычу. Без меня было бы скучно в лесу
Назови имя ещё одного героя
- Я тоже живу в лесу, летаю в гости к подругам в город. У меня яркое, блестящее, чёрное оперенье. Я далеко гляжу, всё вижу. От моего острого взгляда ничего не ускользает. А как я проворна! Могу утащить кусочек какого- то лакомства у любого перед носом. Мой громкий голос слышно издалека. Я – царица всех птиц!
Басня - краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.
Басня «Ворона и Лисица»
Памятка к работе над басней:
1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана?
2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?
3.Кто является главными героями в басне?
4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.
5.Что осуждается в басне?
6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне?
Как он относится к действующим лицам?
7.Что должен понять из этой басни читатель?
8.Какое выражение басни стало крылатым?
Оцениваться работа будет по каждому критерию на:
- молодцы (жетон из картона в виде кусочка сыра)
-есть недочёты (жетон из картона в виде половинки кусочка сыра)
-не получилось (ничего)
чтобы получить оценку
«5»- надо заработать 5кусочков сыра,
«4» - 4 кусочка сыра,
«3» -кусочка сыра
Критерии оценки работы в группе:
1.Как группа распределила работу между собой?
2.Внимательны или отвлекаются участники группы?
3.Сколько заданий выполнили за урок?
4.Как организовано взаимодействие в группе?
5.Качество презентации итогов работы?
Блиц-турнир по вопросам.
-Какой подарок получила Ворона?
-Что хотела сделать Ворона с сыром?
-Кто помешал ей?
-Что сделала лиса, когда почувствовала запах сыра?
-Как отнеслась Ворона к словам Лисицы?
Найдите рифмы.
Много повторяли- . . . . . . . . . .
Смотрит пристально- . . . . . . . . . . .
Подходит тихо, торопливо- . . . . . . .
Каркнула громко- . . . . . . . . . . . . .
Исчезла, скрылась- . . . . . . . . . . . . .
Объясните значение слов:
угодливое восхваление;
Лесть -
Взгромоздиться -
взобраться и устроиться с трудом на что-либо;
покорить чем-либо, очаровать;
Пленить -
отличающийся чрезвычайной кротостью, нежностью;
предсказательница;
Ангельский (голосок) -
лучшая из всех птиц;
так раньше говорили о чём-либо, случайно добытом или полученном;
не на пользу
Вещуньина (голова) -
Царь птица -
Бог послал -
Всё не впрок -
-Как вы думаете, чьи слова лучше и выразительнее наши или И.А. Крылова.
-Как изображена в басне Ворона? Найдите подтверждение в тексте.
-Была ли Ворона голодна?
-Каким образом там оказалась Лисица?
-Как вела Лисица, чтобы не спугнуть Ворону?
-Что говорила Лисица Вороне?
-Как повела себя, когда получила желаемое?
Рефлексия
Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
-Какие же недостатки критикует Крылов в басне «Ворона и Лисица»?
-Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
-Нужно ли изучать басни?
-Чему они учат?
- А какие вы ещё знаете басни Крылова! Разгадайте кроссворд.
https://drive.google.com/file/d/0BzbHEdtf88fJUFZuMVJLQXYzZjQ/view?usp=sharing
Оценивание
1.По количеству жетонов за работу в группе.
2.По количеству полученных изображений героев
3.По количеству отгаданных слов в кроссворде.
Итоговая оценка работы членов группы.
Итог урока .
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Понравилось ли вам на уроке? Чем?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
Домашнее задание:
- выучить басню наизусть;
- чтение басни по ролям;
- инсценировать басню;
- выполнить иллюстра - цию к басне.