Тема: И. А. Бунин «Листопад»
Цель урока: знакомить учащихся с творчеством И. А Бунина; учить осознанному и выразительному чтению, пониманию глубины произведения; пополнять словарный запас; формировать у учащихся умения выделять языковые средства: сравнения, олицетворения и эпитеты; развивать мышление, речь, воображение; воспитывать любовь к своей Родине.
Задачи урока:
-
Познакомить учащихся с новыми произведениями, научить читать их выразительно через анализ языковых средств.
-
Развивать умение учащихся сравнивать, рассуждать, развивать их познавательную активность.
-
Воспитывать у учащихся любовь к Родине.
Планируемый результат: предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства языка; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; извлекать из текста нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные - овладеть логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
Ӏ. Организационный момент.
-Сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к нашим гостям, поздоровайтесь (дети приветствуют гостей)
- Мне хотелось бы начать наш урок со слов известного французского писателя Жан Жака Руссо.
«Вы талантливые дети! Когда – ни будь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как хорошо умеете работать, если будете постоянно перед собой ставить новые цели и стремиться к их достижению …..»
Ну, что приступим.
II. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы завершаем путешествие по разделу «Поэтическая тетрадь».
Давайте вспомним, что такое поэзия?
(Ответы детей: Стихотворное творчество; стихи, написанные поэтами)
- Прочитайте предложения.
Поэзия летнего утра.
Поэзия зимнего дня.
Поэзия родной природы.
- Замените слово "поэзия" словом красота. Прочитайте предложения.
- Что вы теперь скажете о поэзии?
2. Работа со словарем
- Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова. «Поэзия» из словаря С.И.Ожегова: изящество и красота, возбуждающее чувство очарования.
-Известный педагог Василий Сухомлинский писал:
«Кто был глух к природе с детства, в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и просто человечность».
ӀӀӀ.Проверка домашнего задания:
- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
На доске дерево с листочками, на них отрывки из стихов. Вы, срываете листочек, читаете стихотворение и называете поэта, который написал его. Листочки кладёте под дерево.
(На доске вразброс карточки с именами поэтов).
1. Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
2. Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Ф.И.Тютчев
3. Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
А.А.Фет
4. Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
5. «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев
6. В синем небе
Плывут над полями
Облака с золотыми краями.
И.С.Никитин
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!
- Скажите, что общего в этих стихах?
(Эти стихи о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).
ӀV.Сообщение темы и целей урока.
На доске осталась карточка И.А.Бунин
- Дети, чьё имя осталось на доске?
- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. И это будет лирическое стихотворение.
А о чём будет стихотворение, вы узнаете из загадки.
1. Загадка(записана на доске)
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).
- О каком явлении будем читать в стихотворении?
2. Речевая разминка. (по загадке)
-- прочитать медленно.
-- прочитать быстро
-- прочитать с тоскливым настроением.
-- с радостным настроением.
Читает учитель.
Прохладный, хмурый, осенний денёк. В Ясной Поляне моросит дождь, и берёзы стоят влажные, матово – белые. Двое гуляют по роще и оживлённо беседуют.
Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своём тяжёлом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, ласково гладит берёзовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
- Недавно прочитал стихи:
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной….
-И восклицает:
- Очень хорошо, очень верно!
(Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин.)
О жизни и творчестве И.А.Бунина рассказывает ученик.
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Маленький Бунин играл в индейцев, бывал в ночном.
Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.
Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. «Когда ты вырастешь, - говорил отец, - ты поймёшь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо».
Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог.
В издании журнала «Детское чтение» вышла книга стихов Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом». А другой сборник стихов и рассказов вышел три года спустя под названием «Полевы цветы».
За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а также прозаических произведений. За сборник "Листопад" награждён Пушкинской премией.
- В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии.
– Каким вы себе представляете Бунина, глядя на его портрет? (Высказываются учащиеся)
- Вспомните, с какими стихами мы уже знакомились. « Сегодня так светло кругом…» (2кл), «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги»(3кл)
- Ребята, а теперь давайте вернёмся к нашему дереву.
- Посмотрите, что с ним произошло? (Листья осыпались).
- Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- В какое время года это происходит? (Осенью).
- Почему? (Практически останавливается сокодвижение. Жизненные процессы растения затухают).
- Скажите мне, кто из вас знает значение слова листопад?
(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).
На доску вывешивается название
Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.
V. Первичное знакомство со стихотворением.
- Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И. А. Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях, и поможет нам в этом музыка Чайковского из сборника «Времена года» (аудиозапись)
- Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).
- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).
- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).
- Какие краски вы увидели в стихотворении?
VӀ .Повторное восприятие. Словарная работа.
- Самостоятельно прочитайте стихотворение и, работая в паре, обсудите, какие слова вам непонятны, какие вы можете объяснить друг другу.
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки.
Золотой - жёлто-оранжевый цвет.
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр от этого возникли названия багровый и багряный.
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.
Резьба - рисунок, вырезанный на дереве или кости.
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный - от слова ворожить ( колдовать)
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса
- Что напоминает осенний лес Бунину?
- А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает автор
в свой терем, как он “построен” и где стоит.
- Подчёркнутые слова помогут вам представить лес - терем.
- Итак, отметим еще раз краски – слова, которые нам понадобятся для рисования –
“постройки терема”.
- А теперь посмотрим “строительный материал”.
Ребята отмечают, что терем состоит из желтых березок.
- Как они стоят? Прочтите.
Дети. Будто желтою резьбой блестят в лазури голубой.
- Смотрите внимательно, какая рисуется картина: березки, как желтые вырезанные
узоры, стоят на фоне голубого неба.
- Что еще входит в наш терем?
Дети. Елочки стоят, как вышки, они темно-зеленые.
- Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале. Какие же листья у кленов?
Дети. Они золотые, багряные, желто-красные.
- Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт?
Дети. Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца…
-
Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном
тереме. Чем там пахнет и почему? Найдите и прочитайте ответ.
(Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца).
- Где стоит наш терем?
Дети. Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора.
- Хорошо. Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочтите его.
Чтение детьми отрывка.
- Красив ли наш двор?
- А кто живёт в этом тереме?
(Поэт называет ее вдовой).
- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чем она
грустит?
(Играет последний мотылек, молчание леса — мертвое).
- Обратите внимание на то, что поэт трижды употребил слово
"СЕГОДНЯ". Почему?
-
Прочитайте предложения, в которых оно есть.
-
(Осень непредсказуема, завтра солнечный денек может
смениться ненастьем).
Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денек и
любовались красотой осеннего леса, освещенного солнцем.
- Чтобы читатели лучше могли представить осенний лес, Бунин
использует сравнения, эпитеты, олицетворения.
- Поработаем в группах.
1, 4 - ищут эпитеты,
2 – олицетворения,
3 – сравнения.
-Почему автор использовал так много эпитетов? (С помощью прилагательных-эпитетов показал яркую красоту осенней природы)
- Можно ли услышать тишину?
Прочитайте строки, в которых рассказывается о звуках в лесу.
-- Какие звуки повторяются?
-- Для чего поэт использует эти звуки, что они помогают услышать?
Это ещё одно средство выразительности - звукопись – специальный подбор согласных звуков для создания более точного описания образа.
- Бунин нашёл такие ёмкие и точные слова, которые позволили нам увидеть и цветовую палитру леса, и вслушаться в звуки леса, и представить его образы.
- Кто же является главным героем стихотворения?
- Верно, лес.
А ведь мы, ребята, сейчас совершили открытие: именно лес является лирическим героем произведения. Он позволяет любоваться красотой осенней природы, даря нам возможность оценить неповторимость каждого дня.
Физкультминутка.
VӀӀ. Подготовка к выразительному чтению.
- А теперь, давайте попытаемся прочесть стихотворение выразительно, передавая настроение автора, выражая собственные чувства.
-Как будем читать: быстро, медленно, спокойно? ( Спокойно и с восхищением)
-- Какую половину будем читать тише? Почему?
(Вторую. Там поэт говорит о мертвом молчании. Мы заворожены тишиной и боимся спугнуть мотылька.
VӀӀӀ. Выразительное чтение по частям.
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
ӀX. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.
Под музыку А, Вивальди «Времена года. Осень».
-Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Его красотой восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать. Рассмотрите картину И. Левитана под музыку Антонио Вивальди.
- Что изобразил художник? Совпали ли цвета Бунина и краски Левитана?
-Подберите к ней строчки из стихотворения
X. Минуты поэзии.
-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта.
Чтение стихотворений, которые сочинили дети.
Игра на музыкальных инструментах.
XӀ. Итог урока.
Человек может быть счастлив только тогда, когда он живёт в гармонии с природой. Тогда и природа по-доброму относится к человеку. Любите природу и свою Родину!
- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?
- Кому после знакомства с сегодняшним стихотворением, после работы на уроке, захотелось вновь побывать в осеннем лесу?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
( оценивание своей деятельности)