СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

I и II спряжение глаголов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен конспект урока русского языка в технологии междисциплинарного обучения.

Просмотр содержимого документа
«I и II спряжение глаголов.»

Конспект урока русского языка в технологии МДО (4 класс)


Тема урока: «I и II спряжение глаголов»

Обобщение урока: по типу спряжения глаголы делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. Есть два способа определения типа спряжения глагола. Один из них – поставить глагол в форму 3 лица множественного числа и по окончанию определить тип спряжения.

Цель урока: познакомить со способом определения типа спряжения глаголов по форме 3 лица множественного числа.


Планируемый результат

Дети учатся:

  • изменять глаголы по лицам;

  • распознавать спряжение глаголов;

  • ставить исследовательские вопросы;

  • обобщать изученный материал;

  • фиксировать результаты работы на рабочем листе и в устной форме;

  • делать выводы.

Умения, характеризующие достижение результата:

  • быстро и верно изменять глаголы по лицам;

  • знать окончания глаголов в форме 3 лица множественного числа;

  • проводить работу в группах по заданному плану;

  • фиксировать результаты работы в предложенной форме;

  • выполнять классификацию;

  • критически оценивать гипотезы, доказывать свою точку зрения;

  • делать обобщения.

Материалы к уроку: рабочие листы, «волшебные ключи», карточки

для составления схемы обобщения, тексты для этапа «Применение».


Ход урока (индуктивного типа)


I. Актуализация знаний.

«Закончи предложение»

- Глагол – это … (самостоятельная часть речи).

- Глагол обозначает … (действие предмета).

- Перед глаголами предлогов … (не бывает).

- В предложении глагол чаще всего … (бывает сказуемым).


Далее можно воспользоваться приемом «волшебные ключи». Например: «вид», «изменение», «лицо», «время», «число», «способы», «I cпр.», «II спр.»


Учитель. А теперь воспользуйтесь «ключевыми» словами, и составьте друг для друга вопросы о глаголах. Какие вопросы о глаголах можете составить? На какие из них можете ответить?



Дети формулируют вопросы, отвечают на них. Например: Какого вида бывают глаголы? Как глаголы изменяются по лицам? Как глаголы изменяются по временам? Как глаголы изменяются по числам? Какие глаголы относятся к I спряжению? Какие глаголы относятся к II спряжению?


Учитель. На какие вопросы не можете пока ответить? Что такое спряжение?

Дети. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.


II. Мотивация.

Для создания проблемной ситуации можно воспользоваться приемом «выполнимое/невыполнимое действие».


Учитель: Перед вами глаголы, которые нужно поставить в форму 2-го лица единственного числа и выделить (назвать) окончания.


Глаголы: молчать, краснеть, звать, кричать, читать, петь, звонить, улыбаться, расти, дрожать, поливать, ковать, сказать.


Дети начинают выполнять задание и понимают, что у некоторых глаголов не могут точно назвать окончание, так как не знают, какую гласную надо писать. Мнения расходятся. Возникает проблема.


Учитель: Ребята, все дело в том, что написание безударной гласной в личных окончаниях глаголов зависит от того, к какому типу спряжения глагол относится. Как же нам быть, что делать?


Формулируется цель исследования: узнать, найти способ, как определить спряжение глагола.


III. Исследование в малых группах (в парах).

Каждой группе (паре) предлагается записать данные в неопределенной форме глаголы в форме 3 л., мн.ч., выделить окончания и разделить получившиеся глагольные формы на 2 группы.


Рабочий лист № 1.

  1. Запиши данные глаголы в форме 3 л., мн.ч.

  2. Выдели окончания.

  3. На какие 2 группы ты можешь разделить получившиеся глагольные формы?

Петь, говорить, принести, творить, уснуть, лежать, повторять, кричать.


Рабочий лист № 2.

  1. Запиши данные глаголы в форме 3 л., мн.ч.

  2. Выдели окончания.

  3. На какие 2 группы ты можешь разделить получившиеся глагольные формы?

Рыть, молчать, писать, звенеть, улыбнуться, повторить, улыбаться, ворчать.



Рабочий лист № 3.

  1. Запиши данные глаголы в форме 3 л., мн.ч.

  2. Выдели окончания.

  3. На какие 2 группы ты можешь разделить получившиеся глагольные формы?

Читать, сопеть, смешать, лететь, пасти, мычать, стучать, идти.


Рабочий лист № 4.

  1. Запиши данные глаголы в форме 3 л., мн.ч.

  2. Выдели окончания.

  3. На какие 2 группы ты можешь разделить получившиеся глагольные формы?

Петь, рыхлить, сказать, кричать, идти, молчать, поливать, стоять.


IV. Обмен информацией и организация информации.

Каждая группа (пара) знакомит класс с теми глаголами, которые ее участники изменяли. Учащиеся называют окончания глаголов и объясняют, на какие группы они поделили данные им глаголы.


V. Связывание информации. Обобщение.

Вы разделили глаголы на 2 группы по окончаниям: в одной группе глаголы

с окончаниями - ут, - ют, а в другой – с окончаниями - ат, - ят. Эти окончания глаголы имеют в форме 3 лица, мн.ч. все это и служит основой первого способа определения

типа спряжения глаголов.

В русском языке есть правило: если глаголы в форме 3 лица, мн.ч. имеют окончания

- ут, - ют, то это глаголы I спряжения, а если глаголы в форме 3 лица, мн.ч. имеют окончания - ат, - ят, то это глаголы II спряжения.



3 лицо, мн.ч.



- ут, -ют





- ат, -ят





- ат, -ят








I спр.

II спр.





- Итак, какое обобщение мы можем сформулировать?

Формулируется обобщение урока: по типу спряжения глаголы делятся на две группы – глаголы I спряжения и глаголы II спряжения. Чтобы определить тип спряжения глагола, надо поставить глагол в форму 3 лица множественного числа и по окончанию определить тип спряжения. Если глаголы имеют окончания - ут, - ют, то это глаголы I спряжения, а если глаголы имеют окончания - ат, - ят, то это глаголы II спряжения.


VI. Применение.

Учитель. А теперь вернемся к «проблемным» глаголам и определим, к какому типу спряжения они относятся.


Дети изменяют форму глагола и определяют спряжение.


Учитель. Спряжение мы определили. Теперь разберемся с окончаниями.

В русском языке есть правило: если глагол относится к I спряжению, то в личных окончаниях пишется буква Е, а если глагол относится ко II спряжению – то буква И.


3 лицо, мн.ч.




- ут, -ют





- ат, -ят








I спр.

II спр.




- Е -

- И -





Чтобы поупражняться в определении спряжения глаголов, предлагаю поработать с текстом «Зимой в лесу». Из данного текста вам необходимо выбрать глаголы и определить у них спряжение.


Дети получают карточки с текстом.


Зимой в лесу.

Наступает раннее зимнее утро. Мягко хрустит под ногами снег. Веточки берёз украшены пушистым инеем. Цепочка следов вьётся по лесной опушке. По самому краю полянки пробежал зайка. Весёлая стайка птиц пронеслась над опушкой леса. Она разместилась на верхушке старого дерева. С его ветвей свалилась снежная шапка. Она легла на старый пень. Хорошо пахнет в лесу смолой и хвоей!

VII. Подведение итогов.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!