СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 13

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен типовой вариант работы для подготовки учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 13»

Вариант 13

Часть 1


Прочитайте текст и выполните задания 1-3


(1 )Форма костюма композиционно может быть организована по принципам симметрии и асимметрии. (2) относительно симметричными создаются костюмы для работы, а асимметрия предпочтительнее для нарядной одежды. (3)Асимметричное расположение элементов костюма должно быть обязательно уравновешено: если, например, расположить карман на правой стороне, то платок или шарф, завязанный на шее, должен быть расположен на левой стороне платья.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

  1. Обязательное требование симметрично организованного костюма — наличие ярких уравновешенных элементов.

  2. Композиционные принципы симметрии и асимметрии связаны в первую очередь с предназначением костюма, при этом асимметричное расположение элементов должно быть уравновешено.

  3. Предназначение костюма определяет, какой принцип будет воплощён при его создании — принцип симметрии или принцип асимметрии, требующий уравновешенного расположения элементов.

  4. Нарядные костюмы создаются относительно симметричными, а костюмы для работы требуют обязательного наличия уравновешенных асимметричных элементов.

  5. Композиционные принципы симметрии при создании костюма для работы должны прежде всего отвечать требованию уравновешенности в расположении всех его элементов.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

К тому же Несмотря на это,

Наоборот, Наконец,

Как правило,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОРМА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОРМА, -ы, ж.

  1. Способ существования содержания, неотделимый от него и служащий его выражением. Единство формы и содержания.

  2. Внешнее очертание, наружный вид предмета. Земля имеет форму шара. Квадратная ф. Предмет изогнутой формы.

  3. Совокупность приёмов и изобразительных средств художественного произведения. Повествовательная ф. Ф. стиха.

  4. В языкознании: материальное выражение грамматического значения. Формы слова. Формы словоизменения.

  5. Установленный образец чего-н. Дать сведения по форме. Наградной лист установленной формы.

  6. Приспособление для придания чему-н. тех или иных очертаний. Литейная ф. Ф. для выпечки печенья.

  7. Одинаковая по покрою, цвету одежда (у военных, у служащих одного ведомства, учащихся). Офицерская ф. Парадная ф. Школьная ф.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

зАпертый

прозорлИвый

убралА

довезЁнный

квАртал

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Только спустя несколько лет учёному удалось ПРЕДСТАВИТЬ научной общественности убедительные факты, подтверждающие его открытие.

После выполнения обязательной программы гимнаст занял ИСХОДНУЮ позицию.

Богатый СЛОВЕСНЫЙ запас — показатель интеллектуального развития человека.

Первое УПОМИНАНИЕ о Смоленске в письменных источниках относится к 863 г.

Танцовщик был одет в яркую рубаху, шёлковые шаровары и ЛАКИРОВАННЫЕ сапоги.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ПРИОБРЕТШИЙ путёвку

с ВОСЬМИСТА воинами

пачка МАКАРОН

ЖЖЁТ листву

выбрали место ПОСУШЕ



7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ


  1. нарушение в построении

предложения с причастным оборотом


1) Употребляя ненормативную лексику, со средств массовой информации теперь взимается штраф.


Б) ошибка в построении

предложения с однородными членами


2) В конкурсе «Библиокросс» выигрывает участник, прочитающий наибольшее количество книг.


  1. неправильное

построение предложения

с деепричастным оборотом

3) Поезд не задержался, он прибыл на вокзал согласно расписания.


Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

4) В «Диком помещике» М. Е. Салтыков- Щедрин изображает богатого барина, который оказался без слуг.


Д) неправильное употребление

падежной формы

существительного

с предлогом

5) Мы спросили, что вправе ли рассчитывать на помощь государства.


6) Загранпаспорт необходимо заменить по истечении срока его действия.



7) Тот, кто не умеет смеяться над собой, бывает крайне обидчивым.



8) Приходя на концерт симфонического оркестра, я слушаю и наслаждаюсь классической музыкой.




9) Внешняя композиция, которую определяет деление трилогии на книги и разделы, сочетается с более сложной внутренней композицией — системой мотивов.



Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Эфф…ктивный пол..мизировать

мот..вировать к..фтан

оп.. здание

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..едестал, из..ян бе..донный, …горел

пр..ём, непр..ступная (крепость) поз..прошлый, вз..йти

раз..скал, супер..гра

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

миндал..вый застр..вать

хитр..цы расчётл..вый

овлад…вать

11. Выпишите выделенное слово, в котором на месте пропуска пишется буква У.

(абитуриенты) выдерж..т (экзамены) (врачи) леч..т (больных)

(тяжело) дыш..щий (плохо) слыш..щий

колыш..тся (травы)

12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Для литературной части вечера был припасён сюрприз: Ольга Книппер-Чехова пообещала прочитать ещё (НЕ)ОПУБЛИКОВАННЫЙ рассказ А. П. Чехова.

Дедушка не положил себе салата: он привык к обычной пище и морские водоросли, видно, (НЕ)ДОЛЮБЛИВАЛ.

Готовиться к поездке мы начали (НЕ)ЗАДОЛГО до отпуска, а практически накануне.

Продолжайте говорить, только (НЕ)ОЧЕНЬ громко.

Екатерина Михайловна слушала (НЕ)ПЕРЕБИВАЯ и что-то у себя записывала.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Рассказа полностью я не привожу, ЧТО(БЫ) не повторять одно и ТО(ЖЕ).

(ЗА)ЧАСТУЮ мы видим только то, что собираемся увидеть, (ПРИ)ЧЁМ в мельчайших деталях.

КАК(ТО) раз приезжает сам старый князь звать нас на свадьбу: он отдавал старшую дочь (ЗА)МУЖ.

Мелодия, возникшая словно из (НИ)ОТКУДА, сопровождала его (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей жизни.

(ВО)ВРЕМЯ экскурсии туристы шли группами и (ПО)ОДИНОЧКЕ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» изображе(1)ы люди, не скрывающие своего сочувствия пленё(2)ой, но несломле(3)ой женщине, которую представители царской власти увозят в острог за её приверже(4)ость «старой вере».

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Весь день ребята ловили рыбу и собирали грибы да ягоды.

  2. После просмотра той или иной картины все с живейшим интересом и совершенно серьёзно расспрашивали мейя о битве трёх богатырей или о чудесном спасении царевны.

  3. Поддержка русскому языку нужна как в России так и за её пределами.

  4. За окном вагона виднелись бескрайние степи и вишнёвые сады и деревеньки на горизонте.

  5. Взошёл месяц и на тёмную почву лёг серебряный покров света.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полосы солнечных отблесков от волн (1) поднятых вёслами (2) мерно бежали по берегам (3) поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Существует (1) как известно (2) довольно много звёзд, спутники которых обладают незначительной массой и (3) следовательно (4) очень малой светимостью.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Юпитер имеет 67 спутников (1) самые крупные (2) из которых (3) были открыты Галилео Галилеем (4) и является самой большой планетой Солнечной системы.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сбоев положил солому крест-накрест (1) чтобы она не быстро слежалась (2) сунул под голову заплечный мешок (3) и (4) хотя в трюме было темновато (5) принялся за чтение.

Прочитайте текст и выполните задания 20 - 25


(1)Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным, то есть принести пользу тому, кто оказал нам некогда истинное благодеяние. (2)Неуважение к заслугам, а ещё более неблагодарность, представлялись всегда моему воображению в самом отвратительном виде. (3)В душе я никогда не был неблагодарным, но — увы! (4)На деле я не сумел или даже не захотел (кто доберётся до правды, роясь в хламе сердца!) быть благодарным именно там, где благодарность была священным долгом.

  1. Правда, во всей моей жизни не так много случаев такого долга.

  2. Я имел твёрдое намерение отблагодарить — и не однажды, — но судьба не дала мне этого сделать. (7)Один случай касается целого периода моей жизни; здесь я скажу только, что я считал себя обязанным благодарностью почтенному семейству профессора Мойера, и именно его почтеннейшей тёще Екатерине Афанасьевне Протасовой, урождённой Буниной (сестре по отцу Василия Андреевича Жуковского). (8)Я был принят в этом семействе как родной и мечтал о женитьбе на его дочери. (9)Мечтам юности не суждено было осуществиться, и я поневоле остался в долгу у незабвенной Екатерины Афанасьевны.

(10)Наконец, самый священный долг, оставшийся не так выполненным, — как бы мне теперь (но, увы, поздно!) хотелось это сделать, — был долг благодарности моей матери и двум старшим сёстрам. (11)Со смерти отца, с 1824 по 1827 год, эти три женщины содержали меня своими трудами. (12)Кое-какие крохи, оставшиеся после разгрома отцовского состояния, недолго тянулись; и мать, и сёстры принялись за мелкие работы; одна из сестёр поступила на работу в какое-то благотворительное детское заведение в Москве и своим крохотным жалованьем поддерживала существование семьи.

(13)Уроков я не мог давать: одна ходьба в университет с Пресненских прудов брала взад и вперёд часа четыре времени, да мать и не хотела, чтобы я работал.

— (14)Ты будешь, — говорилось, — чужой хлеб заедать; пока хоть какая-нибудь есть возможность, живи на нашем.

(15)Так и перебивались. (16)К счастью нашему, в то блаженное время не платили за лекции, не носили мундиров, и даже когда введены были мундиры, то мне сшили сёстры из старых вещей какую-то мундирную куртку с краснымворотником, и я, чтобы не обнаружить несоблюдения формы, сидел на лекциях в шинели, выставляя на вид только светлые пуговицы и красный воротник.

(17) Как мы выжили в Москве во время моего студенчества, для меня осталось загадкою. (18)Квартира и отопление были, правда, даровые у дяди в течение года. (19)А содержание? (20)А платье? (21)Две сестры, мать и две служанки, и я на прибавку. (22)Сёстры работали; продавались кое-какие остатки, но как этого доставало — не понимаю. (23)Иногда, только иногда, в торжественные праздники, помогал мой крёстный отец, Семён Андреевич Лукутин; помогали иногда кое-какие старые знакомые. (24)Но я не был благодарным по отношению к ним, о чём сейчас сожалею.

(По Н. И. Пирогову*)

* Николай Иванович Пирогов (1810-1881) — русский хирург, анатом, естествоиспытатель, педагог.

20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Рассказчика в его студенческие годы содержали работавшие в то время мать и две его старшие сестры.

  2. Будучи признательным своим близким людям за их доброту и заботу по отношению к нему, рассказчик всегда говорил им слова благодарности.

  3. Куртку, в которой рассказчик ходил на лекции, сшили ему его сёстры из старых вещей.

  4. Знакомству со своей будущей женой рассказчик обязан сестре В. А. Жуковского.

  5. После смерти отца рассказчику пришлось подрабатывать — ежедневно давать уроки по окончании занятий в университете.

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

В предложениях 2-4 представлено повествование.

  1. Предложение 9 называет причину того, о чём говорится в предложении 8.

  2. Предложения 11, 12 раскрывают содержание предложения 10.

  3. Предложение 14 иллюстрирует содержание предложения 13.

  4. В предложениях 22-24 представлено описание.

22. Из предложений 22-24 выпишите разговорное слово.

23. Укажите средство связи, при помощи которого предложение 22 связано с предыдущим.

24. «Троп — (А) („роясь в хламе сердца”), использованный Н. И. Пироговым

в первом абзаце текста, сразу настраивает читателя на то, что автор будет вспоминать факты из своей жизни. Рассказчик испытывает чувство долга перед близкими ему людьми — об этом свидетельствуют использованные тропы,

в частности (Б) („священным долгом“ в предложении 4, „твёрдое намерение

отблагодарить” в предложении 6). И хотя в тексте говорится о том, что „истинное благодеяние” заслуживает благодарности, однако использованный приём —

(В) (предложения 3, 4) — приводит к мысли, что не так просто выполнить

задуманное. Так, автор сожалеет о том, что „не был благодарным” по отношению к своим родным, хотя прекрасно осознаёт, что они для него сделали в трудные студенческие годы. О сложностях того времени красноречиво говорится во всём тексте, особо подчёркивает это приём — (Г) („иногда” в предложении 23)».

Список терминов:

  1. градация

  2. эпитет

  3. риторический вопрос

  4. гипербола

  5. противопоставление

  6. олицетворение

  7. метафора

  8. литота

  9. лексический повтор

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком


























ВАРИАНТ 13

Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)

1. Близкие люди поддерживают нас в трудные минуты, протягивают нам руку помощи, и человек испытывает в ответ чувство благодарности, которое воспринимается им как священный долг. Быть истинно благодарным человеком очень трудно.

2. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?)

2. Человек, даже будучи в душе благодарным человеком, не всегда выражает благодарность близким людям, не умеет своевременно отблагодарить людей, о чём сожалеет всю оставшуюся жизнь.

3. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к другим?)

3. Человек порой не умеет или даже не хочет выразить благодарность людям, заслужившим её, — подобное неуважение к заслугам людей не может быть ничем оправдано.

4. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему поддержка близких людей так значима для человека?)

4. Умение поддержать близкого тебе человека, позаботиться о нём, помочь ему хоть чем-нибудь даёт человеку возможность выжить, выстоять даже в самых трудных жизненных ситуациях, преодолеть любые трудности.


задания

Ответ

1

23 32

2

какправило

3

2

4

квартал

5

словарный

6

восьмьюстами восемьюстами

7

28153

8

кафтан

9

приёмнеприступная неприступнаяприём

10

расчётливый

11

колышутся

12

недолюбливал

13

зачастуюпричём причёмзачастую

14

234 любая другая последовательность этих цифр

15

35 53

16

123 любая другая последовательность этих цифр

17

1234 любая другая последовательность этих цифр

18

14 41

19

1245 любая другая последовательность этих цифр

20

245 любая другая последовательность этих цифр

21

125 любая другая последовательность этих цифр

22

доставало

23

формаслова

24

7259

задания

Ответ 14

1

14 41

2

например

3

2

4

оптовый

5

дружественные

6

месяцы

7

25174

8

напоминание

9

чересчуррассвет рассветчересчур

10

обиделись

11

лечащий

12

незавершённая

13

чтобыпоэтому поэтомучтобы

14

123 любая другая последовательность этих цифр

15

13 31

16

14 41

17

2345 любая другая последовательность этих цифр

18

134 любая другая последовательность этих цифр

19

134 любая другая последовательность этих цифр

20

134 любая другая последовательность этих цифр

21

34 43

22

подлинныймнимого мнимогоподлинный

23

17

24

6283


6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!