СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 15

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен типовой вариант работы для отработки умений при подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«И П Цыбулько ЕГЭ-2017 Русский язык 36 типовых вариантов Вариант 15»

Вариант15

Часть1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном - предметом, всегда издающим ноту «ЛЯ» и служащим эталоном частоты при настройке музыкальных инструментов и в пении. (2) в оркестре роль камертона выполняет. деревянный духовой инструмент гобой, поскольку окружающая температура не влияет на его музыкальный строй и его нота «ля» всегда устойчива. (3)Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.


1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Благодаря особенностям своего строения гобой никогда не расстраивается, именно поэтому в симфоническом оркестре его всегда используют как камертон.

2) Симфонические оркестры редко пользуются камертоном, только когда с ними играет рояль, в остальных случаях все инструменты оркестра настраиваются по гобою, наиболее устойчивому к окружающей температуре.

3) Камертон - это небольшой портативный прибор, который издаёт звук «ля» первой октавы частотой 440 Гц и в исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.

4) Перед выступлением симфонического оркестра, когда музыканты собираются на эстраде, нередко можно услышать, как гобоист играет «ля» первой октавы, а другие исполнители подстраивают под него свои инструменты.

5) В наши дни в симфонических оркестрах редко используют камертон, потому что его роль выполняет гобой, но когда с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, настроенному, в свою очередь, по камертону.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Дело в том, что С тех пор Несмотря на это, Даже Если

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИГРАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИГРАТЬ, -аю, -аешь; игранный; несов.

1) Резвясь, развлекаться, забавляться чем-н. Дети играют в саду. Рыба играет в реке (перен.). И. с кем-н. как кошка с мышью (забавляясь, мучить). И. кистями платка (перебирать их).

2) Проводить время в игре (во 2-м знач.). И. в куклы. И. в солдатики. И. в прятки,
в жмурки. И. в шахматы. И. в футбол. И. на бильярде.

3) Исполнять музыкальное произведение. И. вальс. И. на скрипке. И. первую
скрипку
(также перен.: занимать руководящее положение в каком-н. деле; разг.).
И. на чьих-н. нервах (перен.: намеренно нервировать, раздражать кого-н.).

4) Исполнять сценическую роль, пьесу на сцене. И. роль (также перен.: изображать кого-н. или действовать в качестве кого-н.). И. роль Гамлета. И. Хлестакова. И. комедию (также перен.: притворяться, действовать неискренне; неодобр.).

5) Общаться с кем-чем-н. легкомысленно, как с игрушкой, забавой. И. своей жизнью (понапрасну рисковать). И. (шутить) с огнём (обращаться легкомысленно
с чем-н. опасным). И. людьми (обращаться с ними по своей воле). И. чьими-н.
чувствами.

6)О чувствах, состоянии: проявляться, обнаруживать себя каким-н. образом.

В глазах играет радость. На лице играет злорадство.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

создалА поднЯв цЕнтнер насорИт диспАнсер

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Для успешной сдачи экзамена вам необходимо ЗАПОЛНИТЬ пробелы в знаниях по разным предметам.

Сообщение ведущего было кратким и ИНФОРМАТИВНЫМ.

Вместе с аттестатами выпускники получили БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ письма.
ЗРИТЕЛЬНЫЙ вал, в котором проходила премьера нового спектакля, был полон.

Именитый профессор, читавший лекцию, был уже в весьма ПОЧТЕННОМ возрасте.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

скоро ВЫЗДОРОВЕЕШЬ в ПОЛУТОРАСТА метрах

детские ДОКТОРЫ в романах Александра ДЮМА пара ТУФЕЛЬ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ


ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом


1) Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряженный график работы.


Б) неправильное построение предложения

с деепричастным оборотом


2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.


В) нарушение в построении предложения

с несогласованным приложением


3) Я знаю, что язык - самая живая и прочная связь, которая объединяет. все поколения в одно великое историческое целое - народ.


Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».


Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

5) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом, и в прозаическом тексте.



6)Внимательно наблюдая за отдельными животными, учёные выявили некоторые закономерности их поведения.



7)В рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.



8)В очередной раз перечитал Д. С. Лихачёва, случайно обратив внимание на пропущенную ранее интересную мысль о храме, который известен как храм Василия Блаженного.



9)Посвященная жизни и творчеству автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» выставка, которую туляки открыли в галерее «Ясная Поляна», называется «Дон. Шолохов. Россия».


8. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ск .. сить (траву) пол .. скать (ребенка) ст .. пендия погл .. щать с .. дина

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

непр .. менно, пр .. уныл

комп .. ютер, в .. явь

пр .. родина, п .. никла

и .. подлобья, .. держал (слово)

с .. грал, сверх .. дейный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

фасол .. вый замуч .. лись нищ .. нский намер .. вались кашл .. нуть

11 Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.

кол .. щиеся (иголки)

бре .. щийся (дедушка)

стро .. щийся (дом)

сыпл .. щаяся (штукатурка)

бор .. щийся (за победу)

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Маяковский писал, что (НЕ)ДОЧИТАЛ до конца «Анну Каренину» : ночью его
вызвали «С вещами по городу».

Войдя В комнату, доктор (НЕ)СПЕША снял шляпу и перчатки.
Было принято (НЕ)ПРОСТОЕ, но верное решение.

На последний вопрос не дали (НИ)ОДНОГО правильного ответа.
(НЕ)3НАЮЩИЕ правил ученики допускают большое количество ошибок.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(БЕЗ)СОМНЕНИЯ, имена учёных составляют славу своего народа ТАК(ЖЕ), как имена художников, поэтов, музыкантов.

(В)СЛЕД за своим хозяином (ТОТ)ЧАС стремительно побежал и верный пёс.
Имейте (В)ВИДУ: он всё равно всё сделает (ПО)СВОЕМУ.

Некоторые прохожие глаз не могли отвести (ОТ)ТОГО, как красиво вышагивали военные, (НА)ПОДОБИЕ почётного караула.

Оценив объём работы, я понял, что сегодня мне ВРЯД(ЛИ) удастся уйти домой (ВО)ВРЕМЯ.

14. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На берегу некогда полноводной реки путник увидел деревя(1)ый дом невида(2)ой в этих местах постройки, окна которого были занавеше(3)ы, перед домом был разбит ухоже(4)ый палисадник.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Не так давно Поля не только виделась но и беседовала с отцом да вот обстоятельств встречи припомнить уже не могла.

2) Ребенку шёл четвертый год и он по своему возрасту был хорошо развит.

3) При появлении посторонних людей Кусака убегала в сад или прятал ась под террасой.

4) Каждый день и каждая ночь приносили в один из трёхсот домов хутора свои большие и малые радости и печали.

5) После тихой лесной полутьмы по-иному воспринимались и поникшие большие (колокольчики и цветы дикой гвоздики на липких смолистых стеблях.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Налитые, сочные, прохладные (1) они чуточку покислее своих соплеменниц (2) растущих на пригорках, но (3) увидев такую ягоду (4) не променяешь её на десяток других.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой( -ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Водителю троллейбуса (1) к счастью (2) удалось (3) наконец (4) накинуть на провод соскользнувшую дугу, и машина плавно тронулась в путь.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Архипелаг Земля Франца Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83 % территории (3) которых (4) покрыто вечным льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской области.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

И всё же он доехал быстрее (1) чем я думал (2) потому что (3) когда я спустился во двор (4) на скамейке под липой уже виднелась его тёмная фигура.


Прочитайте текст и выполните задания 20–25.


(1)Днём и ночью висели над Волгой вражеские бомбардировщики. (2)Они гонялись не только за буксирами, самоходками, но и за рыбацкими лодками, за маленькими плотиками - на них иногда переправляли раненых. (3)Но речники города и военные моряки Волжской флотилии, несмотря ни на что, доставляли грузы.

(4)Однажды был такой случай ...

(5)Вызывают на командный пункт сержанта Смирнова и дают задание: добраться до того берега и передать начальнику тыла армии, что ночь ещё у центральной переправы войска продержатся, а утром отражать атаки противника будет нечем. (6)Нужно срочно доставить боеприпасы.

(7)Кое-как добрался сержант до начальника тыла, передал приказ командарма генерала Чуйкова.

(8)Быстро нагрузили бойцы большую баржу и стали ждать баркас. (9)Ждут и думают: «Подойдёт мощный буксир, подцепит баржу и быстренько через Волгу перебросит».

(10)Глядят бойцы - плюхает старый пароходишко, и назван-то он как-то неподходяще: «Ласточка». (11)Шум от него такой, что уши затыкай, а скорость как у черепахи. (12)«Hy, - думают, - на таком и до середины реки не добраться». (13)Однако командир баржи постарался успокоить бойцов:

- (14)He глядите, что пароходишко тихоходный. (15)Oн таких барж, как наша, не одну перевёз .. (16)Команда у «Ласточки» боевая.

(17)Подходит «Ласточка» к барже. (18)Смотрят бойцы, а команды-то на ней всего три человека: капитан, механик и девушка.

(19)He успел пароходик к барже подойти, девушка, дочь механика Григорьева - Ирина - ловко зацепила крюк троса и кричит:

- (20)Давайте несколько человек на баркас, помогать будете от фашистов отбиваться!

(21)Сержант Смирнов и двое бойцов прыгнули на палубу, и «Ласточка» потащила баржу.

(22)Только вышли на плёс - закружили в воздухе немецкие самолёты- разведчики, над переправой повисли на парашютах ракеты. (23)Стало вокруг светло как днём. (24)3а разведчиками налетели бомбардировщики и начали пикировать то на баржу, то на баркас.

(25)Бойцы из винтовок бьют по самолётам, бомбардировщики чуть не задевают крыльями трубы, мачты баркаса. (26)Справа и слева по бортам столбы воды от взрывов бомб. (27)После каждого взрыва бойцы с тревогой оглядываются: «Неужели всё, попали?!» (28)Смотрят - баржа двигается к берегу.

(29)Капитан «Ласточки», Василий Иванович Крайнов, старый волгарь, знай рулевое колесо вправо-влево крутит, маневрирует - уводит баркас от прямых попаданий. (30)И всё - вперёд, к берегу.

(31)Заметили пароходик и баржу немецкие минометчики и тоже начали обстреливать
с берега. (32)Мины с воем пролетают, шмякаются в воду, свистят осколки.

(33)Одна мина попала на баржу. (34)Начался пожар. (35)Пламя побежало по палубе.

(36)Что делать? (37)Перерубить трос? (38)Огонь вот-вот подберется к ящикам со снарядами. (39)Но капитан баркаса круто повернул штурвал, и ... «Ласточка» пошла на сближение с горящей баржей.

(40)Кое-как причалили к высокому борту, схватили багры, огнетушители, вёдра с песком - и на баржу. (41)Первой - Ирина, за ней - бойцы. (42)Засыпают огонь на палубе, сбивают его с ящиков. (43)И никто не думает, что каждое мгновение любой ящик может взорваться.

(44)Бойцы поснимали шинели, бушлаты, накрывают ими языки пламени. (45)Огонь обжигает руки, лица. (46)Душно. (47)Дым. (48)Дышать трудно.

(49)Но бойцы и команда «Ласточки» оказались сильнее огня - боеприпасы были спасены и доставлены на берег.

(50)Таких рейсов у всех. баркасов и катеров Волжской флотилии было столько, что не счесть. (51)Героические рейсы.

(По В. М. Богомолову*)

* Владимир Максимович. Богомолов (1924-1999) - русский советский писатель.


20. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Задача тихоходного парохода «Ласточка» заключалась в том, чтобы отбуксировать баржу, груженную боеприпасами, на другой берег Волги.

2) Пароход и баржу атаковали не только с воздуха, но и с берега.

3) Один из снарядов, сброшенных немецким самолётом-бомбардировщиком, уничтожил боеприпасы на барже.

4) Команда «Ласточки» состояла из десяти бойцов.

5) Вместо того чтобы перерубить трос и отсоединить горящую баржу, капитан парохода причалил к барже, чтобы тушить пожар.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 10-11 содержатся элементы описания.

2) В предложениях 21-24 представлено повествование.

3) В предложениях 25-26 представлено рассуждение.

4) Предложение 38 содержит ответы на вопросы, поставленные в предложениях 36-37.

5) В предложениях 46-48 представлено повествование.


22. Из предложений 31-36 выпишите одно просторечное слово.


23. Среди предложений 26-30 найдите такое(-ие), которое(-ые) свяаано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


24. «Рассказывая в своём произведении «Рейс "Ласточки"» о случае, произошедшем в годы Великой Отечественной войны, автор стремится описать повседневную жизнь советских бойцов и помогающих им мирных жителей. В рассказе часто встречается лексическое средство (А) _____ ("плюхает" в предложении 10, "знай" в предложении 29) и троп -- (Б) ______ (предложения 11, 23). Передать атмосферу постоянного напряжения, в котором находились персонажи, помогают различные синтаксические средства, в частности (В) ______ (предложения 36, 37) и (Г) ______ (предложение 41»).

Список терминов:

  1. неполные предложения

  2. разговорная и просторечная лексика

  3. книжная лексика

  4. профессионализмы

  5. сравнение

  6. эпитеты

  7. вопросно-ответная форма изложения

  8. вопросительные предложения

  9. риторическое восклицание


25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.


Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком





Примерный круг проблем

Авторская позиция

1. Проблема патриотизма советских людей, солдат в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявлялся патриотизм людей в годы войны?)

1. В годы Великой Отечественной войны патриотизм людей проявлялся в готовности совершать героические поступки, в готовности жертвовать собой ради достижения главной цели — победы над врагом.

2. Проблема подвига, героизма, самоотверженности, готовности пожертвовать собой. (Что заставляет людей в годы войны совершать героические поступки?)

2. Защищая Родину во время войны, люди совершают героические поступки, потому что ими движет чувство патриотизма, чувство долга перед своим народом.

3. Проблема поведения людей, оказавшихся в крайне тяжёлых условиях. (Как должны вести себя люди в трудных ситуациях?)

3. В условиях общенародной беды человек должен думать в первую очередь не о себе, а о других. Только совместными усилиями возможно достичь поставленной цели.



Вариант 15

Номер задания

Ответ задания

1

25 52

2

деловтомчто

3

3

4

диспансер

5

восполнить

6

доктора

7

21754

8

стипендия

9

исподлобьясдержал

10

замучились

11

строящийся

12

непростое

13

вследтотчас

14

124  другая комбинация этих цифр

15

25 52

16

1234  другая комбинация этих цифр

17

12 21

18

25 52

19

1234  другая комбинация этих цифр

20

34 43

21

12 21

22

шмякаются

23

27

24

2581




5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс