СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И помню я свою сторонку.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа.

Краеведческий материал.

Просмотр содержимого документа
«И помню я свою сторонку.»


VI районная научно-практическая конференция

исследовательских работ обучающихся

«Поиск и творчество»






ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

« И помню я свою сторонку».
(литературное творчество Н.Н.Корнеевой (урождённая Кошелева)






Автор:

Варданян Карина Ролондавна,

обучающаяся 7 класса

МАОУ Сергеевской СОШ


Руководитель исследовательской работы:

Волобуева Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы первой категории

МАОУ Сергеевской СОШ




Благовещенский район

2018 год








Оглавление

  1. Введение

1.1Актуальность исследования.

1.2.Цели и задачи.

2.План исследования.

3.Основная часть

3.1.Биографические данные Корнеевой Натальи Николаевны.

3.2.Воспоминание о детстве, о жизни, о войне.

3.3.Основные темы её творчества.

4.Выводы.

5.Список использованной литературы.

6.Приложения




























1.Введение

Актуальность:

Каждый из нас любит свой уголок Родины, в котором он родился. Места, которые мы часто посещаем, которые нам нравятся. Рассказываем о них в своих сочинениях, стихотворениях. Но мы не задумаемся о том, что рядом с нами живут такие замечательные люди села, которые отражают в своем творчестве любовь к родному краю, селу, школе, к нашему Амур - Батюшке, к своим друзьям.

Знакомясь с такими людьми, мы узнаем о своем селе, улицах, героях Великой Отечественной войны. Это всё способствует нашему развитию.

Знанию краеведческого материала.

На сегодняшний день темы таких исследовательских работ нужны. Рядом с нами живут талантливые люди. Нам надо знать их творчество, ценить, хранить. Передавать свои знания потомкам.


Цель исследования:

-Исследовать поэтическое творчество местной поэтессы Н.Н.Корнеевой.

Задачи:

1.Познакомиться с биографией Н.Н.Корнеевой.

2.Определить основные темы творчества.

3.Показать значение поэзии в жизни писательницы.

4.Составить обзор стихотворений.


План исследования:

1.Знакомство с биографическими данными Н.Н.Корнеевой.

2.Анализ и подбор стихотворений.

3. Систематизация стихотворений по темам.

4.Оформление исследовательской работы, создание презентации.

5. Встречи с поэтессой (конференции, беседы, интервью).



Основная часть

3.1.Биографические данные Корнеевой Натальи Николаевны.

Наталья Николаевна Корнеева (девичья фамилия Кошелева) родилась 8 августа 1943 году. Закончила Сергеевскую школу в 1965 году. Затем прошла курсы медсестёр. После окончания училища работала в Ивановском районе медсестрой. Но понимала, что это не её призвание, потому что она увлекалась поэзией. Решила закончить училище Культуры. С 1987 по 2010 годы работала в пединституте библиотекарем. Глядя на книги известных писателей: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тютчева увлеклась поэзией. Стихи стали рождаться сами. Уйдя на заслуженный отдых, решила систематизировать свои стихотворения. Что у нее и получилось неплохо.





3.2Основные темы её творчества.

  • Стихотворения о своей жизни.

  • Тема любви к родному краю.

  • Тема природы в разные времена года.

  • Тема школы в жизни поэтессы.

  • Тема дружбы.



Стихотворение о своей жизни

В своём стихотворении «Детство» она рассказывает о судьбе своей семьи.

Ей хочется вернуться в детство, несмотря на то, что оно было сложным.

Домашние заботы по хозяйству и уход за огородом лежали на плечах детей. Старшим даже приходилось заботиться и о дровах (возили из леса на лошадях), заготавливали сено для скота.

Вспоминает о многом: и о хороших моментах жизни, и о плохих. Но в первую очередь как вместе трудились на колхозных полях. Собирали колоски на полях те, что не могли убрать трактора. Вместе с другими детьми грузили колхозные машины зерном, на зерновом дворе его сушили, лопатили, работали на колхозном свинарнике, ведрами разносили корм свиньям, убирали за ними. Конечно, обрабатывали свои огороды. Родители дадут определенную норму, её надо обязательно сделать за день. Ели суп из лебеды, выросли на мангыре, чесноке и кислике. Обычно ходили за всем этим за село.

Вместе играли в редкие минуты отдыха в лапту, прятки, «третий лишний» и другие коллективные игры. Да было им очень тяжело, так как видели своих матерей только поздно вечером, всё остальное время 16-18 часов – они были на полях, а по ночам стирали, вязали носки, шарфы, вышивали кисеты – всё для армии. Отцы же воевали. Весь колхозный урожай отправляли на фронт, сами питались, чем придётся. Вспоминает с любовью маму - Екатерину Федоровну. Отца - Николая Николаевича, с которым вместе проводили время. Отец много рассказывал о судьбе Ермака, о своей работе. Наталья помогает ему в трудную минуту. Всегда провожала его на заимку. С сестрами всегда были дружны. Детство она никогда не забудет, потому что время было холодное, голодное. Каждый раз, садясь за стол обедать, благодарит всех за хлеб и соль.

Кислику сочную жевали и на пригорках собирали

Мангырь – так дикий звали лук.

Занятия себе искали.

Ну, одним словом, не скучали.


-Ах, какая вкусная ягода, особенно, когда ударит мороз!- говорит нам Наталья Николаевна.



Тема любви к родному краю присутствует в её стихотворениях

-Что мы больше всего помним в детстве, конечно, наш Амур, на котором мы проводили большую часть времени. Ранним утром на рыбалке, вечером опять с удочкой. Раздолье, да и только.

Схожу на Амур, посидеть у воды,

От суеты городской отрешиться,

И наблюдать за набегом волны,

Пейзажем речным насладиться.

А речка Маньчжурка бурлит, поёт, звенит, наполняется все вокруг музыкой.

Послушай шум воды бурлящей,

Наполнись ее музыкой звенящей.

Вот так свою историю о жизни рассказывает она в своих любимых стихотворениях. Действительно, её стихотворения автобиографичны, потому что в них все сведения жизни поэтессы. И помнит она свою сторонку, которая дала ей жизнь. Благодарит судьбу за опыт, приобретенный в этой жизни.

- Я часами могу рассказывать о родном крае, селе, которое меня воспитало. Именно этот опыт и подсказал мне мой творческий путь. Это мои любимые стихотворения,- рассказывает нам Наталья Николаевна.

Стихотворения о родном крае:

«Кукушка»

«Сельское раздолье»

«Мой край родной»


Тема природы в разные времена года

Любила Наталья Николаевна очень родную сторонку, когда на смену осени приходит зима, затем весна и лето. Осенью все становится необычным. Шелестит под ногами листва.


Октябрь деревья раздевает,

Листву прохожим под ноги бросает.

Скамейки мокнут и трава,

В пруду колышется вода.

А небо тучами заволокло,

Без солнца грустно и темно.

Такая неуютная погода,

Что слезы льет сама природа.

Еще вчера лазурь сияла

И красотою восхищала.

Как перышки слоились облака,

Хотелось взвиться мне туда.

Снегопад приходит внезапно, ели даже не надо украшать.

Накрыло мощным снегопадом,

И ель не надо украшать.

Иду я осторожным шагом,

Стараюсь рифму отыскать.

Любит снег, он для неё пушистый, белый, нежный.

Как вата на сосновых лапах,

Лежит пушистый белый снег.

Стволы деревьев, будто в латах,

Вблизи лишь можно разглядеть.

Когда приходит весна – красна, все цветет и благоухает: черемуха, слива, яблоня, калина. Вспоминаешь молодость свою. Героиня взглядом провожает облака, смотрит в далёкие края.

Подняв глаза, на небо погляжу
И облака я взглядом провожу.
Пускай плывут в далекие края
И мысли светлые уносят от меня.

Как красочно описывает она черемуху: нежно и ласково, как будто всё перед ней в первый раз.

Черемуха в зеленом платье

И слива с яблоней под стать,

Нет, он не может раздражать,

Цвет молодости призван обновлять.

Лето красное пришло. Кукушка начинает куковать, пахнет клевером. Скорей бы пора сенокоса. Вот, где приятно пахнет скошенной травой. И почему-то не хочется идти домой.

Кукушка кому – то считает года.

Клевером пахнет медовым.

Выросли травы почти до плеча,

Будет жевать, что коровам.

Жатку настраивай и не ленись.

Год благодатный для сена.

Утром не мешкай, пораньше проснись,

Пора сенокоса поспела.

О любви к краскам природы поэтесса рассказывает в каждом своем стихотворении. Они - то яркие, то зеленые, то жёлтые, то черно-синее

Чернильно – синяя вода

В себе все отражает,

А гладь замерзшего пруда

В нем водоросли видеть не мешает.

И всегда она переживает, что происходит в природе. Морозы нагрянут -нечаянно, листву прикрывая. Облака становятся свинцовые. Птицы места себе не находят.

Бывают катаклизмы у природы:

Нечаянно нагрянули морозы.

Легла под снег зеленая трава,

А на деревьях держится листва.

Свинцовые нависли облака,

Вороны носятся туда- сюда

И каркают о чем –то недовольно,

В такую непогоду им привольно.





-Я чувствую тепло и холод как-то необычно,- говорит нам она.- Знаю каждый камешек, травинку в поле. Меня завораживает и увлекает всё это. Как же здесь не написать строки? Когда у вас нет настроения, выходите в поле, в лес. И вы почувствуете сразу прилив энергии и бодрости на целую неделю. Вот с такой благодарностью она отзывается о природе.

Любовь к природе отражены в стихотворениях:

  • « Любимый цвет».

  • «Облака».

  • «Бабье лето».

  • «27 сентября 1966 года».

  • « 18 октября 1966 года».

  • «Кукушка».


Тема школьной жизни (воспоминания о ней)

В её творчестве есть стихотворения, которые посвящены любимой школе.

Всегда она рада встрече с ней.

Привет вам сосны, стадион,

Привет и школе, что меня учила,

Где встретила я обожания предмет

И вечер новогодний не забыла.

За время учёбы они с классом посадили деревья, ухаживали за ними.

Пройду по школьному двору,

Здесь классом деревца сажали,

Коль повезет, березу я найду,

Которая полвека шелестит ветвями.

На стадионе проходили спортивные состязания: футбол, волейбол, любимая лапта. Сейчас он очень преобразился.

-Школа – это тот уголок, в котором ты сможешь себя реализовать. Показать на что ты способен. Каждый день не похож на другие. Вспоминаю не только учителей, но и свой класс, друзей. Именно школа даёт знания. Как же я не буду о ней вспоминать,- с гордостью за свою школу говорит нам она.

В глазах мы увидели доброту и искренность поэтессы. Стремление раскрыть свои чувства к ней, с добротой вспоминая годы учёбы.

Ею написаны стихотворения о школе:

«Воспоминание о школе»

«Любимый дом»

«Родной стадион»


Тема любви к своим друзьям

Свои стихотворения посвящает хору «Ивушки». Ведь именно с этими людьми прошло у неё детство. Хор поёт песни о любви к родному краю.


Хор ветеранов «Ивушкой» зовут,

Сегодня гости к ним придут:

Хор отмечает юбилей

В кругу знакомых и друзей

Своим уменьем заслужили,

Чтоб их так просто не забыли,

Им смена новая росла,

И песня новая жила.

Махнув на возраст и дела,

Душою рветесь вы сюда.

Любимым делом занимаясь,

Над суетою поднимаясь.

Две пятилетки рядом шли.

Второй здесь дом вы обрели!

Желаем творческих побед,

Здоровья, жизни, долгих лет!


-Сколько сил и здоровья у них, потому что все они патриоты. Каждый раз, видя их выступления, хочется плясать, петь. Столько у них энергии, добра, радости, тепла. Встречи с ними я никогда не забуду, - откровенно говорит она.


Посвящает свои стихотворения любимой подруге. С которой много лет подряд ходила в школу и походы, делили хлеб пополам, вместе были на рыбалке. В лес за ягодами ходили, учили уроки, интересовались поэзией. Читали Пушкина, Фадеева. Это самый близкий человек. Больше всего поэтесса рассказывает о том труде, которым занимается её подруга - Малкова Нина Дмитриевна. Это составление фотоальбомов. Где бы она ни находилась, всегда с ней фотоаппарат. И этот человек никогда не сидит на месте, всегда находит себе занятия по душе. Каждая такая встреча радовала друг друга.

Очередной подходит день рождения,
Год прибавляя к прожитым годам.
И снова в сердце умиление
К благоухающим цветам.

О любви к своей подруге говорится во многих стихотворениях.

«Нине в день рождения».
«Письмо к родной подруге»
«Только тебе посвящаю».
«Нине».

Только любовь к родному краю, селу, друзьям сделали её чистой и открытой, уважительной, благородной.

-Да я патриот своей малой Родины. Мои стихотворения выражают искренность любви к ней, ко всему тому, что меня окружает,- со всей искренность говорит нам об этом поэтесса.

Когда слушаешь её, на душе становится спокойно. Такие люди, как она, учат нас беречь родной край, смотреть на всё, что нас окружает другими глазами. Стихотворения, написанные ею, самые приятные, полны оптимизма. Они красивы, певучи, читать их легко. Чувствуешь тепло и уют. Есть желание жить, любить, всем восхищаться, всему радоваться. Радоваться тому, что видишь, что слышишь. Мечтать о волшебном и прекрасном мире. Вместе с ней встречать осень, лето, весну. Бывать на Амуре, ловить рыбу, наблюдая за баржами. Только любовь к друзьям, семье, краю делает человека чистым и открытым.


Вывод:

Наталья Николаевна пишет стихотворения на следующие темы:

  • Стихотворения о своей жизни.

  • Тема любви к родному краю.

  • Тема природы в разные времена года.

  • Тема школы в жизни поэтессы.

  • Тема дружбы.

Стихотворения играют огромную роль в её жизни, потому что именно в них она с добротой отзывается о том, что окружает поэтессу.

Они отличаются своеобразием, любви к родному краю, его природе. Она умеет отметить обыденное в нашей жизни и рассказать об этом так, что всё живо представляется в сознании и вспоминаешь всё, что было с тобой в детстве.








Спасибо за внимание!





































Использованная литература:

1.Фотографии из личного альбома Н.Н.Корнеевой.

2.Фотографии из личного альбома Н.Д.Малковой.

3.Сборник стихотворений «Люблю я край родной»(2013 год)

4.Газета «Сельские новости» Сергеевский Сельский Совет (2014 год)










































Приложение













































Стихотворения Н.Н. Корнеевой

«ДЕТСТВО»

Как в детство хочется вернуться,
До стада поутру проснуться.
И хлеба прихватив ломить,
Бежать на берег по росе
К реке любимой налегке.

Забравшись на причал повыше,
Китайские увидеть можно крыши.
Закинуть леску в глубину.
Что здесь прикормленное место,
Об этом было всем известно.

В сезон грузились баржи караваном,
Не обходилось без изъянов:
От тряски падало зерно,
Для корма пескарям, касаткам,
Малькам, их маленьким ребяткам.

Сидела над Амуром я без слов,
Покуда рыбы длился клев,
Когда на юг сворачивало солнце,
И согревались воздух и вода,
До дрожи плавала тогда.

Довольная несла улов домой.
А осенью следила за шугой.
Зимой, мчась на санках кручи,
Оболевая страх в душе,
С восторгом счастья на лице.

Понятно все, как дважды два,
Привычны каждодневные дела:
Кто воду носит, кто дрова,
Посуду моет, пол метет,
Корове сено задает.

Родное сельское раздолье,
Приелось дома – выйду в поле.
Не хочешь, у запруды посиди.
Послушай шум воды бурлящей,
Наполнись ее музыкой звенящей.

Иди до сопок, травами дыши,
Или налево поверни,
Потом вперед, опять налево
И ближе к озеру за чесноком,
Немало исходили мы пешком.

Кислику сочную жевали
И на пригорках собирали
Мангырь – так звали дикий лук.
Занятия себе искали.
Ну, одним словом, не скучали.

Досугом были шашки, домино,
По воскресениям кино,
Лапта и третий лишний,
И телефон испорченный, и прятки.
На день уроком овощные грядки.

Теснятся мысли, забегают,
Черед событий нарушают.
Руке за ними не угнаться,
Они волною нарывают,
Картинки жизни прожитой мелькают.

Вон мама в фартуке и головном платке
Сажает сдобу в печку на листке.
Есть доля там и моего труда.
Иль шьет обновы к Первомаю.
О новом платье я мечтаю.

И сестры пофорсить не прочь.
Придется прихватить ей ночь.
Муж, дочери, колхозная работа.
Заботы столько – некогда зевать,
Повсюду надо успевать.

Что помнится из детства моего,
Менять в нем не хотелось ничего.
Любили наши с папой посиделки
У печки, где горят дрова.
И песни его слушать допоздна.

Про Ермака, про ворона, утес.
За ним ходить, как верный пес,
В телеге ехать, трактор мыть.
И на заимку провожать,
И от лисы гостинцы ждать.

Нельзя вернуть, начать сначала.
И сколько бы о детстве не скучала.
По логике вещей – обратно хода нет.
И только остается вспоминать,
Бег времени никак не удержать.

Апрель, май 2012г

«ЛЮБЫМЫЙ ЦВЕТ»

Люблю весну за цвет зеленый,

Ей в тон окрашены глаза,

Листочки тополя и клена,

И ряскою цветущая вода.


Черемуха в зеленом платье

И слива с яблоней под стать,

Нет, он не может раздражать,

Цвет молодости призван обновлять .


Все начинается с него.

Цвета другие на подходе,

Зеленый цвет главенствует в природе,

Другие – дополнение его.





«ОБЛАКА»

Приятно пахнет скошенной травой,
Идти не хочется домой.
Останусь здесь я ночевать
И буду этим запахом дышать.

Немного закружится голова,
Но это мне не принесет вреда.
Умиротворение в моей душе,
Поразмышляю сидя на лужке.

Подняв глаза, на небо погляжу
И облака я взглядом провожу.
Пускай плывут в далекие края
И мысли светлые уносят от меня.

Делюсь хорошим настроением своим
И с ним шлю привет знакомым и родным.
Зависит от того, на север иль на восток
Их понесет попутный ветерок.

Надеюсь, что до вас они домчат,
И весточкой в окошко постучат.
Вы знайте, я отправила их вам,
Чтобы присутствие мое вы ощущали там.


«НИНЕ В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ» (04.07,2012 г.)

Очередной подходит день рождения,
Год прибавляя к прожитым годам.
И снова в сердце умиление
К благоухающим цветам.

Но чтобы сад завел, порадовал глаза,
Немало нужно потрудиться.
Без спроса лишь растет трава,
Цветам десятки раз придется поклониться.

На труд откликнутся добром,
Дни крася запахом и цветом.
Кто благо создает кругом -
Достоин зваться человеком.


«НИНЕ»

Июль зовут макушкой лета,
Когда тепло и много цвета.
Явилась ты на этот свет -
Прими мой праздничный привет.

Цветов различных половодье,
И первые плоды дают угодья.
О, если б только не жара,
Что достает уже с утра.

В полях саранки, клевер, мак.
Бывало время, нагрузив рюкзак,
С отрядом школьников своих
Несла ты ношу за двоих.

Новинка, сопки и Гуран.
На день нехитрый провиант,
Ночевки на природе,
Походы при любой погоде.

Елабуга, Камчатка, Ленинград,
Берлин, София и Арбат.
Тебе на месте не сиделось
И очень мир узнать хотелось.

Что вспомнилось, о том пишу
И на бумаге записать спешу.
Раз посетило вдохновенье,
Так поздравляю я днем рожденья!


«Стихотворения о природе»


Разбрасывает осень первые штрихи :

Вот появился первый лист на клене

И ветка целая на тоненькой березе.


Вершится август, до новой встречи.

Не будет солнца в пять утра,

Учебники готовит детвора.


Кто в первый класс, а кто в последний.

От чувств – тревожно на душе,

Для нас звонок не прозвенит уже.


Давно остались за спиной

И школа, институт, и стаж.

Черед настал, и мы ушли в «тираж».


«БАБЬЕ ЛЕТО»

Листвою опавшею осень шуршит,

Она побродить на алле манит.

Одела деревья в роскошный наряд,

От них отвести невозможно свой взгляд.


В пурпурном черемуха, клен – в золотом,

Такой обожаю я вид за окном.

Стрекозы прозрачными крыльями машут,

На волнах веселые зайчики пляшут.


И бабочек разных цветной хоровод –

Чудесное время, но скоро уйдет.

Кузнечик стрекочет, цикады трещат,

Срок бабьего лета продлить все хотят.


Простите, не выйдет, настанет пора,

Попрячитесь, други мои, кто куда.

Но как-нибудь зиму переживем,

До сей благодати опять доживем.




«ИЗ ПИСЬМА 27 СЕНТЯБРЯ 1966 ГОДА»

Хлюпает грязь под ногами.
Дождик за шиворот льет,
Хмурое небо над нами,
Дождик все идет и идет.

Струйки по стеклам стекают,
Небо все в тучах седых.
Кто эту пору не знает,
Пору покоса трав молодых.

Клонятся ветки от капель,
Будто гнетет их печаль,
Скоро и осень настанет,
Лето уходит , а жаль.

Осенью часто мне грустно,
Снова за нею зима,
Как-то становится пусто,
Облетает с деревьев листва.

Изредка солнце проглянет,
Землю согреет теплом,
Скоро трава вся завянет,
Речка покроется льдом.

«Февраль на улице идёт»

Февраль на улице идет
И за собою снег ведет.
Быть может он последним будет
И скоро мы о нем забудем,
Ведь за зимой идет весна,
Как всех обрадует она.
А там и лето к нам придет
Цветов нам много принесет.
Но снег на улице лежит
И тать вовсе не спешит.
И неизвестно нам пока,
Что принесет еще зима.
Быть может, будет еще снег,
Не остановить весны уж бег,
Ведь с каждым днем уже теплей
И день становится длинней,
Все выше солнце на землей,
Яснее небо над страной.
А там капель уже звенит,
И ручеек с горы бежит.
Листочки первые блестят,

И о весне они трубят.
Сирень в саду уж расцвела,
Любимой дарится она.
И в парке нет свободных мест,
И негде старикам присесть,
Весной ведь любится сильней,
Живется людям веселей.

Об этом рано говорить пока:
Весна еще ведь не пришла
И снег на улице лежит,
На ярком солнышке блестит.


« Из письма 18 октября 1996 года»

Из письма 18 октября 1996 года

У нас теперь погода не очень :
Который день уже моросит мелкий дождь,
Дует с севера ветер.
Только в комнате нашей тепло, электричество яркое светит.
Каждым делом занят, каждый думает что-то,
И на улицу мне выходить не охото.
Хорошо придумали люди, печь,
дрова, а в них много тепла.
Всякий любит тепло, да уж что говорить,
Если замерзнешь ты к печке бежишь.
А на улице ветер свою песню поет
и по улице нашей никто не идет.
А время то уж нет, оно ушло уже
и скоро снова предстоит дорога.
Волнуюсь я и на душе моей тревога:
мне ехать в пятницу, а завтра уж среда,
Как вспомню, так замрет душа.
А я еще дневник не написала,
и записи всего лишь только и прочитала.
Все перепуталось, смешалось в голове,
Боюсь признаться в том себе.
Придется локти мне кусать, если смогу я их достать.
Ведь нужно очень много знать,
ну как же в голове все удержать.
Так посоветуй мне, скажи и обо всем мне напиши.
Но не дождусь ответа я, автобус увезет меня.
Довольно, хватит сих «стихов», мы лучше перейдем на прозу.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!