СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Никитин «Встреча зимы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкспект урока по литературе по произведению И.С. Никитина 

Просмотр содержимого документа
«И.С. Никитин «Встреча зимы»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитровска» Дмитровского района

Орловской области









Наименование предмета: литературное чтение



Тема урока: И,С. Никитин «Встреча зимы»





Класс: 3



Ф.И.О. учителя: Левых А.В







2018г.





Тема урока : И.С. Никитин «Встреча зимы».

Цели: * познакомить обучающихся с произведением;

*продолжить формировать умения видеть образные языковые средства;

* развивать умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;

* совершенствовать умения выразительно читать стихотворные

тексты;

*связно рассказывать о своих впечатлениях;

* воспитывать любовь к родной природе.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационно-ориентировочный этап

1. Организационный момент.

-Прозвенел звонок,

Начинается урок.

-Посмотрите на свои рабочие места. Всё ли в порядке.

- Поприветствуйте наших гостей.

2.Создание мотивационной основы деятельности.

Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания. Стихотворение И. С. Никитина « Полно, степь моя, спать беспробудно…»

3. Речевая разминка.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

- Какую картину вы представили?

Проверяют порядок на рабочих местах.









Читают наизусть понравившуюся строфу и показывают рисунок к ней. (3-4 человека)

Чтение хором, вполголоса, с ускорением.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)








Коммуникативные УУД

(построение речевых высказываний)




Познавательные УУД

4. Создание проблемной ситуации.

Загадка.

Дел у меня не мало

Я белым покрывалом

Всю землю укрываю,

В лёд реки одеваю,

Белю поля, дома,

А зовут меня …( зима)

- О чём пойдёт речь на уроке?

-Прочитайте название произведения.

Ребята, сформулируйте цель нашего урока.

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями И. С. Никитина. Будем учиться выразительно читать стихи. Учиться понимать настроение автора, его мысли.

Регулятивные УУД

(целеполагание, прогнозирование)

Поисковый этап

1. Орфоэпическая подготовка ( выделить голосом букву)

Поутру, полдень, нет нигде облачка, нашей Руси святой

2. Словарно- лексическая работа. .Подбор синонимов.

Раздолье- простор, сумрачный -тёмный,

Искони- с давних пор,

Жгучий мороз- сильный, обжигающий мороз

Дети выполняют задания





Алгоритм работы над стихотворением.

1. Научиться выделять главную мысль в тексте.

2. Научиться «рисовать « словами портреты героев стихотворения.

3. Называть слова и выражения, передающие характер героя, его настроение.

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные (умение слушать других)



Познавательные УУД

Практический этап

1. Чтение текста в записи.

- Послушайте стихотворение и представьте себе картины, которые описывает автор.

2. Проверка первичного восприятия.

-Какой поре посвящено стихотворение?

-Какие части можно выделить?

- Какие картины нарисовал поэт?

- Почему людей радует первый снег?

3. Творческая работа. ((В парах)

Чтение строфами.

4. Аналитическая работа. (Детальный анализ стихотворения).

- Что происходило утром?

-В полдень? На рассвете?

-Любил ли поэт русскую зиму? (Доказать чтением)

-Как автор относится к простым русским людям? К Родине?

- Перечитайте приветствие зиме.

-Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?

-Как называется в литературе этот приём?

5. Историческая справка.

Подготовленный ребёнок ведёт рассказ.

















-Почему русский народ не боится зимы?

- Как вы понимаете три последних строфы?


6. Знакомство с картиной А. А. Пластова « Первый снег».

- Посмотрите на картину А. А. Пластова. Он написал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как произведения, как поэт и художник передали красоту и прелесть морозного утра, первого снега.


- Каким увидели снег? Воздух? Небо?

-Что чувствуют дети?


7. Аналитическая работа. «В мастерской поэта».

- Прочитайте три группы выражений, подумайте и скажите, где здесь метафоры, сравнения, эпитеты.


а) туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы горят капли сдержанных слёз, растёт богатырь, что по бурями дуб;


б) угрюмые небеса, воздух лёгок и чист, в чистом поле, Русь святая, гость незваный, безлюдный простор;


в) плакал лес, начал падать снежок, замёрзла река, смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит, вьюга поёт.


8. Выразительное чтение стихотворения.




Обмен впечатлениями.










Ответы детей.

(Предзимью. Зима ещё не наступила, а идёт снег.)





Ответы зачитываются отрывками.





Зовёт в гости.( Чтение соответствующего отрывка).





Зачитывают отрывок о мужике и маме.


Находят нужный отрывок.


Он любит природу. Любить природу- значит любить Родину.


Олицетворение.



-Знаете ли вы , что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября- Покров. Выпадал первый снег, укрывал ( покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли . Земля- матушка отдыхает от трудов , а с нею крестьяне. В сельских школах только начинаются занятия, в сёлах играли свадьбы.



Он любит зиму.





Рассматривают картину, обмениваются впечатлениями.




















Работают в паре.









Это сравнения.








Это эпитеты.






Это метафоры.






Дети выразительно читают стихотворение.

(3-4 человека)

Коммуникативные УУД












Коммуникативные УУД


Личностные УУД
















Личностные УУД












Познавательные УУД
























Познавательные УУД






Коммуникативные УУД






Личностные УУД










Коммуникативные УУД









Общеучебные УУД




















Личностные УУД

Рефлексивно - оценочный этап

1. Рефлексия относительно достижения результата.

-Смогли мы понять, что хотел донести нам автор?

2. Рефлексия относительно способов учебной деятельности.

-Как мы работали над стихотворением?



3. Рефлексия относительно мотивов деятельности.

-Чему научились на уроке? Пригодятся нам полученные знания?

Делают вывод о реализации плана и достижения цели.





Читали, сравнивали, определяли литературные приёмы, которые использовал автор.

Регулятивные УУД













Регулятивные УУД

(самооценка)

Домашнее задание: выучить наизусть приветствие зиме.