СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" И. С. Тургенев и повесть "Первая любовь"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь обучающимся почувствовать атмосферу 19 века, увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, искренность и честность в описании чувств первой любви.

Просмотр содержимого документа
«" И. С. Тургенев и повесть "Первая любовь"»

Урок по теме: " И. С. Тургенев и повесть "Первая любовь"

Цель: Помочь учащимся почувствовать атмосферу XIX века, увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, искренность и честность в описании чувств первой любви.

Планируемые результаты.

Предметные

Самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.

Метапредметные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения, приобретение исследовательских навыков ориентирования в потоке информации и умения анализировать ее; умение обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности.

Личностные

Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.

Ход урока.

I. Мотивация.

Учитель читает стихотворение.

Так было, так есть и так будет,
Так было во все времена:
Джульетта Ромео так любит,
И Грею Ассоль так верна.
Татьяна Онегину пишет,
Печорин влюбленный молчит.
И каждый из них вдруг услышит,
Что сердце так гулко стучит.
И каждый из них вдруг поймет,
Что иначе не может и быть,
Что сердце недаром поет,
И что без любви невозможно прожить

Тема любви относится к категории так называемых “вечных” тем в мировой литературе. Сколько бы ни кануло лет в историю, какие бы перемены ни происходили в жизни, люди всегда влюблялись, влюбляются и будут влюбляться. А писатели и поэты всегда писали, пишут и будут писать об этом необыкновенном, таинственном, преображающем человека чувстве.

Давайте вспомним героев произведений русской литературы, которых их создатели наделили счастьем любить и быть любимыми.

На ваших столах лежат листы с викториной “Влюбленные герои”.

Ваша задача: соединить стрелами Купидона влюбленных героев из 1 и 2 столбиков.



Взаимопроверка задания по образцу.

Чацкий Татьяна

Татьяна Ларина Г-н Н

Петр Гринев Софья

Печорин Оксана

Герасим Маша Миронова

Ася Евгений Онегин

Вакула княгиня Вера

Выставление оценок по критериям. Критерии оценок:“ 5” - 0-1 ошибка; “4” - 2 ошибки; “3” - 3- 4 ошибки; “2” - 5 ошибок; “1” - 6-7 ошибок

II.Изучение новой темы.

Учитель: Говорить о любви в художественных произведениях можно долго, ибо любовь в книгах так же многолика, как и в жизни. Прав был Константин Паустовский, сказавший, что “ у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.А что такое любовь?

Запишите ваши ассоциации к слову “любовь” на лепестках ромашки и прикрепите к сердцевине ромашки, помещенной на доске. Прокомментируйте свой выбор.

Слово учителя: А у Анны Андреевны Ахматовой о любви свое мнение.

Стихотворение “Любовь” читает ученица.

То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
в молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.

Слово учителя: Тургенев вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер художественной прозы.

III. Знакомство с биографическими событиями из жизни писателя и сопоставление с текстом.

К числу любимых повестей относит автор повесть “Первая любовь”, в которой отразились черты биографии самого Тургенева.

Докажите строками из 1 главы повести “Первая любовь” совпадения событий с биографией И.С.Тургенева.

- О главном герое повести говорил И.С.Тургенев: “Этот мальчик – ваш покорнейший слуга.

- Как? И вы так влюблены были?

- Был.

- И с ножом бегали?

- И с ножом бегал.

Сообщения детей о курсе преподавателя Кайданова , воспоминания И.С.Тургенева о подготовке поступления в университет.

Необычайно бережно повествует Тургенев о зарождении чувства любви, о необъяснимых словами безымянных ощущениях”, в которых чередуется “ и грусть” , и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни.”

Потом проходят, по словам писателя , “чудеса первой любви”, “избыток блаженства”, “лучезарный лик счастья”, “отдание своей души другой душе”.

Слово учителя: Как произошла первая встреча Владимира с княжной Зинаидой Засекиной? В каких предложениях вы увидели душевные переживания героя?

- Серебристый звук ее голоса пробежал по мне каким-то сладким холодком.

- Я двигался как во сне и ощущал во всем составе своем какое-то до глупости напряженное благополучие.(Сцена разматывания ниток.)

- С какими просьбами обращалась к Вальдемару Зинаида?

(Называть её по имени и отчеству : Зинаида Александровна; говорить правду; слушать её.)

Слово учителя:

Зачитайте описание портрета Зинаиды:

(Лицо мне показалось мне еще прелестнее, чем накануне, так все в ней было тонко умно и мило. Я глядел на нее- и как дорога и близка становилась она мне! Я охотно поласкал бы каждую складочку этого платья и этого передника. Я бы преклонился к этим ботинкам)

Слово учителя: Какие ощущения испытывает герой?

(Ответ:И вот сижу я перед ней – я с ней познакомился… какое счастье, боже мой! Я чуть не соскочил со стула от восторга, но только ногами немного поболтал, как ребенок, который лакомится. Мне было хорошо, как рыбе в воде, и я бы век не ушел из этого места. Она все понимает и видит. Мне вдруг стало очень грустно…Я силился не плакать , я ревновал к гусару.)

Ответьте на вопрос Вальдемара: “Что я для неё?”(Зинаида относится к Володе как к ребенку.)

Анализ эпизода Глава VI .Приход Засекиных в дом к господину В.Почему у них в доме Зинаида совсем другая? (Зинаида держала себя очень строго, почти надменно – на её лице появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал её. На меня Зинаида не обращала никакого внимания.)

IV.Самостоятельная мыслительная деятельность. Позаимствовав у гусара Беловзорова кивер, я предлагаю поиграть вам в фанты. Учащиеся вытягивают вопросы и через 30 секунд отвечают.

В чем заключается суть игры в повести? Какой счастливый билет выпал Вальдемару?

(Вытянувший счастливый билет получает награду -поцелуй.)

Что испытывал Володя? (У меня сердце покатилось.. У меня помутилось в глазах; я хотел было опуститься на одно колено, упал на оба - и так неловко, прикоснулся губами к пальцам Зинаиды, что слегка оцарапал себе конец носа её ногтем.

- Усталый и счастливый до изнеможения я вернулся домой

V.Систематизация и обобщение .

Вывод: В первых трепетаниях юного сердца Тургенев всегда отмечает нечто стихийное. Недаром он сравнивает проявления первой любви с явлениями в жизни природы. Первая любовь - как гроза - немым и тайным

порывам, которые вспыхивали во мне.

Любовь переходит в переживания, в страсть.

1.Словарная работа. Работа с толковым словарем С.И.Ожегова Дайте понятие слова “страсть”.

Страсть-

  1. Сильно выраженное чувство, крайнее увлечение.

  2. Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.

Ученик читает стихотворение Василия Кулемина. “Глаза”

Я видел их веселыми и грустными,
Я видел их суровыми и нежными ,
Я видел их широкими и узкими,
Я тихими их видел и безбрежными
Метущимися, а порой и злыми.
Не дай же Бог, увидеть их чужими.

2.Работа с текстом.

Выразительное чтение отрывка из 9 главы “ Я глядел на неё…”

Предлагается вам составить вопросы по методике “Цветок Блума”

У вас на столах есть алгоритм вопросов по данной технологии. Ваша задача: составить вопросы по содержанию 9 главы.

VI. Письменная творческая работа.

1).Простые вопросы:

Что? Где? Когда?

2).Уточняющие вопросы:

Правильно ли я понял, что…?)

3).Интерпретационные вопросы:(объясняющие

Как сделать так, чтобы?

4).Творческие вопросы (аналитико-синтетические)

Как вы думаете, как будет развиваться сюжет повести дальше?

5).Оценочные вопросы:

В чем отличие?

В чем сильные и слабые стороны героев?

6).Практические вопросы:

Как бы вы поступили на месте героя?

Как сделать так, чтобы?

Устный пересказ текста.

Перескажите 12 главу. Ответьте на вопрос: Почему чувство блаженства, не повторилось в моей жизни?

VII.Домашнее задание. Прием “Визуализация”.

Голос первой любви, поздний , напрасный,
Вдруг откликнул , заставил на миг замереть,
И звучит до сих пор обещанием счастья.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?

А теперь представьте, что Владимир беседует с журналистом, работающим в журнале “О любви”. О чем они говорят? И наконец, представьте, что в упомянутом нами журнале появилась статья(на одну страничку) под названием “Голос первой любви”.Вам остается её прочитать и перенести себе в тетрадь.

VIII. Рефлексивная минутка. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  1. О чем вас заставил задуматься И.С.Тургенев?

  2. Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?

Прикрепите сердечки к слову “Любовь”, если вам урок понравился.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!