Урок по теме: " И. С. Тургенев и повесть "Первая любовь"
Цель: Помочь учащимся почувствовать атмосферу XIX века, увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, искренность и честность в описании чувств первой любви.
Планируемые результаты.
Предметные
Самостоятельное формулирование цели, проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, моделирование.
Метапредметные
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, целеполагание, постановка вопросов, умение выражать свои мысли, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание усвоенного, волевая регуляция в ситуации затруднения, приобретение исследовательских навыков ориентирования в потоке информации и умения анализировать ее; умение обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты; делать логические заключения и проявлять творческие способности.
Личностные
Самооценка на основе успешности, адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности.
Ход урока.
I. Мотивация.
Учитель читает стихотворение.
Так было, так есть и так будет,
Так было во все времена:
Джульетта Ромео так любит,
И Грею Ассоль так верна.
Татьяна Онегину пишет,
Печорин влюбленный молчит.
И каждый из них вдруг услышит,
Что сердце так гулко стучит.
И каждый из них вдруг поймет,
Что иначе не может и быть,
Что сердце недаром поет,
И что без любви невозможно прожить
Тема любви относится к категории так называемых “вечных” тем в мировой литературе. Сколько бы ни кануло лет в историю, какие бы перемены ни происходили в жизни, люди всегда влюблялись, влюбляются и будут влюбляться. А писатели и поэты всегда писали, пишут и будут писать об этом необыкновенном, таинственном, преображающем человека чувстве.
Давайте вспомним героев произведений русской литературы, которых их создатели наделили счастьем любить и быть любимыми.
На ваших столах лежат листы с викториной “Влюбленные герои”.
Ваша задача: соединить стрелами Купидона влюбленных героев из 1 и 2 столбиков.
Взаимопроверка задания по образцу.
Чацкий Татьяна
Татьяна Ларина Г-н Н
Петр Гринев Софья
Печорин Оксана
Герасим Маша Миронова
Ася Евгений Онегин
Вакула княгиня Вера
Выставление оценок по критериям. Критерии оценок:“ 5” - 0-1 ошибка; “4” - 2 ошибки; “3” - 3- 4 ошибки; “2” - 5 ошибок; “1” - 6-7 ошибок
II.Изучение новой темы.
Учитель: Говорить о любви в художественных произведениях можно долго, ибо любовь в книгах так же многолика, как и в жизни. Прав был Константин Паустовский, сказавший, что “ у любви тысячи аспектов, и в каждом из них - свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание”.А что такое любовь?
Запишите ваши ассоциации к слову “любовь” на лепестках ромашки и прикрепите к сердцевине ромашки, помещенной на доске. Прокомментируйте свой выбор.
Слово учителя: А у Анны Андреевны Ахматовой о любви свое мнение.
Стихотворение “Любовь” читает ученица.
То змейкой, свернувшись клубком,
У самого сердца колдует,
То целые дни голубком
На белом окошке воркует,
То в инее ярком блеснет,
Почудится в дреме левкоя…
Но верно и тайно ведет
От радости и от покоя.
Умеет так сладко рыдать
в молитве тоскующей скрипки,
И страшно ее угадать
В еще незнакомой улыбке.
Слово учителя: Тургенев вошел в историю русской и мировой литературы как величайший мастер художественной прозы.
III. Знакомство с биографическими событиями из жизни писателя и сопоставление с текстом.
К числу любимых повестей относит автор повесть “Первая любовь”, в которой отразились черты биографии самого Тургенева.
Докажите строками из 1 главы повести “Первая любовь” совпадения событий с биографией И.С.Тургенева.
- О главном герое повести говорил И.С.Тургенев: “Этот мальчик – ваш покорнейший слуга.
- Как? И вы так влюблены были?
- Был.
- И с ножом бегали?
- И с ножом бегал.
Сообщения детей о курсе преподавателя Кайданова , воспоминания И.С.Тургенева о подготовке поступления в университет.
Необычайно бережно повествует Тургенев о зарождении чувства любви, о необъяснимых словами безымянных ощущениях”, в которых чередуется “ и грусть” , и радость, и предчувствие будущего, и желание, и страх жизни.”
Потом проходят, по словам писателя , “чудеса первой любви”, “избыток блаженства”, “лучезарный лик счастья”, “отдание своей души другой душе”.
Слово учителя: Как произошла первая встреча Владимира с княжной Зинаидой Засекиной? В каких предложениях вы увидели душевные переживания героя?
- Серебристый звук ее голоса пробежал по мне каким-то сладким холодком.
- Я двигался как во сне и ощущал во всем составе своем какое-то до глупости напряженное благополучие.(Сцена разматывания ниток.)
- С какими просьбами обращалась к Вальдемару Зинаида?
(Называть её по имени и отчеству : Зинаида Александровна; говорить правду; слушать её.)
Слово учителя:
Зачитайте описание портрета Зинаиды:
(Лицо мне показалось мне еще прелестнее, чем накануне, так все в ней было тонко умно и мило. Я глядел на нее- и как дорога и близка становилась она мне! Я охотно поласкал бы каждую складочку этого платья и этого передника. Я бы преклонился к этим ботинкам)
Слово учителя: Какие ощущения испытывает герой?
(Ответ:И вот сижу я перед ней – я с ней познакомился… какое счастье, боже мой! Я чуть не соскочил со стула от восторга, но только ногами немного поболтал, как ребенок, который лакомится. Мне было хорошо, как рыбе в воде, и я бы век не ушел из этого места. Она все понимает и видит. Мне вдруг стало очень грустно…Я силился не плакать , я ревновал к гусару.)
Ответьте на вопрос Вальдемара: “Что я для неё?”(Зинаида относится к Володе как к ребенку.)
Анализ эпизода Глава VI .Приход Засекиных в дом к господину В.Почему у них в доме Зинаида совсем другая? (Зинаида держала себя очень строго, почти надменно – на её лице появилась холодная неподвижность и важность – и я не узнавал её. На меня Зинаида не обращала никакого внимания.)
IV.Самостоятельная мыслительная деятельность. Позаимствовав у гусара Беловзорова кивер, я предлагаю поиграть вам в фанты. Учащиеся вытягивают вопросы и через 30 секунд отвечают.
В чем заключается суть игры в повести? Какой счастливый билет выпал Вальдемару?
(Вытянувший счастливый билет получает награду -поцелуй.)
Что испытывал Володя? (У меня сердце покатилось.. У меня помутилось в глазах; я хотел было опуститься на одно колено, упал на оба - и так неловко, прикоснулся губами к пальцам Зинаиды, что слегка оцарапал себе конец носа её ногтем.
- Усталый и счастливый до изнеможения я вернулся домой
V.Систематизация и обобщение .
Вывод: В первых трепетаниях юного сердца Тургенев всегда отмечает нечто стихийное. Недаром он сравнивает проявления первой любви с явлениями в жизни природы. Первая любовь - как гроза - немым и тайным
порывам, которые вспыхивали во мне.
Любовь переходит в переживания, в страсть.
1.Словарная работа. Работа с толковым словарем С.И.Ожегова Дайте понятие слова “страсть”.
Страсть-
Сильно выраженное чувство, крайнее увлечение.
Сильная любовь с преобладанием чувственного влечения.
Ученик читает стихотворение Василия Кулемина. “Глаза”
Я видел их веселыми и грустными,
Я видел их суровыми и нежными ,
Я видел их широкими и узкими,
Я тихими их видел и безбрежными
Метущимися, а порой и злыми.
Не дай же Бог, увидеть их чужими.
2.Работа с текстом.
Выразительное чтение отрывка из 9 главы “ Я глядел на неё…”
Предлагается вам составить вопросы по методике “Цветок Блума”
У вас на столах есть алгоритм вопросов по данной технологии. Ваша задача: составить вопросы по содержанию 9 главы.
VI. Письменная творческая работа.
1).Простые вопросы:
Что? Где? Когда?
2).Уточняющие вопросы:
Правильно ли я понял, что…?)
3).Интерпретационные вопросы:(объясняющие
Как сделать так, чтобы?
4).Творческие вопросы (аналитико-синтетические)
Как вы думаете, как будет развиваться сюжет повести дальше?
5).Оценочные вопросы:
В чем отличие?
В чем сильные и слабые стороны героев?
6).Практические вопросы:
Как бы вы поступили на месте героя?
Как сделать так, чтобы?
Устный пересказ текста.
Перескажите 12 главу. Ответьте на вопрос: Почему чувство блаженства, не повторилось в моей жизни?
VII.Домашнее задание. Прием “Визуализация”.
Голос первой любви, поздний , напрасный,
Вдруг откликнул , заставил на миг замереть,
И звучит до сих пор обещанием счастья.
Голос первой любви, как ты мог уцелеть?
А теперь представьте, что Владимир беседует с журналистом, работающим в журнале “О любви”. О чем они говорят? И наконец, представьте, что в упомянутом нами журнале появилась статья(на одну страничку) под названием “Голос первой любви”.Вам остается её прочитать и перенести себе в тетрадь.
VIII. Рефлексивная минутка. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:
О чем вас заставил задуматься И.С.Тургенев?
Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?
Прикрепите сердечки к слову “Любовь”, если вам урок понравился.