СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

И.С. Тургенев "Бежин луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация предназначена для 1 урока по произведению "Бежин луг" И.С. Тургенева

Просмотр содержимого документа
«И.С. Тургенев "Бежин луг"»

И.С.Тургенев  «Бежин Луг»  (рассказ из цикла «Записки охотника») Учитель русского языка и литературы Краснова А.А.

И.С.Тургенев «Бежин Луг» (рассказ из цикла «Записки охотника»)

Учитель русского языка и литературы Краснова А.А.

И.С. Тургенев 1818-1883. «Бежин луг» (1851г.)

И.С. Тургенев 1818-1883.

«Бежин луг» (1851г.)

Терминология Рассказ   — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. Запишите определение в тетрадь.

Терминология

Рассказ   — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Запишите определение в тетрадь.

“ Бежин луг ” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла. Сделайте запись в тетрадь.

Бежин луг ” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Сделайте запись в тетрадь.

Попробуйте вставить пропущенные слова и определить их роль в тексте. Был ( эпитет ) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря ( метафора ): она разливается ( эпитет) румянцем. Солнце — ( эпитет ), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно ( эпитет ) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка ( метафора ); блеск их подобен блеску (метафора)… Но вот опять хлынули (эпитет) лучи, — ( эпитет ), словно взлетая, поднимается (метафора).

Попробуйте вставить пропущенные слова и определить их роль в тексте.

Был ( эпитет ) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря ( метафора ): она разливается ( эпитет) румянцем. Солнце — ( эпитет ), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно ( эпитет ) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка ( метафора ); блеск их подобен блеску (метафора)… Но вот опять хлынули (эпитет) лучи, — ( эпитет ), словно взлетая, поднимается (метафора).

Проверим. Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

Проверим.

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

Особенности описания пейзажа - настроение (радость, покой, блаженство) - эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное) - метафоры (пылает пожаром, кованое серебро) - световые эффекты (блеск, сверкание) - предложения сложные, плавные, красивые - приём отрицания для усиления впечатления - приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ

Особенности описания пейзажа

- настроение (радость, покой, блаженство)

- эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

- метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

- световые эффекты (блеск, сверкание)

- предложения сложные, плавные, красивые

- приём отрицания для усиления впечатления

- приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали

ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ

Кольцевая композиция .  Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту. Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой . Запишите в тетрадь

Кольцевая композиция .

Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту.

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой .

Запишите в тетрадь

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.

Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор . • Кто из ребят рассказывал былички?  Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор .

Кто из ребят рассказывал былички?

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

• Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята? Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном. Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе. Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

Илюша:

Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя:

рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша:

рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Илюша

Илюша

ВЫВОД • С какой целью рассказывают мальчики былички? Стремление познать мир, они верят в существование нечисти . Запишите • Какими перед нами предстают крестьянские дети? Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем . Запишите «Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.  Запишите

ВЫВОД

С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти .

Запишите

Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем .

Запишите

«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.

Запишите

Домашнее задание  Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Домашнее задание

Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»