СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я б тоже согласился на полёт..."

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - практикум по изучению законов космоса м применением исследовательской деятельности школьников.

Просмотр содержимого документа
«"Я б тоже согласился на полёт..."»

«Я б тоже согласился на полет…»

Учитель физики МОУ «Средняя школа № 39» Орлова Алёна Юрьевна, стаж 3 года

Цели:

Образовательные: продемонстрировать возможность объяснять законы, связанные с движением космических тел, научится объяснять некоторые законы практически, способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения физики и астрономии.

Воспитательные: показать роль науки в познании мира, рассказать о вкладе ученых в «копилку научных достижений».

Развивающие: развивать внимание и любознательность, расширять представления о возможностях применения человеком физических знаний, развивать логические и практические навыки учащихся при мини исследованиях.

Оборудование: карточки с заданиями, проектор, презентация к уроку, демонстрационное оборудование.

Ход занятия:

Этап

Форма работы

Работа учителя

Действия ученика

Организационный

Фронтальная

Добрый день! И я не зря говорю добрый, потому что за окном голубое небо, все мы находимся в добром здравии, а разве это не повод для радости?


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фронтальная

Слайд 1: Эпиграф к уроку «Нам выпало великое счастье. Счастье первых шагов в космос. И пусть потомки завидуют нашему счастью!» Ю. Гагарин.

Не правда ли великие слова? В век мобильных телефонов и беспроводного интернета, документ-камер и 3D очков можно удивляться чему то? В последнее время люди все реже задумываются о том, как устроен наш Мир, и все чаще стараются упростить свою жизнь. Сегодня нам бы хотелось поговорить о том, как вращается наша Земля, почему она вращается и может ли человек самым простым способом объяснить земные закономерности.


Актуализация знаний.

Фронтальная

Слайд 2: Тема космоса в творчестве Владимира Высоцкого. «Мужчине нужна трудная профессия…». И на самом деле, Высоцкий с ранних лет мечтал о космосе. Он не смог связать с ним свою жизнь, но мечтать ему никто не запрещал. Он даже посвятил этому несколько песен: «Марш космических негодяев», «Я б тоже согласился на полёт», «В далеком созвездии Тау Кита», «Я первый смерил жизнь обратным счетом». Высоцкий действительно знал несколько космонавтов из Звездного городка, в том числе и Юрия Гагарина.

При личной встрече Владимир Высоцкий спросил Гагарина «Как там?» Гагарин ответил: «Страшно».


Усвоение

Групповая

Некоторые из наших учеников занимались исследованиями, которые напрямую относятся к космосу, кого-то интересовали космические объекты, ну а кто то изучал поведение материалов в космосе. Мы просим наших учеников поделиться своими мыслями.

Выступление Москвина Р., Рогозика Д. «Черная дыра. Тепловое излучение».

Посмотрите на ваши парты, там лежат флажки трех цветов, а перед вами стоит три демонстрационных стола. Когда один из демонстраторов поднимет флажок, человек, сидящий за данной партой, должен будет подойти к этому столу. А потом будет происходить обмен между группами.

Выступление Морозова Д., Мутовкина Н. «Динамическая усталость полимеров».


Закрепление

Групповая

А теперь давайте разойдемся к демонстрационным столам и посмотрим на несколько опытов, которые помогут нам ответить на несколько вопросов.

Почему все тела притягиваются между собой?

Почему спутники движутся вокруг земли?

Как нам покинуть эту планету?

Работа в группе

Рефлексия

Индивидуальная

Ну что, давайте посмотрим, много ли из вас осталось недовольны этим занятием? Если такие есть, поднимите красные флажки. Если есть те, кому чего то не хватило, но в целом вы удовлетворены сегодняшним мероприятием, поднимите желтые флажки, и если вы довольны и хотели бы сами поучаствовать в таком мероприятии, то поднимите зеленый флажок


Заключение

Фронтальная

Не многие знают, что много лет назад русский язык, которым владел Гагарин, Леонов, Терешкова, вообще не должен был звучать в космосе, но все таки, космос услышал его, язык Пушкина и Лермонтова…

Слайд: «Первый в мире»

И стало тесно голосам в эфире,

Но Левитан ворвался, как в спортзал.

Он отчеканил громко: «Первый в мире!»

Он про меня хорошее сказал!

Аудио файл со словами Левитана

Видео файл «Он сказал «Поехали»».










































Приложение 1. Опыт Кавендиша.

Эксперимент Кавендиша первое экспериментальное измерение гравитационной постоянной.

История
Установление Ньютоном закона всемирного тяготения явилось важнейшим событием в истории физики. Его значение определяется, прежде всего, универсальностью гравитационного взаимодействия. На законе всемирного тяготения основывается один из центральных разделов астрономии — небесная механика. Мы ощущаем силу притяжения к Земле, однако притяжение малых тел друг к другу неощутимо. Требовалось экспериментально доказать справедливость закона всемирного тяготения и для обычных тел. Именно это и сделал Г. Кавендиш, попутно определив среднюю плотность Земли.

F = g(m1m2)/R2
где m1 и m2 — массы материальных точек, R — расстояние между ними, a F — сила их взаимодействия.

До начала XIX века g в закон всемирного тяготения не вводилось, так как для всех расчётов в небесной механике достаточно использовать постоянные gm1, имеющие кинематическую размерность. Постоянная g появилась впервые, по-видимому, только после унификации единиц и перехода к единой метрической системе мер в конце XVIII века. Численное значение g можно вычислить через среднюю плотность Земли, которую нужно было определить экспериментально. Очевидно, что при известных значениях плотности и радиуса Земли, а также ускорения свободного падения g на её поверхности можно найти g.
Установка


Крутильные весы

Первоначально эксперимент был предложен Джоном Митчеллом. Именно он сконструировал главную деталь в экспериментальной установке — крутильные весы, однако умер в 1793 так и не поставив опыта. После его смерти экспериментальная установка перешла к Генри Кавендишу. Кавендиш модифицировал установку, провёл опыты и описал их в Philosophical Transactionsв 1798. Установка представляет собой коромысло с прикреплёнными к его концам небольшими свинцовыми шарами. Оно подвешено на нити из посеребрённой меди длиной 1 м. К шарам подносят шары большего размера массой 159 кг, сделанные также из свинца.

В результате действия гравитационных сил коромысло закручивается на некий угол. Жёсткость нити была такой, что коромысло делало одно колебание за 15 минут. Угол поворота коромысла определялся с помощью луча света, пущенного на зеркальце на коромысле. Зная упругие свойства нити, а также угол поворота коромысла, можно вычислить гравитационную постоянную. Для предотвращения конвекционных потоков установка была заключена в ветрозащитную камеру. Угол отклонения измерялся при помощи телескопа. Первоначально Кавендиш приписал закручивание нити магнитному взаимодейстивию железного стержня и свинцовых шаров. Кавендиш заменил его медным, однако результаты получились те же самые.

В «Британнике» утверждается, что Г. Кавендиш получил значение g = 6,754.10-11 м3/(кг·с2). Это же утверждают Е. P. Коэн, К. Кроув и Дж. Дюмонд. Л. Купер в своём двухтомном учебнике физики приводит другое значение: g = 6.71.10-11м3/(кг·с2), а О. П. Спиридонов — третье: g = (6.6 ± 0.04).10-11 м3/(кг·с2). Однако в классической работе Кавендиша не было приведено никакого значения g. Он рассчитал лишь значение средней плотности Земли: 5.48 плотностей воды (современное значение 5,52 г/см3). Вывод Кавендиша о том, что средняя плотность планеты 5,48 г/см3 больше поверхностной ~2 г/см3, подтвердил, что в глубинах сосредоточены тяжёлые вещества.

Гравитационная постоянная была введена, по-видимому, впервые только С. Д. Пуассоном в «Трактате по механике» (1811). Значение g было вычислено уже после другими учеными из данных опыта Кавендиша. Кто впервые рассчитал численное значение g, историкам неизвестно. (Оборудование: два магнита, два шарика привязанных к коромыслу).


Приложение 2. Образование орбиты Земли. Поворотная сила.

Угол поворота нашей планеты вокруг своей оси на всех широтах одинаков. За один час каждая точка на поверхности Земли передвигается на 15° от ее первоначального положения. Но при этом скорость движения находится в обратно пропорциональной зависимости от географической широты: на экваторе она равна 464 м/с, а на широте 65° -только 195 м/с.

Вращение Земли вокруг оси в 1851 г. доказал в своем опыте Ж. Фуко. В Париже — в Пантеоне под куполом повесили маятник, а под ним круг с делениями. При каждом следующем движении маятник оказывался на новых делениях. Это может произойти только в том случае, если поверхность Земли под маятником поворачивается. Положение плоскости качания маятника на экваторе не изменяется, потому что плоскость совпадает с меридианом. Осевое вращение Земли имеет важные географические следствия.

При вращении Земли возникает центробежная сила, которая играет важную роль в формировании формы планеты и уменьшает силу притяжения.

Еще одним из важнейших следствий осевого вращения является образование поворотной силы - силы Кориолиса. В XIX в. она была впервые рассчитана французским ученым в области механики Г. Кориолисом (1792-1843). Это одна из сил инерции, вводимых для учета влияния вращения подвижной системы отсчета на относительное движение материальной точки. Ее эффект кратко можно выразить так: всякое движущееся тело в Северном полушарии отклоняется вправо, а в Южном — влево. На экваторе сила Кориолиса равна нулю. (Оборудование: магнит, желоб, металлический шарик.)



Приложение 3

Реактивное движение и ракета

Реактивное движение - это все же движение. А мы знаем, что чтобы происходило движение, необходимо воздействие некоторой силы. Тело либо само должно оттолкнуться от чего-нибудь, либо стороннее тело должно толкнуть данное. Это хорошо известно и понятно нам из жизненного опыта.

От чего оттолкнуться в космосе?

У поверхности Земли можно оттолкнуться от поверхности либо от находящихся на ней предметов. Для передвижения по поверхности используют ноги, колеса, гусеницы и так далее. В воде и воздухе можно отталкиваться от самих воды и воздуха, имеющих определенную плотность, и потому позволяющих взаимодействовать с ними. Природа для этого приспособила плавники и крылья.

Человек создал двигатели на основе пропеллеров, которые во много раз увеличивают площадь контакта со средой за счет вращения и позволяют отталкиваться от воды и воздуха. А как быть в случае безвоздушного пространства? От чего отталкиваться в космосе? Там нет воздуха, там ничего нет. Как осуществлять полеты в космосе? Вот тут-то и приходит на помощь принцип реактивного движения.

Принцип полета ракеты

В ракетах применяют многоступенчатую систему. Во время полета нижняя ступень, израсходовав весь свой запас топлива, отделяется от ракеты, чтобы уменьшить ее общую массу и облегчить полет.

Количество ступеней уменьшается, пока не остается рабочая часть в виде спутника или иного космического аппарата. Топливо рассчитывают таким образом, чтобы его хватило как раз для выхода на орбиту.

При посадках на космические тела рассчитывают количество топлива для посадки и на обратный путь, если он запланирован.

Теперь проведем сам опыт (поджигаем пакетик).

Почему так происходит... 
При горении воздух нагревается и поднимается вверх, образуя ламинарный поток воздуха. Когда пакетик обгорает и его вес становится таким, что этот поток может его поднять, легкие остатки почти сгоревшего пакетика тоже поднимаются вверх.

Ламинарный- это воздушный поток, в котором струйки воздуха движутся в одном направлении и параллельны друг другу.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!