Классный час: «Я – гражданин России»
Цель: 1. Познакомить учащихся с первичными представлениями о таких понятиях, как: государственный герб, флаг, гимн, гражданство, конституция.
2. Воспитание любви к Родине, отечеству, народу.
1
Наш первый урок в этом году я хочу начать со стихов Дмитрия Кедрина.
Родина.
Весь край этот милый навеки,
В стволах белокурых берёз,
И эти студёные реки, у плёса которых ты рос,
И тёмная роща, где свищут
Всю ночь на пролёт соловьи,
И липы на старом кладбище,
Где предки уснули твои,
И синий ласкающий воздух,
И крепкий загар на щеках,
И деды в Андреевских звёздах,
В высоких седых париках,
И рожь на полях непочатых
И эта хлеб – соль средь стола,
И псковских соборов стрельчатых
Причудливые купола…
Что же такое для человека Родина?
Что же он считает, своей Родиной?
За что вы любите свою Родину?
Работа с пословицами.
(слайд1)
Давайте вспомним из уроков истории, что же мы называем малой Родиной? И большой Родиной?
А большая родина это что? (Россия)
(Российская Федерация многонациональное государство (слайд2 )
В стародавние времена нашу Родину называли Русью.
2
Работа над значением слова Русь.
На доске.
Русь
Р ека Рось. Роса, росяница
Руси, русичи, Страна, где много
Россия, россияне. рек и озёр.
Мир, белсвет. Русло, русалка.
Русь – светлое место,
страна света.
Посмотрите на записи на доске.
Как вы думаете, что обозначают эти понятия? (Это версии слова Русь).
Можете вы дополнить версии происхождения слова Русь?
Откуда же появилось такое название у нашей Родины?
Как называют людей, живущих в России? (русские, россияне)
Россияне любили водить – хороводы. Хоровод – это старинная народная игра: движение по кругу с плясками. (Игра как на Машины именины испекли мы каравай)
3
А сейчас давайте перенесёмся на несколько веков назад в старый замок, где происходит разговор старого французского графа с сыном. Слушайте внимательно и запоминайте то, о чём они говорят. (чтение учителем из методики по истории стр 40 )
Что такое герб?
Каких цветов могли быть гербы?
Что изображалось на гербах?
(чтение учителем из методики по истории стр 41)
(У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад в 1497г. впервые его ввел царь Иван 3 Васильевич. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, и теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства.)
(Печатях, паспортах, денежных знаках, документах, на формах защитников Отечества, на российских космических ракетах, на скафандрах космонавтов, на костюмах олимпийской сборной)
4
Второй символ России – флаг.(слайд4)
(Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красными полосами. Появился он впервые в 1693 г, а единственным флагом Российского государства стал во времена царствования Александра 3. С 1993г это государственный флаг Российской Федерации.)
А что символизируют белый, синий, красный цвета российского флага?
(Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей – цвета флага символизируют: белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: белый – это вера; синий – надежда; красный – любовь.)
5
Какой третий символ вы знаете?
6
Как называют жителей одной какой то страны? (граждане)
(Быть гражданином - значит ощущать свою связь с каким – то определенным государством: использовать свои гражданские права и выполнять обязанности)
Где записаны наши права и обязанности?(слайд5)
Когда празднуют день конституции?
(12 декабря 1993 г – была принята последняя конституция)
Прочтите с доски основные права, граждан России и попробуйте объяснить, что значит то или иное право.
На доске: право на жизнь
свободу
личную неприкосновенность
неприкосновенность жилища
свободу слова
образование
труд
отдых
медицинское обслуживание
Наши гражданские права могут нарушить хулиганы, преступники.
Но мы можем повлиять на то, что происходит с нами, можем отстаивать свои права. Если вам не безразлично, что происходит с людьми вокруг вас, если вы готовы защищать слабого от сильного и злого, то вы уже сейчас можете с гордостью сказать «Мы – граждане России!»
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
В позабытом селе…
Берегите Россию
Без неё нам не жить .
Берегите её
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию –
Нет России другой.
О чём мы говорили на нашем уроке?
7
Русско – народные игры.
Золотые ворота.
Тра – та – та, тра – та – та
Отворяем ворота,
Золотые ворота.
Поспешите все сюда.
Пропускаем вас.
Пропускаем раз,
Пропускаем два,
А на третий раз
Не пропустим вас.