СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я лиру посвятил народу своему..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Я лиру посвятил народу своему..."»

МКОУ «Бацадинская СОШ»





Конспект урока



«Я лиру посвятил народу своему…»



















Бацада-2019

Цели и задачи:

  • расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н. А Некрасова;

  • способствовать всестороннему, целостному осмыслению творчества поэта, в котором отражены его жизнь и судьба;

  • помочь учащимся определить основные темы лирики Н. А. Некрасова;

  • воспитывать духовно-нравственные качества личности: патриотизм, любовь к природе, уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: комбинированный.



Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска, компьютер, аудиозапись песни «Ты скажи, Волга-матушка» в исполнении Л. Зыкиной, портрет писателя, выставка книг Н.А. Некрасова



Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Наш урок сегодня я хочу начать стихотворением:

Что ты, сердце мое расходилося?..

Постыдись! Уж про нас не впервой

Снежным комом прошла - прокатилася

Клевета по Руси по родной.

Не тужи! Пусть растет, прибавляется,

Не тужи! Как умрем,

Кто-нибудь и об нас проболтается

Добрым словцом…

(Слайды №1-2)

Вопросы к ученикам:

-Что вы услышали в этих строках?

-Какие чувства хотел передать автор в своем стихотворении?

(Ответы учеников)

 Это стихотворение было написано выдающимся поэтом XIX века Николаем Алексеевичем Некрасовым в середине его творческого пути. Оно заключает в себе боль, горечь и в то же время спасительную иронию – те чувства, которые сопровождали поэта на протяжении всей творческой жизни до самых «последних песен». А для его сердечных страданий было много причин…

Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством поэта Н. А. Некрасова.

В историю русской литературы Николай Алексеевич вошел как великий поэт, чье уходит корнями в глубинные пласты народной жизни, как поэт-гражданин, всю свою жизнь весь свой огромный талант отдавший служению народу. С полным основанием поэт в конце своей жизни мог сказать: “Я лиру посвятил народу своему “.

В процессе работы на уроке я предлагаю вам выяснить, имел ли право поэт на такие слова, на чем основано его гордое утверждение.

Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (ответы учащихся)

( слайд №3)

Наша задача на уроке – опираясь на сообщения одноклассников, создать собственное представление о личности поэта Некрасова, о своеобразии его поэтического творчества и ответить на поставленный выше вопрос.

II.Вступительное слово учителя.

А. В. Луначарский , первый нарком РСФСР, в 1923 году отмечал: «Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других писателей, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым мы с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова».

Н. А Некрасов – один из трех гигантов русской поэзии 19 века.

 Во всех произведениях Н.А.Некрасова четко выражена его гражданская позиция. Посвятив свою лиру народу, поэт стал продолжателем традиций Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Но некрасовская поэзия создает лирического героя, отличного от героев Пушкина и Лермонтова. Поэт Некрасов своим творчеством открыл новый этап в развитии русской поэзии, связанный со значительными переменами в общественной жизни конца 50—70-х годов XIX века.

Магомедова Айшат читает стихотворение Игоря Ляпина:

Поэты родины моей...
Какие судьбы роковые,
Какие души золотые,
Какая искренность очей!

Подобно бойким удальцам
Они в созвучья не играли,
Другие думы не давали
Спокойно биться их сердцам.

То грянул гром, то взвился смерч...
Но жили гордо, хоть и горько,
Не берегли себя нисколько
И не взывали их беречь.

Теперь-то видится ясней
Их роковая обреченность,
Их страшная незащищенность
От негодяев всех мастей.

Истерзан светской суетой,
В раздумье Пушкин произносит:
- Пора! Покоя сердце просит...-
И отвергает сам покой.

За ним, предчувствуя беду,
И Лермонтов воскликнет с болью:
- Люблю... но странною любовью...-
Имея Родину в виду.


И в ту же даль, и в ту же синь

Страдальческим и гневным гласом

Взметнется горестный Некрасов:

«Кому вольготно на Руси?»


III. Показ презентации.

- Со страницами жизни и творчества нас познакомит Магомедова Аминат. Она подготовила презентацию.

(Звучит песня «Ты скажи, Волга-матушка» в исполнении Л. Зыкиной)

Курбанов Курбан читает отрывок из стихотворения «На Волге»:

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.


(Слайд №4)

Магомедова Заграт читает стихотворение «Мать»:

Она была исполнена печали,

И между тем, как шумны и резвы

Три отрока вокруг нее играли,

Ее уста задумчиво шептали:

"Несчастные! зачем родились вы?

Пойдете вы дорогою прямою

И вам судьбы своей не избежать!"

Не омрачай веселья их тоскою,

Не плачь над ними, мученица-мать!

Но говори им с молодости ранней:

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

Прекраснее - тернового венка...


(Слайд № 5)


Давудмагомедова Мадина читает отрывок из стихотворения «На Волге»:



О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки́,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою...
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, чтó значит он, —
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей-детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток?..

(слайды № 9-10)

Учитель: В музыке Волга – символ любви и надежды, а в литературе – символ протеста. Для Некрасова река Волга стала символом рабства и человеческих страданий.

(слайды № 11-12)

Магомедова Амина читает стихотворение «Школьник»

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдится! что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.
Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

(слайды № 13-14)

Учитель: В своих произведениях «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный Нос», «Орина, мать солдатская» Некрасов создает замечательные женские образы, говорит о женской доле, женской судьбе. Он не создает образ измученной и забитой женщины. Перед нами предстает образ русской красавицы, сильной , крепкой, работящей, богатой духовно, искренней и чистой.

(слайды № 15-16)

Гамзатова Зайнаб читает отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-

Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»

Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

(Слайды №17-18)

Сайпудинов Магомедали читает отрывок из стихотворения «Поэт и гражданин»:

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор нечасты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи,
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя -
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа прогнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю -
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты душе моей?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?

(слайд № 19)

Зургалова Фатима читает стихотворение «Элегия»:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье...
«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —
Шепнула Муза мне. — Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

(слайд № 20)

IV. Защита проектов.

- А сейчас ребята представят свои проекты:

1 группа – Сайпудинов М. и Курбанов К.

2 группа – Давудмагомедова М. и Зургалова Ф.

3 группа – Магомедова А. и Магомедова З.

V. Чтение мини-сочинения «Что мне понравилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Гамзатова З.)

VI. Поведение итогов урока.

-Ребята, в процессе работы на уроке вы узнали много нового о жизни и творчестве Некрасова. А теперь давайте вернемся к словам поэта «Я лиру посвятил народу своему» и попытаемся ответить на вопрос, который прозвучал в начале урока: «Имел ли право поэт на такие слова, на чем основано его гордое утверждение?» Ваше мнение?

(ответы учащихся)

- И спустя 197 лет со дня рождения поэта мы можем сказать: да, творчество Николая Алексеевича Некрасова поистине народно. Я считаю, что мы сейчас в этом убедились.

VII. Рефлексия.

-А теперь в конце урока в качестве рефлексии я предлагаю вам написать двухминутное эссе о поэте. Если вы не знаете, с чего начать, могу предложить несколько фраз:

1. Сегодня я узнал о Некрасове, что…

2. Больше всего меня поразило в биографии Некрасова…

3. У Некрасова можно поучиться…

VIII. Выставление оценок.