Согласовано: Заместитель директора по ВР ______________ Шамаева С.С. «01» сентября 2023 г. | Утверждено: Директор МБОУ СОШ №19 г. Химки _______________ Муханов С.В. «01» сентября 2023 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №19 г. Химки
Документ | Рабочая программа внеурочной деятельности |
Название | Я познаю мир |
Направление | Учение с увлечением |
Количество часов в неделю | 1 |
Количество часов в год | 33 |
Класс | 1А, 1Б, 1В |
Учитель | Одинокова Л.В. Давиденко Ю.А. Егорова Е.А. |
Период | 2023 – 2024 учебный год |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Основы естественно-научной грамотности» предназначена для организации внеурочной образовательной деятельности обучающихся в начальной школе.
Программа основана на Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цель: формирование нравственных, гуманистических идеалов у учащихся как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе. Задачи:
сформировать ценностное отношение к природе, бережливость в отношении её ресурсов;
сформировать чувство ответственности за свои поступки и действия в отношении природы, осознанного выбора решения экологической проблемы, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
выработка у учащихся систему знаний-убеждений, дающую чёткую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основы экологического образования и воспитания учащихся;
воспитать активную жизненную позицию у учащихся, способных стать инициативными защитниками окружающей среды.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю, для 1 класса.
2. Цель и задачи программы
Цели и задачи курса.
Цель: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Задачи: развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
3. Характеристика образовательного процесса
Программа рассчитана 1 год, реализуется из части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу математической грамотности.
Объем учебной нагрузки составляет:
- 33 часа по 1 часу в неделю для 1 класса,
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы;
- ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека;
- осознание своей этнической принадлежности;
- восприятие историко-географического образа России;
- чувство гордости за свою Родину.
могут быть сформированы:
- осознание себя как гражданина России;
- уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию;
- понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями.
Регулятивные УУД
Ученик научится:
- ценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Познавательные УУД
Ученик научится:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг.
- делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернета.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
Ученик получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Список дополнительной литературы
Волцит П.М., Целлариус Е.Ю. Растения России. Определитель. - М.: ACT, 2015. - 94 с.: ил.
Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник- определитель. - М.: Вече, 2013. - 592 с.: ил.
Кайгородов Дм. Из царства пернатых: Популярные очерки из мира русских птиц. - СПб.: Политехника, 2006. - 320 с.:ил.
Лагутенко О.И. Естествознание с основами экологии: Экскурсии в природу: Кн. для учителя / Под. ред. И.Ю. Алексашиной. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. - 159 с.: ил. - (Лабиринт).
Мосалов А.А., Волцит П.М. Птицы России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2014. - 94 с.: ил.
Пескова И.М. Растения России. Определитель. - М.: Издательство ACT, 2015. - 94 с.: ил. - (Наглядный определитель).
Серова В.В., Серов В.Ю. Вырезаем снежинки. Более 100 моделей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2013. - 80с.: ил. - (Школа творчества).
Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000.
Средства обучения и воспитания
Иллюстрированные определители растений, животных (птиц, зверей, насекомых), грибов
Гербарная сетка с газетами или ботанический пресс
Коллекция «Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников»
Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы»
Коллекция «Семена и плоды» (с раздаточным материалом)
Коробка для изучения насекомых с лупой
Комплект демонстрационных таблиц по предмету «Природоведение»
Таблицы съедобных и ядовитых грибов или их муляжи
Термометры для измерения температуры воздуха, воды, медицинский термометр
Рулетка
Часы с секундной стрелкой или секундомер. Набор восковых мелков.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия в году | Дата | Тема занятия | Виды деятельности |
Как мы понимаем друг друга |
1. | | Вводное занятие. Как мы будем учиться. | Беседа. |
2. | | Школьные правила вежливости. | Беседа |
3. | | Школьные правила вежливости. | Беседа |
4. | | Режим дня школьника. | Беседа |
5 | | Ты – ученик. | Практическое занятие |
6 | | Что за словом? | Беседа |
7 | | Путешествие в Угадайку. | Игра |
Времена года |
8 | | Осенние посиделки. | Практическое занятие |
9 | | Зимушка-зима. | Беседа |
10 | | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. | Беседа |
11 | | Весёлое лето. | Игра |
Как ты узнаёшь мир |
12 | | Глаза – главные помощники человека. | Игра |
13 | | Память и ум – помощники человека. | Беседа |
14 | | Жить – с книгою дружить. | Беседа |
Твоя семья и друзья |
15 | | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. | Беседа |
16 | | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опас-ным? | Практическое занятие |
17 | | Без друга в жизни туго. Мои друзья | Игра |
| | Что нас окружает | |
18 | | Мой микрорайон. Достопримечательности села | Экскурсия |
19 | | Мы – пешеходы. | Беседа |
20 | | Что такое профессия? Какие бывают профессии? | Игра |
21 | | Из чего что сделано? | Практическое занятие |
22 | | Водица-царица.(Три состояния воды) | Практическое занятие |
23 | | Транспорт. Мы – пассажиры. | Беседа |
24 | | Мой путь от дома до школы. | Практическое занятие |
Живые обитатели планеты |
25 | | Живое и неживое. | Беседа |
26 | | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | Практическое занятие |
27 | | Путешествие по зоопарку. | Беседа |
28 | | Домашние любимцы и комнатные растения. | Беседа |
29 | | Собака – верный друг человека | Беседа |
30 | | Строение тела человека. | Практическое занятие |
31 | | Правила поведения в природе. | Беседа |
32 | | Земля – наш общий дом. | Практическое занятие |
33 | | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | Контроль |
Итого 33 часа |