СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Я собираюсь в школу" (Авторская программа подготовки к обучению в школе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях модернизации и совершенствования содержания образования актуальным остается вопрос о развитии и творчестве ребенка. И родители, и учителя хотят видеть детей умными, успешными, целеустремленными, самостоятельными. Предпосылки для формирования этих качеств закладываются еще в дошкольном возрасте.

Существуют различные программы подготовки детей к школе, и значительная часть из них нацелена преимущественно на обучение навыкам чтения, письма и счета, что само по себе еще не является свидетельством высокого уровня развития ребенка и гарантией успешности в школе. В последние годы появилось множество новых интересных программ, авторы которых считают главной задачей всестороннее развитие ребенка, т.е. не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), овладение приемами познавательной деятельности.

Однако на сегодняшний день перечень указанных задач представляется уже недостаточным. Исследования интеллектуальной и мотивационно-волевой сферы у дошкольников и младших школьников на протяжении нескольких лет, наблюдение за детьми в условиях обучения по различным программам (традиционной, Занкова, Эльконина-Давыдова, «Школа 2100») позволяют сделать заключение о том, что в изменяющихся социальных условиях при сохранении приблизительно на одном уровне развития познавательных процессов наметилась тенденция к снижению у будущих первоклассников учебной мотивации, затруднено формирование произвольного поведения, увеличивается количество проблем в межличностных контактах. Все это приводит к возникновению проблем на этапе первичной адаптации в 1 классе, тормозит развитие ребенка.

Предлагаемая программа составлена исходя из опыта работы и направлена на решение нескольких задач в плане развития эмоционально-волевой, мотивационной, интеллектуальной сферы ребенка.

Цель I блока программы – гармонизация личности. На данном этапе решаются такие задачи, как:

  • формирование адекватной самооценки у детей;
  • развитие эмпатии;
  • обучение правилам работы и взаимодействия в группе;
  • коррекция страхов;
  • обучение приемам ауторелаксации;
  • обучение навыкам решения проблем в коммуникации.

Цель II блока программы – развитие познавательных процессов и умений. На занятиях решаются следующие задачи:

  • развитие речи, умения обосновывать свою точку зрения;
  • обогащение запаса представлений об окружающем мире;
  • развитие восприятия, внимания, памяти, наглядно-образного мышления, воображения;
  • развитие мелкой моторики мышц руки, координации движений;
  • формирование приемов умственных действий (логических операций).

Цель III блока программы – профилактика школьной дезадаптации. Применяются сказкотерапия, рисование, игры.

Наиболее эффективными формами обучения и развития детей 6-7 лет, в соответствии с ведущей деятельностью, являются игровые упражнения и дидактические игры, в которых собственно познавательная задача «скрыта» задачей игровой. Принципы, по которым строятся занятия, учитывают возрастные особенности дошкольников.

  1. Все познавательные процессы взаимосвязаны, поэтому задания многозначны, направлены на развитие различных процессов.
  2. Материал постепенно усложняется.
  3. Сочетаются наглядный и словесный материал, т.к. интенсивно развивается наглядно-образное мышление и речь.
  4. Постепенно изменяется позиция взрослого от активной (знакомит с заданием, показывает способы выполнения) к равноправной (сотрудничество), предоставляется всё большая самостоятельность ребенку.
  5. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30-35 минут.
  6. Поддержание интереса, положительного эмоционального настроя достигается путем включения игр, веселых заданий, подвижных минуток, элементов соревнования на занятиях, частой сменой и разнообразием заданий.

Программа может быть использована психологами или учителями как для занятий с дошкольниками при подготовке к обучению, так и с первоклассниками, испытывающими затруднения в период адаптации к школе.

Тематическое планирование

 (36 часов)

  1. Знакомство (1ч)
  2. Моё имя (1ч)
  3. Настроение (1ч)
  4. Разные настроения (1ч)
  5. Наши страхи (1ч)
  6. Я всего не знаю (1ч)
  7. Правила работы в группе (1ч)
  8. Я научусь (1ч)
  9. Упражняем наблюдательность и память (1ч)
  10. Что вокруг нас? (1ч)
  11. Пространство. Фигуры. (1ч)
  12. Учимся быть внимательными (1ч)
  13. Развитие образного мышления (2ч)
  14. Развитие логических операций (3ч)
  15. Мы – фантазёры (2ч)
  16. Я собираюсь в школу (1ч)
  17. Комплексные упражнения (11ч)
  18. Адаптационные сказки «Лесная школа» (5ч)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!