СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Я своими глазами и Я глазами других»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Я своими глазами и Я глазами других»»

Разработка занятий по программе «Я и МИР вокруг МЕНЯ»

I-й блок (личностный)

«Я и МОЙ МИР»

Цель блока : формирование личностной компетентности

Часть1 «Я своими глазами и Я глазами других»

Занятие№1

Тема: Здравствуй мое «Я»- я тебя понимаю.

Цель: развитие стремления к самопознанию, понимание собственных чувств и чувств других, развитие позитивного отношения к себе и другим.

Оборудование: бланки с изображением человека, цветные карандаши, пиктограммы стандартных чувств

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Упражнение«Это - Я»

Участникам раздаются бланки с изображением человека и дается задание подумать и написать из чего состоит мир человека внутри него.

(тренер помогает прийти к правильным выводам, что это чувства, эмоции, характер, темперамент.)

3. Проводится беседа:

- Каждый из людей испытывает различные чувства. Какие вы знаете чувства?

Чувства каждого человека уникальны. Каждый имеет право чувствовать по своему.

- Назовите неприятные чувства. Когда люди испытывают их? Приведите пример когда вы испытали такое чувство.

-Назовите приятные чувства. Когда люди их испытывают?. Приведите пример, когда вы испытывали приятные чувства.

4. «Работа с пиктограммами»

Задание: сравнить чувства на фотографиях людей и подобрать их на пиктограммах, соединить фотографии и чувства, назвать причины возникновения данных чувств.

5. Упражнение«Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

6. Ритуал прощания.

Занятие№2

Тема: Эмоции и чувства.

Цель : научить понимать взаимосвязь эмоций и чувств как собственных, так и окружающих, а так же взаимосвязь поведенческого отреагирования в зависимости от настроения, развитие позитивного от ношения к себе и окружающим, принятие себя и своего опыта, способствовать развитию самопознания. Развитию самоконтроля.

Оборудование: бланк для выполнения задания, ручки по количеству участников. Карточки для заполнения «Калейдоскоп эмоций»

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

- мы уже знаем,из чего состоит наш внутренний мир (повторение предыдущей темы).

Мы все испытывает в разных ситуациях, совершенно разные чувства, при чем, одни люди их испытывают сильнее, а другие более поверхностно, и выражать чувства могут тоже по разному, одни выразительно, а другие не очень выразительно.

3. Упражнение «Разные чувства»

Участникам предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение.

«Бывают чувства разные»

1. Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные

Сердечные, забавные

Сердитые и славные

Веселые, печальные

Игральные, молчальные

2. Попробуй улыбнуться,

как клоун на манеже,

и робко потянуться,

как маленький подснежник.

3. Попробуй рассердиться,

Как злющая оса

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

4. Попробуй шею важно,

Как лебедь выгибать –

Все скажут«Он отважный!»

И будут уважать.

- Давайте вспомним, какие еще бывают чувства и как выглядят при этом эмоции на лицах людей

4. Упражнение «Калейдоскоп эмоций»

Дети должны сопоставить чувства и эмоции проведя к соответствующим эмоциям и чувствам соединяющие линии.

- В разных ситуациях мы чувствуем себя по- разному. Вот сейчас мы узнаем, в каких ситуациях и как вы себя чувствуете.

5. Упражнение «закончи фразу».

Я чувствую себя уверенно когда___

Я чувствую себя веселым ___

Я чувствую себя грустным___

Я чувствую себя несчастным___

Я чувствую себя сердитым___

Я чувствую себя счастливым___

Я чувствую себя добрым___

Я чувствую себя спокойно___

Я чувствую себя в опасности___

Я чувствую себя защищенным___

Я чувствую себя победителем___

Я чувствую себя как герой___

Дети по очереди зачитывают что они написали.

6. Упражнение«Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

7. Ритуал прощания.

Занятие№3

Тема: Такие разные характеры.

Цель : познакомить с различными типами характперов, и темпераментьов, учить понимать собственный характер и характер других, принимать себя и окружающих, развивать чувство толерантности, эмпатии, развивать уверенность в себе, способствовать развитию самопознания.

Оборудование: текст сказки «Альпинисты», карточки для раскрашивания, с изображением героев сказки., бланк с перечисленными чертами характера, цветные карандаши, ручки

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

-На прошлых занятиях мы говорили об эмоциях и чувствах, а сегодня поговорим о характерах и темпераменте. Каждый из вас имеет свой характер и темперамент, вот посмотрите внимательно на картинки, и послушайте какие бывают темпераменты, а после определите, кому из человечков какой темперамент подходит и определите их имена.

3. Ведущий читает сказку «Альпинисты»

Жили-были четыре смешных маленьких человечка. И именно у них тоже были смешные имена. Звали их: Хол, Сан, Мел и Флег. Все они были хорошие, добрые, вместе играли, умели дружить. Но если принимались за какое-нибудь трудное дело то вели себя по-разному. Однажды они отправились в путешествие. Пока их дорога проходила через красивый луг, покрытый цветами, они дружно шли все вместе, держась за руки. Но вот дорогу им преградила высокая гора. И это препятствие показало, какие они разные.

Мел сказал тихим голосом:

«Я на гору не пойду,

Вдруг с горы я упаду»

А Сан бодро заявил:

«Я вершины не боюсь

До нее я доберусь!»

Флег задумался и сказал:

«Что мне делать –

Я не знаю,

Гору вижу и зеваю…»

Но тут вперед вырвался бесстрашный холл

И громко затороторил:

«Вам меня не удержать,

Буду гору покорять.

Ой! Бегом! Вперед! Скорей!

Обгоню я всех друзей!»

(Участники группы выполняют ранее данное задание).

- Давайте подумаем и скажем, что произошло с друзьями дальше?

- А кто из вас честно скажет, кто из вас на кого из героев больше похож? Почему?

-У каждого из вас есть свой характер Тоесть определенные личностные черты или как их еще называют качества.

- Какие вы знаете качества личности?

(участники группы называют качества, тренер им помогает)

- Назовите, какие вы знаете положительные качества?

- Назовите, какие вы знаете отрицательные качества?

- Какие качества помогают, а какие мешают? Почему?

4. Упражнение «Качества моего характера».

Задание: 1. в данном бланке подчеркнуть те качества, которыми вы обладаете

2. раскрасить квадратик рядом с теми качествами, которые ты хочешь иметь

3. раскрасить кружочек рядом с теми качествами которые как ты считаешь видят в тебе другие.

(участникам группы выдаются для заполнения бланки с перечисленными в них чертами характера)

- Так как каждый из вас обладатель определенных качеств, то соответственно и ведете вы себя в разных ситуациях по-разному. Кому -то это нравиться, кому-то нет.

5. Упражнение «Горячий стул»

На середину ставится стул. Каждый участник по одному садится на этот стул, а все остальные участники группы должны у каждого сидящего на стуле выделить его сначала отрицательные черты характера и манеры поведения, а затем положительные и сообщить ему об этом.

6. Упражнение«Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

7. Ритуал прощания.

Занятие № 4

Тема: Особенности и важность индивидуальности

Цель: развитие стремления к самопознанию, закрепление полученных знаний о эмоциональном мире людей, развитие уверенности в себе, принятие самого себя и своего опыта, принятие других, развитие самоконтроля и эмпатии, способность замечать собственные манеры поведения, характер, темперамент и характер, темперамент окружающих.

Оборудование: листы А-4 по 3 на каждого участника группы, цветные карандаши, ластик, простые карандаши, бланки с заданиями на каждого участника.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

- Помимо чувств которые мы все испытываем, эмоций которые выражаем, характера и темперамента, у каждого из нас есть собственное «Я», то есть это то что делает нас уникальным, отличает от других. Наше внутренне «Я» может носить положительный а может иметь отрицательный характер. сейчас мы проведем упражнение которое поможет вам самим лучше узнать свое «Я», когда, каким оно бывает и при каких условиях или обстоятельствах.

3. Упражнение «Кто Я?»

Участникам раздаются бланки и предлагается ответить на вопросы продолжив фразу

- я словно птичка потому что…

-Я превращаюсь в тигра когда….

-я могу быть ветерком, потому что….

- Я словно муравей, когда….

- Я стакан воды….

- Я чувствую что я кусочек тающего льда…

-Я прекрасный цветок…

-Я чувствую, что я скала…

-Я сейчас лампочка….

-Я словно рыба…

-Я тропинка….

-Я песенка…

-Я мышь…

-Я словно макаронина….

-Я светлячок…

- Я интересная книжка….

(дети по желанию зачитывают то что написали о себе, идет сравнение при каких обстоятельствах все себя могут чувствовать одинаково или по разному и какие все разные).

- но наше «Я» можем знать и наблюдать не только мы сами, нас еще воспринимают и другие люди, и мы им не всегда можем показаться такими какие мы есть на самом деле, но это все зависит только от нас самих.

4. Упражнение «Мое Я»

Инструкция участникам группы: «Нарисуйте себя такими, какими вас видят другие, нарисовать себя такими какими они хотят стать, нарисовать себя такими какие они есть»

После каждого рисунка проводится беседа по вопросам: Относительно первого рисунка- Чьими глазами ты смотрел? Как давно появился этот образ? (сколько лет тебя таким видят, какие различия есть в том каким тебя видят разные люди? Что бы ты хотел изменить в этом рисунке? Относительно второго рисунка- Расскажи когда ты станешь таким, как на рисунке? Что тебе поможет стать таким? А что может помешать? Кто тебя станет одобрять, когда ты станешь таким? А кто не изменит к тебе отношения? Относительно третьего рисунка- Что тебя отличает от других людей? Что чувствует человек на этом рисунке? Как можно изменить рисунок, чтобы человеку на рисунке стало лучше? (этот вопрос задается при необходимости).

5. Упражнение«Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

6. Ритуал прощания.

Часть 2 «Мои мысли, желания, возможности»

Занятие № 1

Тема: Наши мысли, настроения, поступки.

Цель: помочь расширить представления о себе, помочь понять взаимосвязь мыслей, поступков и настроений. Способствовать развитию мотивации к самовоспитанию, развивать самоконтроль.

Оборудование: текст рассказа «Дракончик Памси», 3 стакана с водой, блески, кусок глины или земли, или черную краску. Доска и 2 куска разного цветом мела или ватман и 2 разноцветных фломастера.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы, прочтение рассказа о драконе Памси «Такие разные мысли Памси»

– У каждого из нас есть свои мысли, какие-то желания, но у всех у нас разные возможности. И именно возможности мы должны учитывать при достижении своих желаний. Но нам даны еще самые главные наши помощники- это наши мысли. Вот послушайте один рассказ.

«Памси и его мысли»

Жил один дракончик, его звали Памси. Ему было семь лет, и он уже умел считать, писать и читать книги. Он жил в пещере, которая находилась рядом с прекрасной поляной и Памси выучил все названия цветов растущих на поляне и все цвета радуги, которая появлялась над поляной после дождя. Но самое ценное, что было у Памси, это его мысли. Они были такие разные. Одни были похожи на яркий, красочный салют и тогда Памси было весело и его мысли были светлыми, веселыми. А сам Памси их называл радостными. Другие мысли были похожи на тихое прозрачное озеро. И тогда Памси чувствовал себя спокойно, уверенно. Но были еще одни мысли. Они были похожи на грязную, черную, мерзкую лужу. И когда его посещали такие мысли, Памси чувствовал себя просто отвратительно. Ему было очень грустно, так плохо, что не хотелось ни с кем разговаривать. Памси называл такие мысли гадкими.

(перед группой ставятся три стакана с водой. В первый опускают блестки и размешивают- мысли похожие на салют; второй остается не тронутым- мысли как озеро; в третий опускают кусок глины и размешивают до растворения- мысли похожие на грязную лужу, гадкие).

3. Упражнение «Мысли которые помогают и мысли которые мешают»

- Бывают мысли, которые нам помогают а бывают и мешают нам. Посмотрите на этот плакат и постарайтесь определить какие мысли являются помощниками, а какие только мешают. Возьмите листы бумаги, разделите их на пополам и впишите в два столбика помогающие и мешающие мысли.

- Объясните почему вы выбрали именно такие мысли?

- Бывают ли у вас такие мысли?

- Приведите примеры разных своих мыслей, когда, в каких ситуациях они вас посещают?

- Какие чувства вы испытываете, когда у вас хорошее настроение?

- Какие чувства вы испытываете, когда у вас плохое настроение?

- Как вы справляетесь с плохими мыслями?

4. Правило«Как справиться с плохими мыслями»

- Если вас посетили плохие или даже отвратительные мысли, то закройте глаза и вспомните о чем-то очень приятном, представьте самое лучшие место на земле, где вам хорошо и уютно, или самого любимого вами и любящего вас человека и широко улыбнитесь ему. Вы сразу почувствуете как ваше настроение становиться лучше, а плохие мысли улетучиваются.

5. Упражнение«Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

6. Ритуал прощания.

Занятие № 2

Тема: Как управлять мыслями.

Цель: закрепить понимание взаимосвязи мыслей, желаний и поступков, закрепить способность изменять свои мысли и поступки. Способствовать углублению процессов самораскрытия, способствовать развитию саморегуляции. Укрепление чувства собственного достоинства.

Оборудование: бланки с заданиями по количеству участников, цветные карандаши, ручки, детский не большой мяч.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

-Сегодня мы поговорим как взаимосвязаны наши мысли и желания, научимся ими управлять.

3. Упражнение«Мои мысли, желания»

(участникам группы для работы раздаются бланки с заданиями).

Задание: представь, что человек, изображенный на рисунке, - это ты. Дорисуй части лица и детали одежды. Прочитай что написано внутри шариков. Раскрась шарики, которые понравились, и «возьми их себе» - проведи линии от шариков к рукам нарисованного человечка.

(после выполнения задания возможен вариант обсуждения работы).

4. Игра«Я могу».

Участникам группы предлагается сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить что-то хорошее о себе, если кто-то затрудняется с ответом, остальные участники группы должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

5. Игра«Никто не знает…»

Участники садятся в круг. У тренера в руках мяч.

- Сейчас мы будем друг другу бросать мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «никто не знает, что я (или у меня…»

(каждый должен сказать о своей самой лучшей отличительной от всех особенности, о мечте).

6. Упражнение«Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

7. Ритуал прощания.

Занятие № 3

Тема: Секреты моего «Я»

Цель: закрепить представление о себе, способствовать формированию способности к самопознанию и самовоспитанию. Учить ассоциировать себя с окружающем миром.

Оборудование: журналы с изображением людей, предметов и т. д., цветные карандаши, краски, ножницы, клей, листы для черчения или А-3 на каждого участника.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

-Сегодня каждый и вас создаст волшебный коллаж своего «Я», это все будет только о вас, вы сможете с помощью коллажа и ассоциаций рассказать нам о себе, своих мечтах, успехах, увлечениях, о своем характере, о любимых занятиях, людях и т. д.

3. Коллаж на тему «Знакомьтесь, это Я»

(выставка, представление и обсуждение коллажей)

4. Упражнение«Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

5. Ритуал прощания.

Занятие № 4

Тема«Я»- моя вселенная.

Цель: закрепить способность видеть в себе индивидуальные особенности, понимать собственные чувства, желания и определять реальные свои возможности. Укрепление чувства собственного достоинства, уверенности в себе.

Оборудование: бланки для работы, цветные карандаши, фломастеры, ручки по количеству участников.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия «Добрые чувства».

2. Озвучивание темы

- Сегодня мы продолжим познавать свое «Я» и знакомить с ним других участников занятия.

3. Упражнение«Моя Вселенная».

Участникам группы раздаются «форматки» для черчения или рисования. В центре листа надо нарисовать солнце и в центре солнечного круга написать буковку «Я». затем от этого «Я»- центра Вселенной – надо прочертить линии к звездам и планетам:

- мое любимое занятие

- мой любимый цвет

- мое любимое животное

- мой лучший друг

- мой любимый звук

- мой любимый запах

- мой любимый запах

- моя любимая игра

- моя любимая одежда

- моя любимая музыка

- мое любимое время года

- мое любимое время года

- что я больше всего на свете люблю делать

- место где я больше всего люблю бывать

- мой любимый певец или группа

- мои любимые герои

- я чувствую у себя способности к

- человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете

- лучше всего я умею

- я знаю, что смогу

- я уверен в себе потому что

Взрослый говорит о том, что «звездная карта» каждого показывает, что у всех много возможностей, много того, что делает каждого из нас уникальным, и того, что для всех нас общее. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо, веселее и радостнее жить. Все мы с вами заслуживаем уважения.

4. «Мой портрет в лучах солнца»

- Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос«Почему я заслуживаю уважения?»

10. Упражнение «Волшебный ларец».

По кругу передается «ларец», в который участники «складывают» свои устные пожелания «Я хочу всем пожелать…».

11. Ритуал прощания.

Игра-занятие «Мир вокруг нас»Цель: закрепить знания детей полученные в ходе проекта. Продолжать приобщать детей к миру живой и неживой природы, воспитывать заботливое,.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!