Родительское собрание
Цель: Ознакомить родителей/коллег/детей с общими подходами в разрешении затруднительных педагогических ситуаций.
План собрания:
Сообщить цель: найти общие подходы к любой затруднительной ситуации (на конкретном примере); познакомить с планом работы, в ходе которого составляется опорная схема действий: цель, педагогическая ситуация, причины, проблема, решения, общее решение, рефлексия.
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители/коллеги/ ребята! Я рада вновь видеть Вас!
"Перекличка" - давайте поприветствуем друг друга. Я передаю игрушку, вы называете свое Имя-Отчество, чей вы родитель и что нас всех здесь объединяет? Действительно, нас объединяют наши дети.
Для начала давайте условимся, что мы будем работать по определенным правилам:
"Здесь и сейчас" - говорим и обсуждаем только то, что касается темы.
"Уважение и дружелюбие" при высказываниях.
"Регламент" - бережём наше время, говорим кратко и по существу.
"Инициатива" - каждый предлагает свои идеи и думает над предложениями коллег/друзей - от этого зависит общее решение.
Прежде чем озвучить тему нашего встречи, совещания, коференции / родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно меня слушать. Сейчас вам нужно будет выполнять определенные действия с бумагой. Ваша задача – точно следовать инструкции:
Согните лист бумаги пополам.
Еще раз пополам.
Оторвите верхний правый угол.
Оторвите нижний правый угол.
Откройте глаза и посмотрите, что у вас получилось, сравните свою работу с другими. Заметьте, инструкция звучала для всех одинаково, но у узоры у всех разные. Также и наши дети – они разные. Скажите, пожалуйста, бывают ли у вас затруднения в воспитании ваших детей / сложные, проблемные ситуации в вашем классе ? Действительно, жизнь не обходится без трудностей, и у нас они тоже иногда возникают. Я предлагаю нам вместе разрешить одну из таких ситуаций и найти из нее выход.
Итак, сложная педагогическая ситуация:
СИТУАЦИЯ
Скажите, пожалуйста:
- В чём заключается проблема?
- Как вы думаете, каковы причины такого поведения?
У разных проблем есть разные причины, давайте же и мы попробуем выяснить причины такого агрессивного поведения ребенка и обыграть ситуацию.
Я попрошу Вас выйти, разбиться на пары.
У нас будут две роли - родитель и ребенок.
Ребенок садится на стул (ЗАКРЫВАЕТ ЛИЦО РУКАМИ)
Человек Родители - вам непонятен поступок ребенка, вы пытаетесь выяснить причины данного действия. Несмотря на все их недостатки люди больше всего нуждаются в любви. Ребенок мысленно повторяет одну фразу: «Я маленький, я хочу, чтобы меня любили» , т.к общеизвестно что дети нуждаются в любви больше всего тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.…. НЕЗАВИИМО от того, что говорит ему родитель.
- Давайте обсудим, как вы чувствовали себя в роли родителей?
- Родители, которые были в роли детей, что чувствовали вы?
- Мы проиграли один ход события, теперь давайте попробуем изменить свое отношение.
- Та же самая ситуация. Наклонитесь к ребенку, посмотрите ему в глаза, установите зрительный контакт, покажите ему свою любовь, возьмите его за руку, попытайтесь также выяснить причины данного действия, только уже с помощью ласковых, нежных слов.
- Давайте сравним первый вариант выяснения причины и второй. Поменялось ли что-нибудь?
- Что нам нужно сделать для того, чтобы мы услышали ребенка, чтобы ребенок услышал нас? Чтобы он сам захотел поделиться причиной своего поступка?
Необходимо встать рядом с ребенком, уделить ему внимание и поделиться своим родительским теплом и любовью.
Благодарю вам, пожалуйста, займите свои места.
А сейчас давайте вернемся к озвученной выше ситуации, где мы выделили проблему.
- Каковы же причины ДЕЙСТВИЯ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ.
А сейчас я предлагаю вам самим выбрать наиболее вероятные причины.
КАРТЧОКИ С НАЗВАНИЕМ ПРИЧИН, ОНИ СТАВЯТ + или – .
Если вы считаете, что это может быть причиной, ставите +, если же вы не согласны, ставите - .
Мы определили причины, а как же мы будем решать?
- обсудить ситуацию с ребенком;
- поговорить с педагогом;
- при необходимости привлекаем узких специалистов, таких как: психолог, социальный педагог, логопед, логопед-дефектолог, медик.
Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды.
Спасибо, уважаемые родители. Мне кажется, наша работы была продуктивной. Успехов вам и терпения в воспитании ваших детей.
Классный час
ТЕМА: «ПОТЕРЯННЫЙ ДЕНЬ»
Цель:
- формировать умение разумно и с пользой для других заполнять своё свободное время.
Ход
- Самое ценное, что есть у человека после здоровья, - это время. С раннего детства вы должен научиться беречь его и правильно использовать, не терять времени зря.
Послушайте внимательно рассказ.
«Потерянный» день
К Витиному брату пришел товарищ, бросил на стул шапку и сказал:
- Потерянный у меня день!
Когда товарищ ушел, Витя спросил брата:
- Как это можно потерять день? Разве не все дни одинаковы?
- Дни все одинаковые по времени, - сказал брат, - но они бывают разные по делам. Тот день, в котором человек не сделал никакого полезного дела или нечему не научился, чтобы знать больше, чем он знал вчера, называется «потерянным» днем.
С тех пор Витя, ложась спать, рассказывал брату всё, что он делал, и всегда спрашивал:
- Не « потерянный» у меня день?
( В. Осеева).
- Какой день называется «потерянный»?
(дети отвечают)
-Мы уже говорили с вами о том, как распределяются обязанности в семье. Самые трудные и ответственные дела ложатся на плечи родителей. Но есть такие дела, с которыми могут справиться и дети. Но начнем по порядку.
- Назовите вашу первую обязанность как учеников?
(дети отвечают)
Кончил дело – гуляй смело.
За уроками давно
У окна дитя сидит,
И давно уже в окно
Солнце мальчика манит:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?
А мальчик-то солнцу в ответ:
«Нет, ясное солнышко, нет!
Теперь мне гулянья не впрок;
Я прежде оконцу урок».
Мальчик всё сидит за книгой
И в окно уже не глядит;
А ему давно из сада
Вишня красная твердит:
«Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?»
А мальчик-то вишне в ответ:
«Нет, красная вишенка, нет!
Теперь мне гулянья не впрок;
Я прежде окончу урок».
- Уроки – первая обязанность учеников.
А теперь перечислим домашние дела, с которыми вы можете справиться без помощи взрослых.
(дети перечисляют)
Поиграем:
Чем мы подметаем:
Веник
Тряпка
Бумажка
Чем моют пол
Щетка
Тряпка
Салфетка
Наволочка
Пол моют
Раз в день
Раз в год
Раз в час
А теперь давайте проверим на сколько хорошо вы знаете распорядок дня.Эту работу мы выполним все вместе, в группе. На вашем столе лежит конверт, в нем распорядок дня по времени, но я всё напутала, давайте составим правильный распорядок дня.
Примерный режим дня школьника:
7:00 – подъём
7:05–7:30 – утренняя зарядка, умывание, уборка постели
7:30-7:50 – завтрак
8:00-12:30 – занятия в школе
13:00-13:30 – обед
13:30-16.00 – послеобеденный отдых, прогулка, подвижные игры на улице
16:00-17:30 – приготовление уроков
17:30-19:00 – свободное время, прогулка
19:00-20:30 – ужин и свободное время
20:30-21:00 – приготовление ко сну, ванна, уход за одеждой и обувью
21:00 – спокойной ночи!
Какие молодцы!
Теперь мы с вами поиграем в игру, которая называется «Веселые пазлы»
Правила игры: вам необходимо собрать пазлы за 3 минуты, для этого вы снова поделитесь на команды( у одной команды пазл с отличником, а у другой с 2-ком). Ребята, а как вы думаете, почему мальчик стал 2-ом? А девочка отличница?
А кем вы хотите быть? ( ответы детей) Для этого вам следует правильно распределять свое время, пользуйтесь режимом дня, который мы с вами уже собрали. На этом наш классный час закончился, поднимите оценку «5» те кто будет соблюдать режим дня и вовремя делать домашнее задание и «2» те у, кого это вызовет затруднение.
Тренинг игр
1. Игра «Солнце свети для того, кто..»
Участники меняются местами в кругу по принципу «Солнце светит для того, кто сегодня пришел в белой рубашке» и т.д.
2. Упражнение «Доверие к классу». Упражнение проводится в кругу, позволяет учителю понять, насколько комфортно чувствуют себя ученики в данном коллективе.
Учитель : давайте встанем в круг, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу ( максимум 10, минимум 1), затем по команде откроем глаза.
Теперь давайте обменяемся своими мыслями, мнениями относительно атмосферы в вашем классе, трудностей, проблем классного коллектива. Высказываются все желающие.
3. Упражнение «Горячий стул»
В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных или отрицательных качествах либо сказать с кем или чем ассоциируется этот человек и т.д.
№3. Нарушение норм дисциплины.
Причина: нарушение норм дисциплины.
Решение: кл.час на тему «Хорошие манеры»
Ход классного часа:
Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!
Беседа «Хорошие манеры»
На слайд 2 картинки. 1- мальчик НЕ уступает место в автобусе бабушке.
2 – мальчик уступил место в автобусе бабушке.
Учитель: чем отличаются эти ситуации? (ответы детей)
Учитель: за какой ситуацией вам приятнее наблюдать? Почему?
- О чем же мы с вами сегодня поговорим?
- Да, верно. Сегодня мы с вами поговорим о правилах хороших манер.
- как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
- человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей.
- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уста в уста, из поколения в поколение.
Сейчас я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?
- задание такое: соедините начало пословицы с ее окончанием.
1 добрые дела- добрый ответ
2. жизнь дана – а злое калечит
3. на добрый привет – красят человека
4. доброе дело лечит, на добрые дела.
Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Игра называется: «Не ошибись, пожалуйста»
Я буду просить вас исполнять задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову «волшебное слово!»
1. встаньте, пожалуйста.
2. поднимите руки.
3. пожалуйста, похлопайте в ладоши.
4. потопайте
5. попрыгайте, пожалуйста.