« Я В МИРЕ, МИР ВО МНЕ»
Тематический классный час в 5 классе,
посвященный Международному дню толерантности.
Продолжительность: 40 минут
Цели:
-познакомить учащихся с понятием «толерантность», «толерантный человек»;
-сплотить коллектив;
-создать атмосферу открытости и доверия;
-научиться осознавать собственную уникальность и уникальность других;
-научиться открыто говорить о себе.
Составляющие толерантности:
понимание
тактичность
любовь
милосердие
прощение
чувство юмора
чувство достоинства
самообладание
самоуважение
Задачи:
выбор качеств толерантного человека;
изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;
поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества.
Вступительное слово учителя:
Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир – это я, вы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив мир во мне, в тебе. Сегодня мы рассмотрим еще одну грань внутреннего мира каждого из нас.
- Считаете ли вы, что люди относятся друг к другу не всегда справедливо?
- Вспомните известные случаи жестокого несправедливого отношения.
Дети приводят примеры из известных произведений: «Гадкий утенок», «Чучело», «Волк и ягненок» и т.д.
- Как вы думаете, о чем мы можем поговорить на классном часе?
Дети: О бережном отношении к внутреннему миру человека.
- Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность». Как вы его понимаете? Ребята пытаются объяснить это слово.
- Описывать толерантность довольно трудно возможно из-за того, что в разных языках она определяется по - разному. В английском языке толерантность – «готовность и способность воспринимать без протеста личность», во французском языке – это «уважение свободы другого, его образа мысли». В арабском - толерантность – это «прощение, снисхождение. Сострадание, терпение», в персидском – «готовность к примирению». Русский словарь трактует это слово как терпимость – способность терпеть что – то или кого – то. Быть выдержанным, уметь мириться с существованием кого – либо, считаться с мнением других, быть снисходительными.
2. Смысловая поддержка.
- Ребята, сейчас мы с вами сядем по группам. У каждой группе на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.
«Не делай другому того, от чего больно тебе»
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей»
«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относятся к самим себе»
-Передайте эти мысли своими словами.
- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?
Ученик: люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее. Уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.
Учитель: Но ведь у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как должна выглядеть толерантность? Давайте попробуем составить образ толерантности.
3.Образ толерантности.
Ребята могут нарисовать образ толерантности. После того, как группа справилась с заданием, идет защита своего образа толерантности (работы вывешиваются на доске)
Учитель: образ толерантности мы составили. Давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.
Ребята выбирают пять слов – качеств, подходящих, по их мнению, к человеку, обладающим толерантным отношением, и крепят их на стенде под образом толерантности. Все подводят итог.
Учитель: человек ,обладающий толерантным отношением, должен обладать такими качествами как:
уважение;
милосердие;
миролюбие;
великодушие;
сострадание.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествам? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?
Ребята говорят о том, что бывает так, что они ссорятся, не могут выслушать друг друга до конца, не уступают в играх товарищам.
Учитель: А можем ли мы изменить себя? Можем ли воспитать в себе те качества, о которых мы сегодня говорим? Как мы можем это сделать? Когда мы это будем делать, и кто будет участником?
Учитель: А зачем мы это будем с вами делать? Какой результат мы ожидаем?
Ученики: Может мы, изменимся сами в лучшую сторону, поможем измениться товарищу. Мир станет светлее и добрее.
«Не делай другому того, от чего больно тебе»
«Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
«Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей»
«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относятся к самим себе»
«В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относятся к самим себе».