Приложение2.
Занятие . Я выбираю профессию
Цели занятия:
У учащихся сформировано представление о факторах, влияющих на выбор профессии.
Учащиеся знакомы со своими интересами и склонностями, которые необходимо учитывать при выборе профессии.
Рекомендуемая литература:
Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. "Психология профессионального успеха". - Санкт-Петербург, ООО "СЛП", 1998. - 144с.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.
Ход занятия.
Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, условно это можно назвать "Я хочу", во-вторых, оценить свои профессионально важные качества, т.е. свои возможности и состояние здоровья, что также можно условно назвать "Я могу", и, наконец, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня "Надо" обществу.
Итак, "хочу" - это интересы и склонность личности.
"Могу" - это способности и состояние здоровья личности.
"Надо" - это потребности общества в конкретных специальностях, в людях определенных профессий.
Если совместить все это три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%, а если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.
Обсуждение: Что нужно человеку, чтобы сделать правильный и осознанный выбор профессии?
Факторы, влияющие на выбор профессии:
учителя;
родители;
книги;
газеты, журналы;
радио, ТВ;
друзья.
Ошибки и затруднения, которые возникают при выборе профессии:
Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование.
Предрассудки чести, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
Выбор профессии "за компанию", чтобы не отстать от друзей.
Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства (например, материального).
Неумение разобраться в своих личных особенностях (склонностях, способностях, подготовленности).
Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.
Правила выбора профессии:
Изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где проживает человек, выбирающий профессию.
Изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, здоровье и др.).
Выбрать наиболее привлекательную профессию.
Подробно изучить выбранную профессию.
Сравнить полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветоваться с родителями, учителями, психологом, врачами.
Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, иметь запасной вариант.
Выбрав для себя профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладения профессией в совершенстве.
Рекомендации педагогу-психологу: необходимо провести с учащимися тесты, выявляющие интересы и склонности. Рекомендуемые тесты: карта интересов и карта склонностей.
Вопросы:
Какие типичные ошибки при выборе профессии совершаются людьми?
Что необходимо учитывать при выборе профессии?
Какими способностями и качествами должен обладать успешный человек? Написать мини-сочинение.
Занятие. В мир профессий "по компасу"
Цели занятия:
У учащихся сформировано представление о профориентации, профподборе, профпригодности.
Определена профессиональную направленность учащихся.
Рекомендуемая литература:
Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. "Психология профессионального успеха". - Санкт-Петербург, ООО "СЛП", 1998. - 144с.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999. - 352 с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.
Ход занятия.
Профориентация - это определение человеком своего места в профессиональном мире. Цель профориентации - сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Профессиональная пригодность - это совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии эффективности труда. Она обеспечивает высокую профессиональную эффективность работника при наличии у него специальных знаний, умений, навыков, полученных в процессе профессионального обучения.
Необходимо учитывать, что взаимоотношения между профессией и человеком строятся в двух направлениях: объективном и субъективном.
К объективным факторам относят требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к труду человека и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональные ЗУН, ПВК).
Субъективными факторами взаимоотношений профессии и человека являются задатки, способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.
В результате длительного трудового стажа работника формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но изменяется и его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни.
В целом, профессия накладывает отпечаток и на внешний облик человека.
Обсуждение: Какие примеры из жизни доказывают тот факт, что профессия влияет на человека (изменяется почерк, манеры поведения, речь, имидж и др.)
Для наиболее осознанного выбора профессии, необходимо иметь представление о профессиональных типах личности. В зарубежной практике профориентации данные категории разработаны Дж. Голландом.
6 профессиональных типов личности (по Дж. Голланду).
Реалистический. Человек с таким типом заниматься конкретными вещами и их использованием. Ориентирован на практический труд и быстрый результат деятельности. Отдает предпочтение занятиям, требующим ручных умений, ловкости. Хорошо развито практическое мышление. Эти люди охотно выбирают профессии связиста, пиротехника, радиомонтажника, водителя, лесника, пчеловода. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере.
Интеллектуальный. Сообразителен, наблюдателен, независим, оригинален, обладает нестандартным мышлением, творческим подходом к делу. Развиты умственные способности. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, футуролога и т.п. межличностные отношения играют в деятельности незначительную роль.
Социальный. Активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание. Главное содержание труда - взаимодействие с людьми.
Конвенциональный. Усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Отдает предпочтение ясным, четко сформулированным предписаниям. Любит решать типичные задачи. Предпочитает профессии, имеющие отношение к канцелярским и расчетным видам работ (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус и т.д.)
Предпринимательский. Находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск, стремится к лидерству. Любит быть а виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо справляется с работой, требующей быстрого принятия решения. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми - многочисленны (следователь, журналист, политик, предприниматель и т.п.).
Артистический. Высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия. Пластичен, гибок, проницателен. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию. Развито восприятие, ручные умения, словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью (дизайнер, переводчик, художник, музыкант, актер и т.п.).
Рекомендации педагогу-психологу: необходимо провести и проанализировать опросник Дж. Голланда. После проведения теста можно обсудить возможность изменения своего профессионального типа в процессе жизнедеятельности. Следует акцентировать внимание учащихся на том, что профессиональная направленность личности является результатом совмещения интересов, склонностей, темперамента и других индивидуальных психологических особенностей человека.
Тест Голланда на определение профессиональной направленности личности.
Инструкция: в левом столбике необходимо выбрать одну из двух предлагаемых профессий, но не с точки зрения престижности, а с точки зрения ее сути - "могу ли я заниматься данным видом деятельности, хочу ли я этого?". В соответствии с вашим выбором, зачеркните в правом столбце соответствующий ему номер, например, если вы выбираете профессию автомеханика (1а), то зачеркиваете справа 1а.
Вопросы:
Можно ли изменить свои профессиональный тип в процессе жизнедеятельности?
Какие профессии характерны для того или иного профессионального типа личности?
Занятие. Знакомство с миром профессий
Цели занятия:
Учащихся знакомы с классификацией профессий по Е.А. Климову.
У учащихся сформированы навыки составления формулы профессии.
Рекомендуемая литература:
Даниличева Н.А., Балакирева Л.А. "Психология профессионального успеха". - Санкт-Петербург, ООО "СЛП", 1998. - 144с.
Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999. - 352 с.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 512 с., ил.
Ход занятия.
В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
В основу данной классификации положен критерий "объекта труда", т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется ввиду "живая" природа или биологические объекты), техника (машины, механизмы, материалы, различны виды энергии), человек, знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ. Соответственно обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер: "Человек - природа", "Человек - техника", "Человек - человек", "Человек -знак", "Человек - художественный образ".
Профессии типа "Человек - природа".
Это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также микроорганизмы. При выборе профессий данного типа следует учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.
Данная профессиональная сфера включает в себя такие виды труда, как лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, плодоовощевод, виноградарь, цветовод - декоратор, шелковод, чаевод, животновод, биолог, химик, генетик и др.
Человек, выбирающий профессию в данном направлении, должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.
Профессии типа "Человек - техника".
Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим профессиям относятся следующие профессии:
связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, шахтер, бульдозерист),
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик),
профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу машин и электроприборов,
строительные профессии,
профессии в транспорте,
Человек, выбравший данную профессию, должен любить технику, иметь стремление к ручному труду, предпочитать точность и быть направленным на осуществление измерительных действий.
Профессии типа "Человек - человек".
Это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной сфере позволяют ориентироваться такие учебные предметы, как история, литература, обществознание и др.
Профессиональную сферу "Человек - человек" составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников по сфере услуг.
Главное содержание труда в данной профессии состоит в том, что в них нужно уметь активно взаимодействовать с людьми, общаться и коммуницировать. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
Профессии типа "Человек - знак".
Это профессии, связанные с сознанием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).
Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен любить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и пр.
Профессии типа "Человек - художественный образ".
Это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной деятельностью и актерско-сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специалистами или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.
Рекомендации педагогу-психологу: для наилучшего понимания классификации профессий следует провести с учащимися методику ДДО Е.А. Климова.
Схема анализа профессий.
Рекомендации педагогу-психологу: следует познакомить учащихся с анализом профессий путем составления таблицы. Затем, в пустых колонках следует потренироваться при составлении кода профессии - необходимо ставить плюсы напротив тех характеристик, которые присутствуют в данной профессии.
Характеристика профессии | Учитель истории |
1. Предмет труда: неживая природа; живая природа; материалы и заготовки; дети; взрослые; техника; знаковые системы; художественный образ. | + + |
2. Цели труда: контроль, оценка; преобразовательные; изобретательные; транспортирование; обслуживание; собственное развитие и самосохранение. | + + + |
3. Внешние средства труда: ручные и простые приспособления; механические; автоматические; компьютерные; переносные; | + |
4. Внутренние средства труда: средства общения; анализаторы; интеллект; внешние данные; физическая сила; быстрота реакции; координация движений; выносливость; волевые качества; аккуратность, спокойствие; здоровье; нравственные качества. | + + + |
5. Условия труда: бытовой микроклимат; большие помещения с людьми; производственный цех; необычные производственные условия; экстремальные условия; открытый воздух; домашние условия. | + |
6. Характер общения в труде: минимальное; клиенты, посетители; обычный коллектив; аудитории; дисциплина, субординация; небольшой коллектив в замкнутом пространстве. | + + + |
7. Характер подвижности в труде: преимущественно сидя; преимущественно стоя; разнообразные движения; длительная ходьба; вынужденная статичная поза; высокая избирательность в движении определенных мышц. | + + |
8. Ответственность в труде: материальная; моральная; жизнь и здоровье людей; обычная, невыраженная ответственность. | + + |
9. Особенности труда: большая официальная зарплата; льготы; "соблазны"; встреча со знаменитостями; высокий общий престиж; ярко выраженная полезность; рискованная работа. | + |
10. Требуемые знания для работы: математика; физика; химия; литература, русский язык; иностранный язык; биология; эстетические предметы; физическая культура; правоведение. | + + + |
11. Типичные трудности в работе: нервное напряжение; профессиональные заболевания; повышенный риск судимости; невысокий престиж; очень маленькая зарплата; общественно презираемый труд; монотонная работа; необходимость унижаться; тяжелый физический труд. | + + + + |
12. Минимальный уровень развития образования: без специального образования; краткосрочные курсы; начальное профессиональное; среднее профессиональное; ВУЗ; Ученая степень; Дополнительное образование. | + |
Задание:
Закодировать желаемую профессию.