Белгородская коррекционная общеобразовательная
школа – интернат №23
«Ядовитые растения»
(внеклассное общешкольное мероприятие)
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о ядовитых растениях.
Дать детям представление о ядовитых растениях, учить узнавать их. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их. Закрепить у детей понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Развитие слухового восприятия и правильного произношения, расширение словарного запаса.
Словарь: Химические вещества, ядовитые вещества, растительные яды, противоядие, массовое отравление, быть чувствительным к ядам, быть восприимчивым к ядам, промыть желудок, быть безвредным, выводить яды из организма, растительный мир, крушина, гречиха, вороний глаз, клубни картофеля, тмин, анис.
Материал: презентация «Ядовитые растения».
Ход занятия.
Орг. момент.
- Как работает твой аппарат? - Мой аппарат работает хорошо.
- Тема занятия «Ядовитые растения».
- Какая сегодня тема занятия? - «Ядовитые растения».
II. Основная часть.
Ребята старшеклассники рассказывают о ядовитых растениях ребятам младших классов ( на экране презентация).
Многие растения содержат такие химические вещества, которые могут у человека или животного вызывать отравление. Около 2% всех растений – ядовиты. Для самого растения эти ядовитые вещества обычно полезны. Они защищают растения от животных, которые могли бы съесть его листья, стебли, корни и плоды. У некоторых растений бывают ядовиты только его части. Например, у крушины ядовита кора, а листья и плоды совсем безвредны. У гречихи ядовиты только цветы. Но есть и растения ядовитые целиком, например, вороний глаз.
Все мы с удовольствием едим клубни картофеля. Но может быть, не все знают, что зелёные плоды картофеля, его листья и стебли очень ядовиты. Крестьяне, которые стали выращивать картофель на своих огородах, сначала по ошибке стали употреблять в пищу не клубни, а его зелёные ягоды. Случались массовые отравления. Крестьяне стали отказываться сажать картофель. И только когда им объяснили, что нужно есть не плоды, а клубни, картофель стали всё охотнее употреблять в пищу.
Животные и человек по – разному воспринимают различные яды. Например, беладонна сильно действует на людей, опасна собак и кошек, но совсем безвредна для кроликов. Птицы погибают от плодов аниса, тмина, укропа, а человек широко использует в пищу.
Дети более чувствительны к ядам, поэтому они гораздо чаще взрослых отравляются ядовитыми растениями. Это случается ещё и потому, что они не знают, какие растения ядовиты.
При отравлении растительными ядами нужно принимать срочные меры. Необходимо сразу же обратиться к врачу. Если врача нет по близости, нужно попытаться вывести ядовитые вещества из организма. Для этого следует промыть желудок. Врач кроме этого даст больному противоядие – лекарство, которое уничтожает действие яда или ослабляет его.
Заключительная часть.
Дети, послушай те загадки:
1. Смотрят из канавки, желтые купавки.
У них на самом донышке, горит кусочек солнышка. (ответы детей) (Купальница).
2. Есть у птицы два крыла, чтоб летать она могла.
А цветку не повезло – у него одно крыло. (ответы детей) (Белокрыльник болотный).
3. На зеленом шнурочке – белые звоночки. (ответы детей) (Ландыши).
Воспитатель: Как одним словом можно назвать эти растения? Какие они?
(ответы детей). Ядовитые.
Воспитатель: Что это означает – ядовитые? (ответы детей)
Запомни эти правила:
1. Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито.
2. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.
3. Придя с прогулки, обязательно вымой руки.
К ядовитым растениям относятся: волчье лыко, вороний глаз, ландыш, бузина, красавка, паслен, чемерица, лютик ядовитый.
Тест «Ядовитые растения»
1. К ядовитым растениям относится:
А) белена;
Б) мята;
В) можжевельник;
Г) шиповник.
2. Не ядовитым растением, на Ваш взгляд является:
А) дурман обыкновенный;
Б) болиголов;
В) шиповник;
Г) паслен черный.
3. Можно пробовать плоды растений:
А) паслен черный;
Б) черника;
В) вороний глаз;
Г) волчье лыко.
4. Незнакомое растение трогать и пробовать:
А) можно;
Б) нельзя.
5. Растение на данном рисунке:
А) Вех ядовитый;
Б) Паслен черный;
В) Волчье лыко;
Г) Багульник болотный.
6. На рисунке изображено растение:
А) Дурман обыкновенный;
Б) Вороний глаз;
В) Белена черная;
Г) Белладонна (красавка).
7. Это растение:
А) Паслен черный;
Б) Вороний глаз;
В) Волчье лыко;
Г) Белена черная;
8. Растение на рисунке называется:
А) Дурман обыкновенный;
Б) Вех ядовитый;
В) Белладонна (красавка);
Г) Паслен черный.
9. Это растение:
А) Багульник болотный;
Б) Волчье лыко;
В) Вороний глаз;
Г) Белладонна (красавка).
10. Ядовитыми растениями являются:
А) шиповник, багульник болотный, черника, мята;
Б) багульник болотный, белена, белладонна, можжевельник;
В) белладонна, дурман обыкновенный, ландыш майский, лютик;
Г) можжевельник, мята, белена, ландыш майский.