итель. Сейчас закройте глаза и ласково произнесите слово «мама». Почувствовали, как на душе стало светлее? Как вы думаете, почему? На доске записано четверостишье.
На свете добрых слов немало,
Но всех добрее и важней одно: Из двух слогов простое слово «мама», И нету слов роднее, чем оно. Как вы понимаете эти слова?
Вывод. Все, чем мы живем, начинается с мамы. Мама — особенный человек на Земле, самый лучший и самый заботливый, самый ласковый и самый красивый, самый любимый.
Игровая ситуация «Слово-магнит»
На столах слова-полоски: смех, любовь, страх, зло, лень, счастье, красота, чудо, сказка. Родина, жизнь, солнце, ласка, интерес, свет, труд, добро, грусть, слезы, боль, небо. У учителя в руках магниты.
Учитель. Эти магниты притянут не все слова, а только те, которые помогут нам на уроке. И чтобы слово притянуло к магниту, нужно его «уговорить», т. е. доказать свою правоту. (На доску помещают только подчеркнутые слова, а другие, правильность которых дети могут доказательно обосновать, складываются в «волшебный конверт» для следующих занятий.)
Мама — это...
Учитель. Как выдумаете, кому будет посвящен наш урок?
4. Изучение нового материала.
Чтение учителем рассказа. Ю. Яковлева «Мама». Первичное восприятие.
Учитель. Что вac взволновало? Захотелось ли побежать скорее домой, заглянуть маме в глаза, поцеловать ее, дотронуться до ее рук?
5.Физминутка.
Танцевальные движения под аккомпанемент песни «Мама».
Минутка отдыха. Изготовление из цветной бумаги сердечек: два небольших круга, заранее вырезанных, складываются пополам и склеиваются.
Учитель. Пусть эти сердечки, сделанные вами, послужат сим волом любви к маме. Попробуем наполнить их словами любви.
6. Продолжение работы над текстом.
1) Самостоятельное чтение.
Учитель. Что писателю помогла увидеть и понять его мама? (Ответы.) Подтвердите свои ответы строками из текста. (Чтение-поиск.)
Учитель. Зачитайте текст и найдите слова, характеризующие маму. Придумайте, как сказать это одним словом.
2) Чтение смысловыми абзацами.
Слова на доске: ласка, знания, интерес, чудо, любовь, Родина.
Учитель. За что хочется сказать слова благодарности маме? С чем сравнивает писатель маму?
3) Чтение на одном дыхании (с. 68; от слов: «Мамы нет...» — до слов: «...ее шаги»).
Учитель. Почему, читая эти слова, трудно дышать? (Ощущается горечь от утраты любимого человека.)
4) Чтение-«молния» (учитель начинает строки, а тот, кто первым их нашел, продолжает; это могут быть и несколько учащихся сразу).
Учитель. В чем заключается смысл последних двух предложений?
— Как вы понимаете слово «Родина»? Почему у писателя любовь к матери связана с любовью к Родине?
Ваша малая родина — место, где вы родились. Здесь красивая природа, много интересного. Ваша мама заботится о вас дома, а государство, в котором вы живете,—Беларусь—заботится, чтобы вы были здоровыми, а если болеете, чтобы к вам приходил врач. В детском саду о вас заботились няни, воспитатели, в школе вас учит учитель. И все, что вас окружает, — это ваша родина, которую вы, как и маму, полюбите. А если вы уедете надолго, то будете скучать по своей родине, по тому месту, где вы родились и жили, как по своим родным.
— Почему в рассказе столько грусти? Как вы думаете, какого она цвета? Как автор относится к маме?
5) Составление портретной характеристики.
Учитель. Попробуем ее представить. (Характеристика мамы выложена на доске с помощью слов-характеристик.)
-
Какой голос, по представлению писателя, у мамы? (Нежный, ласковый.)
-
Какие у нее руки? (Нелепые, заботливые, добрые, ласковые.)
-
А можно ли назвать маму писателя хорошим другом и первым учителем? Докажите. (Мама — добрая, нежная, ласковая, чуткая, заботливая, любящая, хороший друг, первый учитель.)
Вывод. У каждого есть дорогой и любимый человек — мама. Автор благодарит свою маму и учит людей быть благодарными за ту теплоту, ласку, внимание, чуткость, любовь, которые мама проявляет к своим детям.
7. Закрепление нового материала. Работа в группах.
Учитель. Что такое пословица? (Краткое народное высказывание с поучительным смыслом.)
— Перед вами на доске начало пословиц, а у вас на партах — окончания.
Подберите и соедините пословицы, приготовитесь их объяснить.
Нет лучше дружка... .. .чем родная матушка.
При солнышке тепло... .. .лучше солнца греет.
Птица рада весне, а... .. .при матери добро.
Сердце матери... .. .младенец матери.
8. Итог у рока.
Учитель. Какое у матери сердце? (Слова-характеристики находятся на доске или на партах.) За что хочется сказать слова благодарности маме? Чтение хором с доски:
Наши мамы — наша радость,
Слова нет для нас родней,
Так примите благодарность
Вы от любящих детей!
— Подарите свои маленькие сердечки, наполненные любовью, свои мамам. Я хочу, чтобы ваши сердечки не только принимали любовь, но и могли дарить ее другим: друг другу, родителям, всем, кто вас окружает. Дарить
через добрые дела, добрые слова, добрые поступки.
9. Домашнее задание. Учебник (с. 67—68). Перечитать, ответить на вопросы. Записать на изготовленных сердечках слова любви к маме: выбрать одно слово из слов-«магнитов» и написать мини-сочинение «Мама—это...».
Чтение рассказа Юрия Яковлева “Мама” учителем
(с привлечением подготовленных учащихся).
4. Работа по вопросам к тексту
А почему вы молчите? Чем бы вы хотели поделиться?
Посмотрите на портреты своих мам. Закройте глаза. Постарайтесь услышать мамин голос.
Что делает мама для своих детей? Прочитайте, как об этом говорит автор рассказа. Как мама учит ребенка видеть и открывать мир?
(Чтение фрагмента из рассказа).
-
Какой видел маму автор рассказа?
-
Почему так больно нам читать эти строчки о гибели мамы автора?
-
Что заставляло людей оставлять своих матерей? (Была война, они уходили на фронт защищать Родину от фашистов).
-
Что означает защищать Родину в вашем понимании?
-
С чего начинается Родина? Как думаете вы?
-
Зачитайте, как думает об этом писатель?
-
Два слова Родина и мама… Ваши мысли об этих понятиях? (Хочу, чтобы ребята сравнили, провели аналогию, смутились, почему Родина – пишется с большой буквы, а слово мама – с маленькой, несмотря на их глобальное значение).
-
Прочитайте последний абзац рассказа.
-
К чему призывает автор?
-
Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим).
-
Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки.
-
Подготовка к первичному восприятию.
-
Я хочу, чтобы вы сейчас закрыли глаза и послушали замечательную песню. После того, как вы ее прослушаете, вам нужно будет ответить на вопросы:
-
Какая по характеру эта песня?
-
О чем она?
-
Кто ее поет?
(Звучит “Колыбельная” в исполнении А. Герман)
-
Обсуждение после прослушивания.
-
Внимательно слушали песню?
-
Она вам понравилась?
-
А чем?
-
Какая по характеру эта музыка? (грустная, печальная, спокойная, плавная, нежная, ласковая, светлая, любящая, напевная, протяжная, тихая).
-
Кто, по-вашему исполняет ее? (женский голос, певица).
-
Может быть, кто-то знает ее имя?
-
Её имя Анна Герман. К нашему удивлению – эта певица не русская – она из Польши. Ей очень нравились русские песни. Она специально выучила русский язык, чтобы петь русские песни. Её голос очень нежный, певучий, покорил многих русских людей. Её приглашали озвучивать русские кинофильмы. К сожалению, её уже нет в живых, она погибла очень молодой. Но её песни остались в памяти, их поют и вспоминают об А. Герман.
-
А о чем эта песня? (о маме, которая поет песню своему малышу).
-
Какие чувства вызывает у вас эта песня? (нежности, любви, доброты, ласки, печали, тихой радости).
-
А какие ласковые слова вы услышали в этой песне? Как мама называет своего малыша? (воробышек, маленький и др.)
-
А как дети относятся к своим мамам? (все дети любят своих мам).
-
Но любовь к близким людям вызывает разные чувства, все по-разному любят. Мы сегодня узнаем, как дети любят своих мам, по-разному, но очень сильно.
-
Первичное восприятие.
-
Вы сейчас услышите стихотворение А.Л. Барто “Мама поет”, в процессе слушания подумайте, а потом скажите, почему ребенок, услышав мамин голос, так реагирует на него. Какие переживания в душе ребенка? Бывало ли такое с вами?
(Учитель читает стихотворение А. Барто “Мама поет”).
Мама по комнатам В фартуке белом Неторопливо пройдет, Ходит по комнатам Занята делом И, между делом, поет. Чашки и блюдца Перемывает, Мне улыбнуться Не забывает И напевает. | Но вот сегодня Голос знакомый Словно совсем и не тот, Мама по-прежнему Ходит по дому, Но по-иному поет. Голос знакомый С особенной силой Вдруг зазвучал в тишине, Доброе что-то В сердце вносил он... Не разреветься бы мне. |
-
Проверка первичного восприятия.
-
Почему ребенку хочется плакать? (любовь к маме переполняет его, от избытка чувств).
-
Кто рассказывает о маме: мальчик или девочка?
-
Бывало ли такое с тобой, что тебя переполняла любовь к маме и хотелось плакать или обнять весь мир?
-
Можно ли утверждать, что стихотворение передает глубокую привязанность ребенка к маме?
-
Какие слова указывают на то, как мама относится к малышу (мне улыбнуться не забывает, хоть и занята делом).
-
О другой маме, другом ребенке мы прочитаем рассказ Ю. Яковлева “Мама”.
-
При слушании закройте глаза и попытайтесь представить свою маму. Поделитесь потом, что вы почувствовали при этом?
(Учитель читает рассказ Ю Яковлева “Мама”).
-
Что же вы почувствовали. Смогли представить свою маму? Согласны ли вы с автором, что, закрыв глаза, вы сразу начинаете слышать ее голос, смех, шаги?
-
Что вам представилось, когда вы подумали о маме, какой случай из вашей жизни вспомнился вам, какие чувства испытали? (мурашки по спине бежали; хотелось плакать; дрожала; пересохли губы; вспомнил, как мама болела и я не знал чем ей помочь; мне было очень грустно и плохо; не хочу чтобы мама умирала и т.д.).
-
Какие чудеса открыла мама для вас?
-
Почему писатель говорит, что любовь к Родине начинается с любви к матери?
-
Что для вас означают слова “любовь к Родине”?
-
Как нужно читать этот рассказ? (тихо, с паузами, нежно, передавая главную мысль автора).
-
А сейчас постарайтесь нарисовать словесный портрет своей мамы. Можно использовать словарь настроения.
-
Какие слова вы подобрали, чтобы рассказать о маме?
-
А теперь положите перед собой лист бумаги и попробуйте вспомнить и записать все нежные, ласковые и добрые слова, которыми называла вас мама. Припомните все-все дорогие для вас слова. (Киска, радость моя, солнышко, Ирушка, Витюша, малыш, Дашуля, солнышко мое, дорогой мой, любимый хулигашек, парнишка, любимый дружочек, сынок, доча).
VI. Подведение итогов.
-
Итак, о скольких разных мамах узнали?
-
Какой мы увидели любовь матери к своему ребенку и любовь ребенка к маме?
-
Смогли ли мы разобраться в своих чувствах, переживаниях?
-
Что восхищает поэтов, писателей в материнском чувстве? (доброта, отзывчивость, заботливость, щедрость, готовность отдать все за благополучие малыша).
-
Что вы смогли вспомнить о маме?
-
Память щедра на воспоминание доброго. В ней запечатлены не только слова, но и тон с которым эти слова были сказаны и мамина добрая улыбка, нежный взгляд, тепло рук. Дома почаще вспоминайте все хорошее, что с вами произошло, переживайте и чувствуйте, пусть хочется плакать от радости, пусть бегут мурашки по спине, в трудный час воспоминания согреют вашу душу. Будьте терпимы к своим родным и близким.
-
Спасибо за то, что поделились своими переживаниями.