СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ялта- город сказка

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к Родине, Крыму, к родному городу, интерес к художественной литературе, музыке,  развивать  творческие и актерские способности. 

Просмотр содержимого документа
«Ялта- город сказка»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 »







Сценарий открытого

воспитательного мероприятия

«Музыкально-литературная композиция

«Ялта – город-сказка.»»









Подготовила и провела

Плотникова Пая Бенициановна,

учитель музыки,

специалист высшей квалификационной

категории

МБОУ «ЯСШ № 6»

Цель: формировать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к Родине, Крыму, к родному городу, интерес к художественной литературе, музыке, развивать творческие и актерские способности.

Ведущий: Наша Ялта – фантастический город, город – сказка. Она утопает в зелени, на морском красуясь лоне, окружена горами, высокие кипарисы поднимаются в небо. Ялта поражает красотой природы и своими достопримечательностями.

Ведущий : Сейчас, наши дорогие гости, вы уже осмотрели выставку фото-репродукций старой и современной Ялты. Мы любуемся всегда каждым её уголком. Это уникальное место на земле. Сегодня артисты хора и чтецы из 1 – 6 классов представят вам музыкально – литературную композицию: Ялта – город сказка.

Исполняет хор. МузыкаА.Цфасмана. Слова Ю.Кадашевича «Здорово, здорово!».

Чтец :Стихотворение Л.Ф.Конновой «По улочкам Чеховской Ялты».

По улочкам чеховской Ялты

Пройдите, друзья, не спеша,-

Здесь редки заезжие франты,

Здесь города скрыта душа.

Она ощутима в дыханье

Соснового леса и роз,

Во бризах морских и в журчанье

Речушек, и в сочности лоз.

На холм Поликур поднимитесь-

Там храм Златоуста стоит,

Войдите в него, помолитесь,

В нем города сердце стучит.

Его можно слышать биенье

В накатах прибрежной волны,

В дроздовом заливистом пенье,

В мгновеньях ночной тишины…

Когда-то вдоль пристани гулкой,

У южного склона Дарсан,

По узким крутым переулкам

Шел к Чехову друг Левитан…

А вот и деревня Аутка,

Вот «Белая дача» и сад,

Слышны здесь и ссоры, и шутки,

Как многие годы назад.

По Ялте по старой пройдите,

Вдоль речек её не спеша,

Её ароматы вдохните,

Ах, как же она хороша!

Исполняет солистка русскую народную песню«Соловей».

Чтец : Стихотворение Л.Ф.Конновой «Милая старая Ялта».

Милая старая Ялта.

Не все её помнят такой,

Тихой, прекрасной и светлой,

И с бирюзовой волной.

Сколько здесь зелени было,

Город в цветах утопал,

Аромат гроздей глициний

В Ялту гостей привлекал.

Клумбы здесь напоминали

Нам цветочные ковры,

Шелестел прибой о гальку,

Словно музыки дары.

Исполняет хор. Музыка К. Певзнера.Слова А. Арканова и Г.Горина . «Оранжевая песенка»

Чтец: Стихотворение И.Козеевой «Вид на Ялту»

Мы в вагончике вдвоём.

Начинается подъём.

Мимо башенки с часами,

Над домами и садами.

Тянут нас канаты ввысь,

На Дарсан мы поднялись.

С высоты полета чаек

С изумленьем замечаем:

Очертанье Крымских гор,

Моря Черного простор,

И на их прекрасном фоне

Ялта – вся, как на ладони.

Исполняет хор.Музыка Ю.Чичкова. Слова П.Синявского . «Родная песенка» Чтец : Стихотворение И.Козеевой «Зоопарк «Сказка».

Разлились по небу,

Заалели склоны гор.

Зоопарк с названьем «Сказка»

Встретил утро. Птичий хор

Петь хоть целый день готов!

Сколько здесь фазанов, сов,

Журавлей и пеликанов,

Попугаев и туканов!

Здесь резвятся медвежата

И лисята, и тигрята.

За уход и за уют

Благодарны львы, верблюд,

Обезьяны-капуцины,

Зебра, барс, жираф, павлины.

В клетках чисто и просторно,

Вдоволь всем хватает корма.

Исполняет вокальный дуэт. Музыка И. Кирилина. Слова В. Орлова. «Удивительная лошадь».

Музыка Р. Паулса . Слова Э. Эспазия. «Мальчик и сверчок».

Чтец: Стихотворение И.Козеевой «Ялтинские речки».

По камням, с прискоком, бойко

С гор сбегает Дерекойка.

Учан-Су – её подружка,

Говорливая речушка.

Знают столько новостей,

Что не терпится скорей

Им до моря добежать,

Все, что знают, рассказать!

Исполняет хор. Музыка Н. Пескова.Слова П. Синявского «Пробуждальная песенка» .

Музыка Ю. Чичкова. Слова Р. Рождественского. «Город – сказка».

Чтец: Стихотворение И.Козеевой «Наше море» .

Кто твердит упрямо в споре,

Будто мрачно наше море,

Ты его окинешь взором –

Удивит оно простором!

А разгладится слегка –

Отражает облака.

Море нежно-голубое.

Море дышит, как живое!

На волнах уставших чаек

Море ласково качает.

Всё богатство светлых вод

Щедро людям отдает.

И, вбирая солнца жар,

Сберегает звездный дар!

Море, мы навек с тобою

Крепко связаны судьбою.

Исполняет хор.Музыка Е. Проскурняк.Слова Л. Огурцовой.«Гимн моей земле»

Чтец : Стихотворение Л.Ф.Конновой «Пушкинский бульвар».

Прекрасен Пушкинский бульвар-

Природы Крымской это дар,

И плюс людское вдохновенье

Запечатлел он на мгновенье.

Платаны гордые стоят

И меж собою говорят,

Воспоминания дарят.

А тех, кто был, благодарят.

Быть может, Пушкин хаживал,

Оставив здесь свой след,

И был в беседке Пушкинской,

Которой краше нет.

И Чехов с Айвазовским

По Пушкинской гулял,

Художник красу Крыма

В картинах прославлял.

Фонтаны здесь журчат игриво,

Детишки кружат шаловливо,

К нам в Ялту Пушкин снизошел

И здесь пристанище нашел.

И памятник воздвигнут тут.

Прохожие цветы кладут

Виновнику сего бульвара-

Поэту сказочного дара.

Исполняет вокальный ансамбль. Слова и музыка Л.Ф.Конновой. «Это Ялта».

Ведущий : Я хочу завершить эту композицию стихотворением Ахтунга Фкау:

Бескрайняя простора ширина,

Вокруг лазурь небесная, морская.

Ты, Ялта, дивная зеленая страна,

Жемчужина ты в раковине края.

Там горизонта нет, все смешано, все слито…

Там море, небеса от края и до края …

Ты празднична, роскошна и элитна,

Живешь ты в зелени, прибрежной утопая…

Ведущий:Ребята! Наш город – это наша Родина, мы его должны беречь, любить и лелеять. Тогда он будет с каждым годом становиться краше и краше.































Тема I полугодия: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

Тема урока: Импровизация.

Цели урока:

Обучающие: обучать анализировать музыкальные произведения, находить

сходства, различия, делать выводы, обобщения, сопоставлять

музыкальное творчество разных эпох, стилей, музыкальных

форм.

Развивающие: развивать умение применять и использовать в мыслительной деятельности знания, полученные на уроках и самостоятельно.

Воспитательные: прививать интерес к знаниям в области искусства, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: ноутбук, проигрыватель, грампластинки, мозаика, раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма проведения урока: урок – беседа.

Термины и понятия: импровизация, фантазия, экспромт свобода (rubato), философия, логика, риторика, полифония, фуга, джаз, прелюдия, Perpetuum mobile.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.

Учитель: Тема сегодняшнего урока необычна: назовем её «Импровизация». Кто ответит: что такое импровизация?

Ученик: Импровизация – это сочинение на ходу.

Учитель: Верно. Импровизация (в переводе – неожиданно, внезапно) – сочинение музыки в момент её исполнения. Где в жизни мы встречаемся с сочинением, с импровизацией?

Ученики: - в музыке

-рисовании

-лепке из пластилина

- в танце

- дизайне .

Учитель: Правильно. Сейчас мы попробуем сымпровизировать. Вот мозаика. Один ученик садится на это место и создает узор. Следующий садится сюда и собирает узор из геометрических фигур. Третий придумывает рисунок – фантазию. Здесь садится девочка и создает из подручного материала бумажное платье для куклы. Вы слушаете, что происходит на уроке и одновременно создаете свои импровизационные шедевры. Но нас все-таки сегодня интересует импровизация в музыке. Давайте вспомним композитора И. С .Баха. В какой области музыки он работал?

Ученик: В области полифонии.

Учитель: Что такое полифония?

Ученик: Это многоголосие.

Учитель: А высшая форма многоголосия…

Ученик: Это фуга.

Учитель: Что такое фуга?

Ученик: Фуга – это беседа нескольких голосов на заданную тему.

Учитель: Вспомните, пожалуйста, с чем я проводила аналогию фуги. Итак: Древняя Греция…, школы, изучаемые предметы…

Ученик: В школах Древней Греции изучали логику и риторику.

Учитель: Минуточку… что такое логика и что такое риторика?

Ученик: Логика – это умение мыслить. Риторика – это умение говорить.

Учитель: И это слияние двух предметов послужило рождением нового… ?

Ученик: Рождению философии.

Учитель: Ко мне выходят три ученика, представьте, что вы философы. Вот Вам тема для философского размышления. Какой вы представляете современную школу?

Каждый из вас раскрывает своё видение темы по-своему. Получится 3 философских размышлений. Вы можете свои мысли излагать втроем одновременно?

Ученики: Нет, никто ничего не поймет!

Учитель: А вот в музыке это вполне возможно. Фуга – 2, 3, 4 голоса одновременно беседуют на заданную тему. Вот так рождаются музыкальные импровизации.

III. Работа по теме урока.

Учитель:Я вам рассказывала об участии Баха в импровизационных соревнованиях с французом Луи Маршаном.

Слушаем в исполнении учителя фрагменты из Токкаты: е –moll I часть и 4 — голосная фуга. С чем мы можем сравнить этот непрерывный поток энергии в фуге? Если бы вы уже изучали физику, то ответили бы мне, что с perpetum mobile – вечным двигателем, которое человечество мечтает создать до сих пор. И только музыке, как искусству временному, подвластно воплощение этого «вечного двигателя». Его символом стали инструментальные пьесы «Perpetuum mobile» («вечные двигатели») самых разных композиторов. К примеру, у К .Вебера. Именно в фуге мы ощущаем энергию вечного движения, неиссякаемость импровизационной мысли. У Баха все произведения заканчиваются мажором – это говорит о том, что его произведения ведут нас к свету и доброй оптимистичной надежде в будущем.

На доске прикреплены слова термины.

Учитель: А теперь еще один вопрос: что означает слово «экспромт»?

Но прежде посмотрим, что создали наши импровизаторы?

Ученики рассматривают работы детей.

Учитель: Вам понравились их импровизации?

Ученики: Да.

Учитель: Как мы назовем их творческие работы? Это и есть?

Ученики: Экспромт!

Учитель: Совершенно верно. Мы не выделили им время на подготовку, мысль и деяние совершались одновременно - экспромтом. Есть целая серия экспромтов у композитора Ф.Шуберта и других.

А сейчас мы обратимся к хорошо знакомому нам композитору. Это один из моих самых любимых композиторов – Ф.Шопен. Он очень любил импровизировать и каждое его произведение -импровизация. Помните, я вам играла прелюдии, сравнивая их с художественными миниатюрами – акварелями. Каждая прелюдия – это один образ, одно мгновение. Так в доме Жорж Санд в одно мгновение родился у Шопена «собачий вальс». А сейчас я вам сыграю Экспромт – фантазию Ф.Шопена. (учащиеся слушают)

Учитель :с чем вы можете сравнить эту пьесу – импровизацию. На доске есть подсказки.

Ученики: Это фантазия, у него и название такое экспромт - фантазия.

Учитель: Правильно. Вообще, ребята, импровизация существует столько, сколько музыка на земле. Что касается народной музыки, то оттуда импровизация никогда не уходила , особенно в инструментальной музыке. С вариациями вы хорошо знакомы , это та же импровизация на заданную тему , которую мы просто наряжаем в разные музыкальные одежды. Какое слово обобщит ваши знания о вариациях?

Ученики: Каждая вариация – это новая краска и новое настроение.

Учитель: Согласна. А поскольку один из истоков джаза – народное инструментальное музицирование, в импровизации оба эти искусства сближаются. Опыты совместного музицирования народных и джазовых музыкантов – инструменталистов всегда бывают ярки и интересны. Вы помните, джаз – это соединение негритянского спиричуела и великого музыкального искусства Европы, привезенного в Америку на рубеже ХIХ –ХХ веков. Европейцы ехали в Америку за богатством, новой жизнью, счастьем, привезли туда свою великую культуру, великие творения прожитых эпох барокко, рококо, классики, романтизма и импрессионизма. Они ехали за свободой! Вечной мечтой человечества! И получили свободу музыкальной мысли. Это джаз! Один импровизатор – это понятно, а если одновременно 2, 3, 4, 5 музыкантов согласовывают свои музыкальные импровизации?..

Сейчас я вам сыграю Блюз Г. Сасько. Какое определение подходит к этому произведению? Догадаться нетрудно.

Ученики: Свобода.

Учитель: Свобода хорошо! Но плюс еще душа, которая должна трудиться! К выше изложенному очень хорошо подходит выражение: «Вдохновение - редкая гостья и к ленивым не приходит».

Импровизация – это великий труд на хорошей базе познания, умения и, конечно, вдохновения.

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: давайте подведем итог нашей работы. Какие стили, жанры музыки мы анализировали? Пишем слева, а справа пишем сравнения логические.

Ученик 1: полифония вечное движение

фуга музыкальная философия

Ученик 2: вариации краски, настроение

Ученик 3: экспромт фантазия

Ученик 4: джаз свобода

блюз

Учитель: а теперь проверим , что у вас получилось?

Ученик: К фуге подойдет вечное движение и музыкальная философия.

Ученик: К вариации – краски, характер.

Ученик: К экспромту – фантазия, мечта

Ученик: К джазу – свобода, фантазия.

Учитель: Скажите, пожалуйста, вам все было понятно на уроке? Может, есть вопросы? Желаю вам вечного движения вперед к светлому будущему, хорошего настроения и ярких красок в жизни, творческих фантазий и свободы.

V. Выставление оценок.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!