МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЯЛТЫ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯЛТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6 »
Сценарий открытого
воспитательного мероприятия
«Музыкально-литературная композиция
«Ялта – город-сказка.»»
Подготовила и провела
Плотникова Пая Бенициановна,
учитель музыки,
специалист высшей квалификационной
категории
МБОУ «ЯСШ № 6»
Цель: формировать эстетический вкус учащихся, прививать любовь к Родине, Крыму, к родному городу, интерес к художественной литературе, музыке, развивать творческие и актерские способности.
Ведущий: Наша Ялта – фантастический город, город – сказка. Она утопает в зелени, на морском красуясь лоне, окружена горами, высокие кипарисы поднимаются в небо. Ялта поражает красотой природы и своими достопримечательностями.
Ведущий : Сейчас, наши дорогие гости, вы уже осмотрели выставку фото-репродукций старой и современной Ялты. Мы любуемся всегда каждым её уголком. Это уникальное место на земле. Сегодня артисты хора и чтецы из 1 – 6 классов представят вам музыкально – литературную композицию: Ялта – город сказка.
Исполняет хор. МузыкаА.Цфасмана. Слова Ю.Кадашевича «Здорово, здорово!».
Чтец :Стихотворение Л.Ф.Конновой «По улочкам Чеховской Ялты».
По улочкам чеховской Ялты
Пройдите, друзья, не спеша,-
Здесь редки заезжие франты,
Здесь города скрыта душа.
Она ощутима в дыханье
Соснового леса и роз,
Во бризах морских и в журчанье
Речушек, и в сочности лоз.
На холм Поликур поднимитесь-
Там храм Златоуста стоит,
Войдите в него, помолитесь,
В нем города сердце стучит.
Его можно слышать биенье
В накатах прибрежной волны,
В дроздовом заливистом пенье,
В мгновеньях ночной тишины…
Когда-то вдоль пристани гулкой,
У южного склона Дарсан,
По узким крутым переулкам
Шел к Чехову друг Левитан…
А вот и деревня Аутка,
Вот «Белая дача» и сад,
Слышны здесь и ссоры, и шутки,
Как многие годы назад.
По Ялте по старой пройдите,
Вдоль речек её не спеша,
Её ароматы вдохните,
Ах, как же она хороша!
Исполняет солистка русскую народную песню«Соловей».
Чтец : Стихотворение Л.Ф.Конновой «Милая старая Ялта».
Милая старая Ялта.
Не все её помнят такой,
Тихой, прекрасной и светлой,
И с бирюзовой волной.
Сколько здесь зелени было,
Город в цветах утопал,
Аромат гроздей глициний
В Ялту гостей привлекал.
Клумбы здесь напоминали
Нам цветочные ковры,
Шелестел прибой о гальку,
Словно музыки дары.
Исполняет хор. Музыка К. Певзнера.Слова А. Арканова и Г.Горина . «Оранжевая песенка»
Чтец: Стихотворение И.Козеевой «Вид на Ялту»
Мы в вагончике вдвоём.
Начинается подъём.
Мимо башенки с часами,
Над домами и садами.
Тянут нас канаты ввысь,
На Дарсан мы поднялись.
С высоты полета чаек
С изумленьем замечаем:
Очертанье Крымских гор,
Моря Черного простор,
И на их прекрасном фоне
Ялта – вся, как на ладони.
Исполняет хор.Музыка Ю.Чичкова. Слова П.Синявского . «Родная песенка» Чтец : Стихотворение И.Козеевой «Зоопарк «Сказка».
Разлились по небу,
Заалели склоны гор.
Зоопарк с названьем «Сказка»
Встретил утро. Птичий хор
Петь хоть целый день готов!
Сколько здесь фазанов, сов,
Журавлей и пеликанов,
Попугаев и туканов!
Здесь резвятся медвежата
И лисята, и тигрята.
За уход и за уют
Благодарны львы, верблюд,
Обезьяны-капуцины,
Зебра, барс, жираф, павлины.
В клетках чисто и просторно,
Вдоволь всем хватает корма.
Исполняет вокальный дуэт. Музыка И. Кирилина. Слова В. Орлова. «Удивительная лошадь».
Музыка Р. Паулса . Слова Э. Эспазия. «Мальчик и сверчок».
Чтец: Стихотворение И.Козеевой «Ялтинские речки».
По камням, с прискоком, бойко
С гор сбегает Дерекойка.
Учан-Су – её подружка,
Говорливая речушка.
Знают столько новостей,
Что не терпится скорей
Им до моря добежать,
Все, что знают, рассказать!
Исполняет хор. Музыка Н. Пескова.Слова П. Синявского «Пробуждальная песенка» .
Музыка Ю. Чичкова. Слова Р. Рождественского. «Город – сказка».
Чтец: Стихотворение И.Козеевой «Наше море» .
Кто твердит упрямо в споре,
Будто мрачно наше море,
Ты его окинешь взором –
Удивит оно простором!
А разгладится слегка –
Отражает облака.
Море нежно-голубое.
Море дышит, как живое!
На волнах уставших чаек
Море ласково качает.
Всё богатство светлых вод
Щедро людям отдает.
И, вбирая солнца жар,
Сберегает звездный дар!
Море, мы навек с тобою
Крепко связаны судьбою.
Исполняет хор.Музыка Е. Проскурняк.Слова Л. Огурцовой.«Гимн моей земле»
Чтец : Стихотворение Л.Ф.Конновой «Пушкинский бульвар».
Прекрасен Пушкинский бульвар-
Природы Крымской это дар,
И плюс людское вдохновенье
Запечатлел он на мгновенье.
Платаны гордые стоят
И меж собою говорят,
Воспоминания дарят.
А тех, кто был, благодарят.
Быть может, Пушкин хаживал,
Оставив здесь свой след,
И был в беседке Пушкинской,
Которой краше нет.
И Чехов с Айвазовским
По Пушкинской гулял,
Художник красу Крыма
В картинах прославлял.
Фонтаны здесь журчат игриво,
Детишки кружат шаловливо,
К нам в Ялту Пушкин снизошел
И здесь пристанище нашел.
И памятник воздвигнут тут.
Прохожие цветы кладут
Виновнику сего бульвара-
Поэту сказочного дара.
Исполняет вокальный ансамбль. Слова и музыка Л.Ф.Конновой. «Это Ялта».
Ведущий : Я хочу завершить эту композицию стихотворением Ахтунга Фкау:
Бескрайняя простора ширина,
Вокруг лазурь небесная, морская.
Ты, Ялта, дивная зеленая страна,
Жемчужина ты в раковине края.
Там горизонта нет, все смешано, все слито…
Там море, небеса от края и до края …
Ты празднична, роскошна и элитна,
Живешь ты в зелени, прибрежной утопая…
Ведущий:Ребята! Наш город – это наша Родина, мы его должны беречь, любить и лелеять. Тогда он будет с каждым годом становиться краше и краше.
Тема I полугодия: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.
Тема урока: Импровизация.
Цели урока:
Обучающие: обучать анализировать музыкальные произведения, находить
сходства, различия, делать выводы, обобщения, сопоставлять
музыкальное творчество разных эпох, стилей, музыкальных
форм.
Развивающие: развивать умение применять и использовать в мыслительной деятельности знания, полученные на уроках и самостоятельно.
Воспитательные: прививать интерес к знаниям в области искусства, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: ноутбук, проигрыватель, грампластинки, мозаика, раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма проведения урока: урок – беседа.
Термины и понятия: импровизация, фантазия, экспромт свобода (rubato), философия, логика, риторика, полифония, фуга, джаз, прелюдия, Perpetuum mobile.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний. Объявление темы урока.
Учитель: Тема сегодняшнего урока необычна: назовем её «Импровизация». Кто ответит: что такое импровизация?
Ученик: Импровизация – это сочинение на ходу.
Учитель: Верно. Импровизация (в переводе – неожиданно, внезапно) – сочинение музыки в момент её исполнения. Где в жизни мы встречаемся с сочинением, с импровизацией?
Ученики: - в музыке
-рисовании
-лепке из пластилина
- в танце
- дизайне .
Учитель: Правильно. Сейчас мы попробуем сымпровизировать. Вот мозаика. Один ученик садится на это место и создает узор. Следующий садится сюда и собирает узор из геометрических фигур. Третий придумывает рисунок – фантазию. Здесь садится девочка и создает из подручного материала бумажное платье для куклы. Вы слушаете, что происходит на уроке и одновременно создаете свои импровизационные шедевры. Но нас все-таки сегодня интересует импровизация в музыке. Давайте вспомним композитора И. С .Баха. В какой области музыки он работал?
Ученик: В области полифонии.
Учитель: Что такое полифония?
Ученик: Это многоголосие.
Учитель: А высшая форма многоголосия…
Ученик: Это фуга.
Учитель: Что такое фуга?
Ученик: Фуга – это беседа нескольких голосов на заданную тему.
Учитель: Вспомните, пожалуйста, с чем я проводила аналогию фуги. Итак: Древняя Греция…, школы, изучаемые предметы…
Ученик: В школах Древней Греции изучали логику и риторику.
Учитель: Минуточку… что такое логика и что такое риторика?
Ученик: Логика – это умение мыслить. Риторика – это умение говорить.
Учитель: И это слияние двух предметов послужило рождением нового… ?
Ученик: Рождению философии.
Учитель: Ко мне выходят три ученика, представьте, что вы философы. Вот Вам тема для философского размышления. Какой вы представляете современную школу?
Каждый из вас раскрывает своё видение темы по-своему. Получится 3 философских размышлений. Вы можете свои мысли излагать втроем одновременно?
Ученики: Нет, никто ничего не поймет!
Учитель: А вот в музыке это вполне возможно. Фуга – 2, 3, 4 голоса одновременно беседуют на заданную тему. Вот так рождаются музыкальные импровизации.
III. Работа по теме урока.
Учитель:Я вам рассказывала об участии Баха в импровизационных соревнованиях с французом Луи Маршаном.
Слушаем в исполнении учителя фрагменты из Токкаты: е –moll I часть и 4 — голосная фуга. С чем мы можем сравнить этот непрерывный поток энергии в фуге? Если бы вы уже изучали физику, то ответили бы мне, что с perpetum mobile – вечным двигателем, которое человечество мечтает создать до сих пор. И только музыке, как искусству временному, подвластно воплощение этого «вечного двигателя». Его символом стали инструментальные пьесы «Perpetuum mobile» («вечные двигатели») самых разных композиторов. К примеру, у К .Вебера. Именно в фуге мы ощущаем энергию вечного движения, неиссякаемость импровизационной мысли. У Баха все произведения заканчиваются мажором – это говорит о том, что его произведения ведут нас к свету и доброй оптимистичной надежде в будущем.
На доске прикреплены слова термины.
Учитель: А теперь еще один вопрос: что означает слово «экспромт»?
Но прежде посмотрим, что создали наши импровизаторы?
Ученики рассматривают работы детей.
Учитель: Вам понравились их импровизации?
Ученики: Да.
Учитель: Как мы назовем их творческие работы? Это и есть?
Ученики: Экспромт!
Учитель: Совершенно верно. Мы не выделили им время на подготовку, мысль и деяние совершались одновременно - экспромтом. Есть целая серия экспромтов у композитора Ф.Шуберта и других.
А сейчас мы обратимся к хорошо знакомому нам композитору. Это один из моих самых любимых композиторов – Ф.Шопен. Он очень любил импровизировать и каждое его произведение -импровизация. Помните, я вам играла прелюдии, сравнивая их с художественными миниатюрами – акварелями. Каждая прелюдия – это один образ, одно мгновение. Так в доме Жорж Санд в одно мгновение родился у Шопена «собачий вальс». А сейчас я вам сыграю Экспромт – фантазию Ф.Шопена. (учащиеся слушают)
Учитель :с чем вы можете сравнить эту пьесу – импровизацию. На доске есть подсказки.
Ученики: Это фантазия, у него и название такое экспромт - фантазия.
Учитель: Правильно. Вообще, ребята, импровизация существует столько, сколько музыка на земле. Что касается народной музыки, то оттуда импровизация никогда не уходила , особенно в инструментальной музыке. С вариациями вы хорошо знакомы , это та же импровизация на заданную тему , которую мы просто наряжаем в разные музыкальные одежды. Какое слово обобщит ваши знания о вариациях?
Ученики: Каждая вариация – это новая краска и новое настроение.
Учитель: Согласна. А поскольку один из истоков джаза – народное инструментальное музицирование, в импровизации оба эти искусства сближаются. Опыты совместного музицирования народных и джазовых музыкантов – инструменталистов всегда бывают ярки и интересны. Вы помните, джаз – это соединение негритянского спиричуела и великого музыкального искусства Европы, привезенного в Америку на рубеже ХIХ –ХХ веков. Европейцы ехали в Америку за богатством, новой жизнью, счастьем, привезли туда свою великую культуру, великие творения прожитых эпох барокко, рококо, классики, романтизма и импрессионизма. Они ехали за свободой! Вечной мечтой человечества! И получили свободу музыкальной мысли. Это джаз! Один импровизатор – это понятно, а если одновременно 2, 3, 4, 5 музыкантов согласовывают свои музыкальные импровизации?..
Сейчас я вам сыграю Блюз Г. Сасько. Какое определение подходит к этому произведению? Догадаться нетрудно.
Ученики: Свобода.
Учитель: Свобода хорошо! Но плюс еще душа, которая должна трудиться! К выше изложенному очень хорошо подходит выражение: «Вдохновение - редкая гостья и к ленивым не приходит».
Импровизация – это великий труд на хорошей базе познания, умения и, конечно, вдохновения.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: давайте подведем итог нашей работы. Какие стили, жанры музыки мы анализировали? Пишем слева, а справа пишем сравнения логические.
Ученик 1: полифония вечное движение
фуга музыкальная философия
Ученик 2: вариации краски, настроение
Ученик 3: экспромт фантазия
Ученик 4: джаз свобода
блюз
Учитель: а теперь проверим , что у вас получилось?
Ученик: К фуге подойдет вечное движение и музыкальная философия.
Ученик: К вариации – краски, характер.
Ученик: К экспромту – фантазия, мечта
Ученик: К джазу – свобода, фантазия.
Учитель: Скажите, пожалуйста, вам все было понятно на уроке? Может, есть вопросы? Желаю вам вечного движения вперед к светлому будущему, хорошего настроения и ярких красок в жизни, творческих фантазий и свободы.
V. Выставление оценок.