Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Ящиковская средняя школа № 15 имени Виктора Котилевского»
Урок истории в 8 классе по теме:
«Япония на
пути модернизации»
Подготовила:
учитель истории
Чумак Лариса Ивановна
2022 г.
Тема урока: Япония на пути модернизации.
Цель урока: Усвоение знаний об особенностях процесса модернизации в Японии в XIX веке, о причинах и значении революции Мэйдзи.
Задачи:
Образовательная: Раскрыть причины «насильственного открытия» Японии, причины, содержание, характер и значение революции Мэйдзи в Японии.
Развивающая: Продолжить развитие умений учащихся анализировать, обобщать изученный материал; развитие умений самостоятельной работы с учебником, документами как источниками новых знаний; использовать ранее приобретенные знания; устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные и второстепенные события; работать с исторической картой; развивать понятийный аппарат учащихся
Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся толерантного отношения к людям разных стран и культур.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: презентация, раздаточные материалы, документы, карта
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие на японском языке: «кон-ни и-ва» (добрый день)
Садитесь, до-дзю (пожалуйста). Как думаете, на каком языке я к вам обратилась?
- Какое отношение он имеет к сегодняшнему уроку?
Что мы знаем о современной Японии?
II. Актуализация опорных знаний
- Что мы понимаем под термином «страны Востока»?
- С помощью таблицы определите, где проживала большая часть населения Земли?
Территория, население, млн.
Азия - 950
Европа - 290
Россия - 130
Африка - 110
Северная Америка - 81
Латинская Америка - 64
Австралия и Океания - 6,8
Учащиеся делают вывод, что большая часть населения проживала в Азии.
- Какие страны относятся к Азии? (Япония, Китай, Индия)
- Какое общество – традиционное или индустриальное – господствовало в странах Азии?
- Вспомните основные черты традиционных обществ Востока.
- Какова была судьба Китая, Индии, стран Африки во второй половине XIX века?
На уроке речь пойдет о стране Восходящего Солнца, как называли свою страну японцы.
Япония вступила в XIX век, будучи далекой окраиной освоенного европейцами мира. Как и другие страны Азии и Африки, она стала объектом экспансии западных стран, но не попала в зависимость от них. Она сумела не только устоять под натиском стран Запада, но и стать одной из развитых стран. На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, как Японии удалось добиться такого положения? Предположите, какие проблемы надо было решить Японии. (провести преобразования в области экономики)
- Как называется процесс усовершенствования, внедрения новшеств, отвечающих современным требованиям? (модернизация)
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока: «Япония на пути модернизации» (слайд № 1)
Какие задачи надо решить? (какие произошли изменения, каковы их последствия?)
- Определить главную проблему страны в процессе её модернизации: что помогло Японии встать в один ряд с развитыми капиталистическими странами за столь короткий срок? (слайд № 2)
III. Изучение нового материала.
. Особенности географического положения (слайд № 3)
- Каковы особенности географического положения Японии? (работа по карте: учебник)
Как вы видите на карте мира, Япония является островным государством. В середине XIX века японцы жили в основном на четырех островах: Хонсю, Кюсю, Сикоку, Хоккайдо.
Особенности развития Японии в XVII- первой половине XIX века. (сообщение учащегося, опережающее задание) (слайд № 4)
С XII века в Японии установился сёгунат.
-Что означает сёгунат? (Сёгунат – своеобразная форма правления феодальной аристократии в Японии, при которой император был верховным правителем лишь номинально, а власть реально принадлежала по наследству главе крупного феодального клана).
Первыми европейцами, посетившими в 1542 году Японию, были португальцы. Местные князья стали покупать у португальцев оружие. За португальцами в страну устремились англичане и голландцы, постепенно развивалась торговля Японии с Европой. Японское правительство опасалось, что европейцам удастся подчинить себе страну. Поэтому сегун Токугава Иэмицу в середине XVII века принял решение о закрытии страны. Исключение было сделано только для голландцев, которые помогли сегуну в подавлении крестьянского восстания. Для них был открыт единственный порт - Нагасаки.
- Как вы думаете, к каким последствиям привела искусственная изоляция Японии?
(Низкие темпы экономического развития; Международное положение страны было нестабильным. Военно-техническая отсталость страны.)
До середины XIX века Япония оставалась закрытой для иностранцев и развивалась в соответствии с традициями, которые сохранились со времен Средневековья.
США и европейские государства все пристальнее стали поглядывать на Дальний Восток.
Насильственное открытие Японии (слайд № 5)
- Подумайте, почему США были заинтересованы в проникновении в Японию?
Работа с документом с. 253 «В столице сегуна» по вопросу: каковы причины открытия Японии?
У Японии было важное стратегическое положение: 1. Страна представляла интерес для США как перевалочная база американских судов, плавающих в северных водах Тихого океана;
2. Япония была удобным плацдармом для укрепления американских позиций на дальнем востоке.
В 1853 г. В залив Эдо на остров Хонсю прибыла американская военная эскадра во главе с коммандором Мэттью К. Перри, который передал японцам письмо от президента США Филмора, в котором выражалось желание установить с Японией дипломатические отношения. Японцы попросили время на размышления. Перри заявил, что явится на следующий год. В феврале 1854 года он вернулся с десятью военными судами. Перри требовал от японцев уступок, угрожая интервенцией. 31 марта 1854 г. был подписан японо-американский договор «О мире и дружбе», произошло насильственное открытие Японии для стран Запада. Торговые соглашения были неравноправны. Фактически, Япония в конце 19 века превратилась в полуколонию.
В 1855 году подписан первый русско-японский договор, по которому к России отходили Курильские острова севернее острова Итуруп, а Сахалин оставался в совместном владении.
Вскоре подобные договора были подписаны и с другими европейскими странами (Англия, Франция, Голландия и др.), предоставившие им ряд льгот в торговле с Японией и право экстерриториальности. Поход русской экспедиции описан в романе И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»»
Последствия открытия Японии.
Самостоятельная работа:
Прочитать текст учебника (стр. 248) и определить последствия открытия Японии
Ухудшение положения, рост затрат на вооружение, рост налогов, подрыв национального производство за счет притока иностранных фабричных товаров, вывоз золота, что подрывало финансы.
Таким образом, торговля с западными странами расстроила японскую экономику. В страну хлынули дешевые европейские товары, что подорвало национальное производство. Появилось понимание того, что за годы изоляции Япония отстала в техническом отношении от стран Запада и что необходима модернизация
- Кого считали виновным в ухудшении положения? (сегуна)
В 1868 г. в Японии произошел революционный переворот, в результате которого власть перешла в руки 15-летнего императора Муцухито (1852 – 1912).
Его коронуют императором Мэйдзи, что означает «просвещенное правление». Историки называют события 1867-1868 гг. Мэйдзи исин –реставрация Мэйдзи.
Проблемный вопрос: Каковы причины революции Мэйдзи?
Прочтите два исторических документа и попытайтесь ответить на вопрос:
«Из воспоминаний японского современника»
«Цены на товары быстро росли, и наибольший ущерб наносили тем, кто жил на постоянное жалование. Вследствие этого они говорили между собой: «Эти варвары привозят нам ненужные предметы роскоши, лишают нас предметов первой необходимости, разоряют народ и стремятся в ближайшем будущем захватить Японию. Это наш сегун посеял семена бедствий».
«Из воспоминаний японского историка Эйдзиро Хондзе»
«Это население было сковано по рукам и ногам, подвергалось всяческим ограничениям, вплоть до малейших мелочей, и влачило самое жалкое существование, словно оно жило только для того, чтобы вносить налоги. Правительство предписывало крестьянам употреблять только грубую пищу, разрешало носить одежду только из хлопчатобумажных тканей, запрещало постройку удобных и просторных жилищ, а также употребление носилок при свадьбах, запрещало класть на седло ковер, запрещало в случае бедствия или неурожая изготовление удон (макароны), пшеничной муки, пшеничных лепешек, так как это считалось излишней тратой зерна. Употреблять крестьянам в пищу рис считалось роскошью и, конечно, было запрещено... Налоги взимались по поговорке: „Крестьянин — что кунжутное семя, чем больше жмешь, тем больше масла выжмешь"».
(Ответы учащихся: Все слои населения были недовольны ростом налогов, цен на рис, бесправным положением, низким уровнем жизни. Торговые отношения с иностранцами привели к экономическому кризису. Дешевые европейские товары подрывали национальное ремесленное и мануфактурное производство. Золото и серебро стали оседать в руках европейцев. Исчез источник доходов у крестьян. В ухудшении жизни народ обвинял сегуна.)
Таким образом, причины революции Мэйдзи:
1.Ухудшение положения народа.
2.Кризис сегуната Токугава.
3.Техническое превосходство Запада и сильное отставание Японии от развитых капиталистических стран.
4.Внешняя опасность.
Реформы Мэйдзи.
Учитель: Ребята, а чтобы вы сделали будучи императором, чтобы улучшить благосостояние народа?
(Ответ учащихся: провели бы реформы.)
Содержание реформ Мэйдзи – работа с документом
Период правления императора Муцухито получил название «эпоха Мейдзи» - «просвещенное правление». 6 апреля 1868 г. Император сделал торжественное заявление, в котором выдвинул следующую программу действий:
- «Будет создано широкое собрание, и все государственные дела будут решаться в соответствии с общественным мнением.
- Все люди, как правители, так и управляемые, должны единодушно посвятить себя преуспеванию нации.
- Всему народу будет позволено осуществлять свои собственные стремления и развивать свою деятельность.
- Все плохие обычаи прошлого будут упразднены; будут соблюдаться правосудие и беспристрастие, как они понимаются всеми.
- Знания будут заимствоваться во всем мире, и таким путем основы империи будут упрочены».
- В чем суть программы? (во внедрении в Японии достижений европейской цивилизации).
Император Муцухито соглашался с японской пословицей: «Когда у слепых и поводырь слепой, они падают в яму». Девизом реформ был выбран лозунг «фукоку кёхэй» («богатая страна, сильная армия»). Проводилась политика «просвещения сверху». Для ознакомления с положением дел на Западе была создана «Миссия Ивакуры», которая, побывав в 15 странах, привезла на родину бесценную информацию о современных принципах общества. Весь период эпохи «Мейдзи» проходил под лозунгами: «Японский дух, европейское знание», «Учить других всегда почетно, учиться у других – никогда не стыдно». Начинается «Вестернизация» Японии.
Вестернизация - заимствование Японией у западноевропейских государств новейших достижений науки и техники, основ политического устройства и внедрение их с учетом местного менталитета (национальные традиции, обычаи, корпоративность).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Встали! Руки вверх подняли!
Потянулись высоко и вздохнули глубоко!
Опустили плавно руки... На уроке - не до скуки!
Вправо, влево голова - раз и два, раз и два.
Улыбнулись друг другу, наклонились слегка.
А теперь назад прогнулись, распрямились, покачались…
И за парту опустились, и работать продолжаем.
Новое правительство проводит ряд реформ. Учащиеся записывают реформы в тетрадь и характеризуют их значение, используя материал учебника с 248-251.
Составление таблицы
Слайды № 6 - № 10
Реформы Мэйдзи
Наименование реформы | Суть реформы |
Аграрная | |
Административная | |
Военная | |
Государственного управления | |
Финансовая | |
Вывод:
Реформы Мейдзи были направлены на преодоление феодальной отсталости Японии, ускорения развития капиталистических отношений, наращивания промышленного производства. Реформы вывели Японию из международной изоляции, приобщили к мировой экономики.
- Каковы последствия этих реформ? (развитие буржуазных отношений, начало индустриализации и демократизации страны и общества, усиление обороноспособности страны).
Новые черты экономического развития. Работа с учебником и документами параграфа.
(Слайды № 11 - № 12)
Япония встала на путь ускоренной модернизации. Правительство активно покровительствовало развитию промышленности и торговли, видя в индустриализации страны защиту от опасности иностранного вмешательства в дела государства. По приказу императора за счет государственной казны строились «образцовые заводы», которые затем продавались или отдавались фирмам, близким императорскому двору. Оборудование для этих заводов закупалось за рубежом. Особенно щедрые дары получили фирмы «Мицуи» и «Мицубиси». Один иностранец, побывавший в Японии до Первой мировой войны отмечал: «Вы можете приехать в Японию на пароходе, принадлежащем Мицуи, высадиться в порту, оборудованном Мицуи, доехать в принадлежащем Мицуи трамвае до гостиницы, построенном все тем же Мицуи». В конце XIX века японский капитализм вступил в монополистическую стадию развития. Торговля не могла развиваться без хороших дорог. Поэтому государство само занялось железнодорожным строительством.
Правительство стремилось придать отношениям между буржуазией и рабочими характер семейных уз. Капиталист, утверждали чиновники, является главой семьи, а рабочие – ее членами. Эти отношения отвечали традиционным представлениям простых японцев о необходимости много работать и во всем повиноваться хозяину. На заводах использовались телесные наказания.
- О чем говорят следующие данные?
- Производство чугуна увеличилось в почти в 6 раз, стали в 69 раз.
- Добыча каменного угля увеличилась в 8,8 раз.
- Внешняя торговля увеличилась более чем в 20 раз.
- Промышленный капитал увеличился в 36 раз, а банковский в 2 раза.
Т.о., в 90-е гг., в Японии, как и в европейских странах и США, начался промышленный подъем. Возникли новые отрасли промышленности: машиностроение, электротехническая и др. Использовались западные технологии. Крупные корпорации превращались в монополии. Япония стремилась проникнуть на рынки других стран, строила железные дороги в Корее.
Внешняя политика Японии.
Прием «Мудрые совы».
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (парная работа). Затем ученики отвечают на поставленные вопросы:
- Назовите характер внешней политики Японии.
- Какие цели преследовала Япония во внешней политике?
- Назовите страны и территории, которые входили в сферу интересов Японии.
- Каковы итоги военной экспансии Японии?
IV. Закрепление.
Итак, ребята, мы закончили изучение темы. Нам необходимо сделать обобщающий вывод.
Вернемся к нашей проблеме: что помогло Японии встать в один ряд с развитыми капиталистическими странами за столь короткий срок?
- Ребята, перечислите основные причины быстрой модернизации Японии.
-Решительные реформы императора Муцухито.
- Черты национального характера - стойкость, готовность к переменам, трудолюбие.
- Использование западного опыта, техники и технологий.
- Национальные традиции, корпоративность.
- Ведущая роль государства в индустриализации страны.
- Использование мировых достижений науки и техники.
- Введение единой денежной единицы – иены, создание банковской системы.
- Появление монополистических объединений – концернов –дзайбацу.
- Создание образцовых предприятий (текстиль, спички, стекло, цемент, пиво и др.)
- Независимость от европейских стран.
- Пересмотр неравноправных торговых соглашений.
Вследствие проведения реформ и быстрого экономического роста, Япония превратилась в передовое государство Азии.
V. Подведение итогов урока. Япония усвоила все новейшие достижения Европы и применила их у себя не точно в таком виде, нет, она применила их настолько, насколько это нужно было для укрепления ее сил. Япония воспользовалась Европой как лестницей, по ступенькам которой взобралась на крышу Дальнего Востока
Рефлексия:
Свободный обмен мнениями
- Что запомнилось на уроке?
- Я узнал….
- Я понял…
- Я удивлен…
- Мне трудно понять…
VI. Домашнее задание.
Параграф 27, термины выучить, по желанию составить синквейн или, используя дополнительные материалы учебника, составить рассказ об изменениях в образе жизни японского общества.