Урок литературы в 7 классе
ТЕМА: «Японская поэзия»
Цели урока: 1) познакомить со своеобразием японской поэзии;
2) получить сведения о знаменитых японских поэтах;
3) познакомить с философией японской поэзии;
4) ввести термин «хокку».
Оборудование: 1) учебник;
2) рабочая тетрадь;
3) презентация.
Ход урока.
Работа по теме.
Вступительное слово учителя
Сегодня мы с вами работаем с необыкновенным видом литературы – это японская поэзия. Она необыкновенна, во-первых, потому что она переводная, во-вторых, это поэзия страны, которая была довольно долгое время закрыта. Она необыкновенна ещё и потому, что японская философия очень далека от нас. Один из самых значимых праздников у японцев – цветение сакуры. Отмечают его два раза: сначала с сослуживцами, а затем в кругу семьи. Вместе с семьёй японец выходит в сад, где цветёт сакура, располагается на земле и занимается любованием.
К сожалению, о традициях и мироощущении японцев нам практически ничего не известно. Японцы – буддисты, а в буддизме очень важно уметь созерцать. Через созерцание они познают себя и мир. В Японии очень много садов камней, в которых так приятно размышлять и созерцать.
Сравнение стихотворения И.Бунина и Кобаяси Исса.
Первый снег
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
И.А. Бунин
Стаял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звёзд.
Кобаяси Исса.
Что необычного в стихотворении японского поэта Кобаяси Исса? Чем отличаются эти стихи от привычных нам, например, от стихотворения Ивана Бунина? Чем похожи?
3. Работа с литературоведческим понятием хокку.
1.Прочитайте статью учебника «Японские трёхстишия (хокку)» (с. 235-238).
2.Составьте и запишите в тетрадь словарную статью «Хокку» для словаря литературоведческих терминов, используя следующий план:
3.Выделить название статьи – слово, которое нужно определить.
4.Кратко определить суть слова.
5.Привести краткие сведения из истории определяемого понятия.
6.Привести примеры и указать известных авторов.
Хокку – лирическое стихотворение о природе, изображающее жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. В каждом стихе хокку определённое количество слогов:
5 в первом, 7 во втором и 5 в третьем. Ударения в трёхстишии роли не играют, рифмы нет.
С лово учителя.
Основная тема – жизнь природы и человека. В онтологиях японской поэзии выделяются всегда четыре раздела: весна, лето, осень, зима. Любой образованный японец должен был знать 30 томов стихотворений. Что же привлекает японцев в каждом времени года? Об этом написала в своих «Записках у изголовья» придворная фрейлина XI века Сёй Сенагон.
5. Рассказ учителя о знаменитых японских поэтах.
М ацуо Басё (1644 – 1694).
Сын учителя каллиграфии, с детства был товарищем игр княжеского сына – большого любителя поэзии, начал рано писать стихи. После смерти своего господина ушёл в город, принял постриг, но настоящим монахом не стал. Его поэзия – высокое призвание всей его жизни, а не средство пропитания. Герои его хайку влюблены в природу родной страны.
К обаяси Исса (1763 – 1827).
Родился в горной деревне в семье крестьянина. Мать его умерла, когда он был ребёнком. Мачеха обращалась с ним жестоко, поэтому он в 14 лет ушёл «в люди», долгие годы боролся с нуждой. Только на склоне лет получил наследство и смог жить в достатке, много странствовал, оставил богатое поэтическое наследие.
Работа с хокку.
Ребята, послушайте хокку, посмотрите на японские гравюры и поразмышляйте, о чём эти стихотворения.
Домашнее задание.
1.Сочинить свои собственные хокку, передать в них своё настроение, своё отношение к природе, к жизни.
2. Вопросы с. 254.
3. Прочитать с. 254-262.
Итоги урока.