СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Японские трёхстишия (хокку)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Япония - необыкновенная, загадочная и во многом неизвестная для европейцев страна. Надеюсь, что данный урок стал для учащихся своеобразным открытием этой страны, её культуры и  литературы.

Просмотр содержимого документа
«Японские трёхстишия (хокку)»

Урок литературы в 7 классе

ТЕМА: «Японская поэзия»

Цели урока: 1) познакомить со своеобразием японской поэзии;

2) получить сведения о знаменитых японских поэтах;

3) познакомить с философией японской поэзии;

4) ввести термин «хокку».

Оборудование: 1) учебник;

2) рабочая тетрадь;

3) презентация.

Ход урока.

  1. Работа по теме.

    1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами работаем с необыкновенным видом литературы – это японская поэзия. Она необыкновенна, во-первых, потому что она переводная, во-вторых, это поэзия страны, которая была довольно долгое время закрыта. Она необыкновенна ещё и потому, что японская философия очень далека от нас. Один из самых значимых праздников у японцев – цветение сакуры. Отмечают его два раза: сначала с сослуживцами, а затем в кругу семьи. Вместе с семьёй японец выходит в сад, где цветёт сакура, располагается на земле и занимается любованием.

К сожалению, о традициях и мироощущении японцев нам практически ничего не известно. Японцы – буддисты, а в буддизме очень важно уметь созерцать. Через созерцание они познают себя и мир. В Японии очень много садов камней, в которых так приятно размышлять и созерцать.

    1. Сравнение стихотворения И.Бунина и Кобаяси Исса.

Первый снег

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.


И.А. Бунин










Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звёзд.


Кобаяси Исса.

Что необычного в стихотворении японского поэта Кобаяси Исса? Чем отличаются эти стихи от привычных нам, например, от стихотворения Ивана Бунина? Чем похожи?


3. Работа с литературоведческим понятием хокку.

1.Прочитайте статью учебника «Японские трёхстишия (хокку)» (с. 235-238).

2.Составьте и запишите в тетрадь словарную статью «Хокку» для словаря литературоведческих терминов, используя следующий план:

3.Выделить название статьи – слово, которое нужно определить.

4.Кратко определить суть слова.

5.Привести краткие сведения из истории определяемого понятия.

6.Привести примеры и указать известных авторов.

Хокку – лирическое стихотворение о природе, изображающее жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. В каждом стихе хокку определённое количество слогов:

5 в первом, 7 во втором и 5 в третьем. Ударения в трёхстишии роли не играют, рифмы нет.

  1. С лово учителя.

Основная тема – жизнь природы и человека. В онтологиях японской поэзии выделяются всегда четыре раздела: весна, лето, осень, зима. Любой образованный японец должен был знать 30 томов стихотворений. Что же привлекает японцев в каждом времени года? Об этом написала в своих «Записках у изголовья» придворная фрейлина XI века Сёй Сенагон.

5. Рассказ учителя о знаменитых японских поэтах.

М ацуо Басё (1644 – 1694).

Сын учителя каллиграфии, с детства был товарищем игр княжеского сына – большого любителя поэзии, начал рано писать стихи. После смерти своего господина ушёл в город, принял постриг, но настоящим монахом не стал. Его поэзия – высокое призвание всей его жизни, а не средство пропитания. Герои его хайку влюблены в природу родной страны.

К обаяси Исса (1763 – 1827).

Родился в горной деревне в семье крестьянина. Мать его умерла, когда он был ребёнком. Мачеха обращалась с ним жестоко, поэтому он в 14 лет ушёл «в люди», долгие годы боролся с нуждой. Только на склоне лет получил наследство и смог жить в достатке, много странствовал, оставил богатое поэтическое наследие.

  1. Работа с хокку.

Ребята, послушайте хокку, посмотрите на японские гравюры и поразмышляйте, о чём эти стихотворения.

  1. Домашнее задание.

1.Сочинить свои собственные хокку, передать в них своё настроение, своё отношение к природе, к жизни.

2. Вопросы с. 254.

3. Прочитать с. 254-262.

  1. Итоги урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!