Японские трёхстишия. (хокку) Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Автор : Андросова В.В., учитель русского языка и литературы МБОУ»ООШ № 5 г. Шатуры»
Япония слывет одной из самых загадочных
и экзотических стран мира.
Далекая и близкая, простая и загадочная, она захватывает наше воображение своей экзотикой. «Я побывал в волшебной сказке», - говорят люди, посетившие Японию.
Японская поэзия так же своеобразна, как и культура этой страны.
Архитектура
Нэцкэ
Нэцкэ – м иниатюрная скульптура.
Икебана
Икебана – это традиционное японское искусство аранжировки, создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.
Чайная церемония
Строго регламентированное искусство приготовления и питья чайного напитка в присутствии гостей. Ритуал проводится чаще всего в небольших домиках, расположенных в тенистых садах, чтобы суета окружающей жизни не мешала погрузиться в глубины сознания.
Сакура – символ Японии
Зацветающая после отступления холодных сибирских ветров сакура - символ нации; любование цветением сакуры - одно из звеньев ее душевной гармонии, а в последнее время - способ снятия стрессов, повод для встречи с товарищами и просто национальная традиция.
Хокку – жанр японской поэзии
Жанр хокку появился в 17 веке.
Создателями его были не аристократы, а жители городов и селений: художники и ремесленники, врачи и даже самураи. Повсюду возникали кружки любителей хокку.
Первоначально хокку были всегда юмористическими, это как бы комические куплеты полуфольклорного типа на злобу дня.
Позже шуточные хокку ушли в прошлое с появлением на литературной сцене лучшего поэта жанра Мацуо Басё (1644-1694). Хокку превратились в самостоятельный серьезный жанр.
Особенности жанра
ХОККУ (хайку) – трехстишное
лирическое стихотворение.
Основные черты:
- Лаконизм (краткость)
- Отсутствие рифмы
- Уникальный ритм : 17 слогов (5+7+5)
- Тема – жизнь природы и человека
- Простота поэтического языка
- Недосказанность
Искусство написания хокку — это умение в трех строках описать момент. В маленьком стихотворении каждое слово, каждый образ на счету, они приобретают особую весомость, значимость. Сказать много, используя лишь немного слов, — главный принцип хокку.
Хокку – это созерцательная поэзия, требующая сосредоточенности, хорошо развитого воображения, умения искать в обычном необычное, в сиюминутном вечное, в красивом безобразное.
Чтение хокку предполагает определенное настроение для того, чтобы иметь возможность понять, что же хотел сказать автор.
В сборниках хокку каждое стихотворение часто печатается на отдельной странице. Это делается для того, чтобы читатель мог вдумчиво, не торопясь, проникнуться атмосферой стихотворения.
Прочитайте хокку
поэта 17 века Мацуо Басё.
О чём оно?
Внимательно вглядись! Цветы пастушьей сумки Увидишь под плетнём.
Поэт словно бы просит приглядеться к тому, что окружает человека, учит искать потаённую красоту в простом, незаметном, повседневном. Прекрасны не только прославленные, много раз воспетые цветы вишен, но и скромные, незаметные на первый взгляд цветы пастушьей сумки.
Мацуо Басё
1644-1694
Родился в Уэно в семье небогатого самурая. Вопреки желаниям родных отправился в Эдо – столицу Японии с томиком своих стихов.
В течение девяти лет влачил полунищенское существование, пока один из его учеников, вполне состоятельный, не уговорил отца подарить Басе сторожку близ небольшого пруда.
Поэт обсадил её банановыми побегами и назвал «Банановая хижина» – «Басё-ан». Отсюда произошло его имя, вошедшее в мировую литературу.
Зимой 1682 пожар уничтожил его хижину, что дало толчок к давно созревшему решению уйти странствовать. Осенью 1684 он отправился в путь с одним из учеников. В течение десяти лет путешествовал по Японии, прежде чем вернулся в Эдо. За это время друзья отстроили хижину. Здесь он задержался недолго и вновь собрался в путь. Умер поэт в Осаке.
Басе основал школу, совершившую переворот в японской поэзии. Ученики записали его беседы, которые легли в основу эстетической концепции школы. Поэтическое наследие его и учеников составило семь антологий, в том числе «Соломенный плащ обезьяны».
Кобаяси Исса
1763-1827
Исса был первым ребенком достаточно зажиточного крестьянина. Его отец рано овдовел и женился повторно, однако второй брак был несчастливым, так что Исса сполна изведал далеко не сладкую долю нелюбимого пасынка. Это и послужило тому, что в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки.
Вопреки надеждам отца, который хотел видеть сына торговцем или ремесленником, Исса стал изучать поэзию.
Биография этого выдающегося мастера трагична. В тридцать девять лет, после странствий по разным провинциям, Исса наконец вернулся в родную деревню, возделывал небольшое поле и давал уроки хокку. Дети Исса, четыре сына и дочь, все умерли в малолетнем возрасте, а вслед за ними умерла его любимая жена, Кику.
На смерть своего сына он написал:
Наша жизнь - росинка, Пусть лишь капелька росы Наша жизнь - и все же...
Исса не создал своей школы. Тем не менее, он был одной из самых значительных личностей в истории поэзии хокку, и интерес к его творчеству велик и в наше время.
Прочитайте хокку прославленных японских поэтов. Расскажите, как вы понимаете стихотворения .
Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке... Это ее душа. (Басё)
- Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов Отзвук его плывет. (Басё)
О, с какой тоской Птица из клетки глядит На полет мотылька! (Исса)
Заключение
«На поверхности хокку - не чувства, а цветы... Чувства скрыты в глубине и влагой, звуками, мелодией проступают на поверхности стихов», - так писал о поэзии хокку выдающийся поэт XX в. Такахама Кёси
Источники информации:
- http://www.ref.by/refs/17/37642/1.html
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%E0%E9%EA%F3
- http://blog-books.ru/articles/yaponskij-zhanr-xokku-1477.html
- http://citaty.su/kratkaya-biografiya-macuo-basyo
- http://www.yaponika.com/biografii/biografiya-kobayasi-issa
- http://ec-dejavu.ru/h/Hokku.html