СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Яркость и самобытность героев рассказа "Конь с розовой гривой"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока. 

Просмотр содержимого документа
«Яркость и самобытность героев рассказа "Конь с розовой гривой"»

Технологическая карта урока №1 (литература)


1.Тема урока: Яркость и самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой»

2. УМК: Литература для 6 класса под редакцией Коровиной В.Я, Полухиной В.П. , Журавлева В.П., Коровина В.И.

Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

3. Класс: 6

4. Тип урока: открытие «нового» знания.

5. Форма проведения: комбинированный

6. Цели урока:

Деятельностная цель: дать характеристику героям рассказа, найти, в чём проявляются яркость и самобытность героев, дать характеристику их поступкам.

Содержательная цель:  познакомится с рассказом и его героями.

7. Формируемые УУД:

Личностные УУД: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные УУД: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные УУД: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные УУД: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

8. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): учебник русского языка под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.

9. Ход урока.




Этап урока,

хронометраж этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

1. Организационный момент.

(2 мин.)

- Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу.


Внимательно слушайте – и всё услышите.

Внимательно смотрите – и всё увидите.

Думайте – и всё поймёте.



- Откройте тетради, запишите: число,  классная работа.


- Сегодня мы с вами снова окунёмся в мир детства одного писателя, о котором мы узнали на предыдущем уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на рабочий лад.









Запись даты в тетради.


Личностные:

мотивация к учебной деятельности.


Регулятивные: 

планирование необходимых действий, операций.


Познавательные: 

осознание учебно-познавательной задачи.


2. Мотивация к учебной

деятельности.

(3 мин.)

- Вы должны быть дружными, активными, внимательными, для того, чтобы закрепить полученные вами знания на прошлом уроке и получить новые.




- Вы готовы?

Внимательно слушают учителя.





- Да, готовы!


Личностные:

выражать положительное отношение к одноклассникам; самоопределение.


Регулятивные:

нацеливание на успешную работу; выполнять задание в соответствии с поставленной целью.


Коммуникативные:

умение слушать и слышать друг друга.



3. Актуализация знаний

(5 мин.)

- Ребята, о каком писателе мы говорили с вами на предыдущем уроке?







-Верно. С каким его рассказом мы успели познакомиться?



-Правильно, а теперь обратимся к одному из вопросов, ответ, на который вы должны были дать дома: какой из героев вам больше всего запомнился и почему?


-Хорошо, было интересно узнать ваше мнение о героях.


-Ребята внимательно слушают вопрос учителя и отвечают на него.



-На прошлом уроке мы говорили о Викторе Петровиче Астафьеве.



- С рассказом «Конь с розовой гривой».

Дети отвечают на заданный вопрос. Вариантов ответа может быть несколько.



Личностные:

осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определение роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.


Познавательные:

извлечение нужной информации; решение учебных задач, операции анализа, сравнения; обогащение своего словарного запаса.


Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.


Коммуникативные:

учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы, высказывать своё мнение; следование морально-этическим и психологическим принципам общения.

4. Введение в тему урока.

Целеполагание.

(5 мин.)


- Вы назвали много интересных и таких не похожих друг на друга героев, как вы думаете, о чём будет тема нашего сегодняшнего урока?


-Ребята, вы абсолютно правы. Действительно на нашем уроке мы будем говорить о героях рассказа, давайте запишем тему нашего урока: Яркость и самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой».


- А как вы думаете, какие цели нашего урока?



- Молодцы, вы правильно определи тему.



-О героях рассказа.





Записывают в тетрадях тему урока.






- Дать характеристику героев рассказа.



- Подробно рассказать о главном герое рассказа





Регулятивные:

определить и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать предположения на основе наблюдения; формулировать вопрос (проблему) урока.


Коммуникативные:

планировать учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками.


5. Объяснение новой темы.

(5 мин.)




















-Давайте начнём с характеристики главного героя рассказа. Исходя из прочитанного каким вы его себе представляете?






-Хорошо. Ребята, к вашей характеристике я бы добавила то, что главный герой был настоящим мечтателем и фантазёром. Как вы думаете, какой момент в тексте подтверждает это?









-О каких ещё героях нам рассказывает автор? Как они были связаны с главным героем? Давайте вспомним и запишем героев рассказа.














-Хорошо, какие из этих героев сыграли важную роль в рассказе?


Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос учителя.

-Герой рассказа — мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая.

Дети слушают учителя, и ищут фрагмент в тексте, где описывается пряник

-Момент описания пряника, когда пряничный «конь лягает копытами в голый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой». - Зачитывают фрагмент.


-Бабушка Катерина Петровна.


-Санька Левонтьев(заставил Витю совершить плохой поступок)


-Левонтий(отец семейства, когда выпьет, всё время жалел мальчика)


-Танька Левонтьева(младшая сестра Саньки)


-Старший сын Левонтьевых



-Санька Левонтьев( потому что он заставил совершить Витьку плохой поступок)

-Бабушка( воспитывала в главном герое честность, нравственность и совесть)

Личностные:

осознание своих возможностей в учении, стремление к преодолению возникших трудностей.


Познавательные:

извлечение нужной информации из объяснений учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний.


Коммуникативные:

умение строить собственное высказывание, осуществление совместной деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных.


6. Этап закрепления знаний.

(10 мин.)

-Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 2 группы: 1 группа даст характеристику Саньке Левонтьеву и расскажет как он втянул Витьку в обман; 2 группа даст характеристику бабушке Витьки и расскажет как она отреагировала на нравственное преступление внука? Даю вам подумать над ответом 2 минутки.





























-Молодцы, ребята. Как вы думаете, сожалеет ли главный герой о своем поступке?


-В каком эпизоде показано сожаление главного героя?


-Почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем?







-Абсолютно верно. Так какой же жизненный урок извлёк из этой истории главный герой? Что хочет показать нам автор?

Дети работают в группах и дают ответы на вопросы.


1 группа: Санька был вторым сыном в семье и самым вредным. Санька заставил и его поделиться своими ягодами. Мальчик отдал им все, чтобы не прослыть жадным или трусом. Затем они же посоветовали ему накидать в туесок побольше травы и прикрыть его ягодами, чтобы бабушка мальчика не догадалась.


Когда они вернулись, все тот же Санька пригрозил мальчику рассказать все бабушке, если тот не сворует для него калачи. Этот шантаж у него тоже удался. Витя таскал калачи до тех пор, пока Санек не наелся.


2 группа: Катерина Петровна – бабушка Вити, добрая и заботливая женщина. Бабушка, не догадываясь о плохом поступке, повезла ягоды в город. Когда обман раскрылся, она была очень недовольна внуком и долго его отчитывала. Однако пряник конем все же привезла, что свидетельствовало о добром сердце женщины.


-Да, его мучила совесть.




-Ночью перед поездкой бабушки в город.


-Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение.


Герой извлек из этой истории главный урок: урок доброты, прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник, который бабушка купила внуку, несмотря на обман: конь с розовой гривой.


7. Подведение итогов. Рефлексия.

(3 мин.)

-Ребята, давайте посмотрим на ваши цели, которые вы записали в начале урока. Если цели достигнуты, ставим напротив них смайлик с улыбкой.




-Давайте вместе проговорим, что нового мы узнали сегодня?




Ребята смотрят на свои цели и ставят смайл.





- Узнали о главных героев рассказа.


-Узнали о главном уроке в рассказе-уроке доброты.

Личностные:

воспитание положительного отношения к знаниям, развитие уверенности в своих силах.


Познавательные:

осуществлять анализ информации; приобретать умения мотивированно организовывать свою деятельность.


Регулятивные:

оценивать качества своей и общей учебной деятельности.


8. Постановка домашнего

задания.

(2 мин.)

Домашнее задание на выбор:

  1. Написать сочинение об одном из героев рассказа.

  2. Написать сочинение об уроке доброты бабушки.

- Спасибо за урок. До свидания!


Ребята записывают домашнее задание.