2. УМК: Литература для 6 класса под редакцией Коровиной В.Я, Полухиной В.П. , Журавлева В.П., Коровина В.И.
Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.
3. Класс: 6
4. Тип урока: открытие «нового» знания.
5. Форма проведения: комбинированный
6. Цели урока:
7. Формируемые УУД:
8. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): учебник русского языка под ред. Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
9. Ход урока.
Этап урока, хронометраж этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) |
1. Организационный момент. (2 мин.) | - Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу. Внимательно слушайте – и всё услышите. Внимательно смотрите – и всё увидите. Думайте – и всё поймёте. - Откройте тетради, запишите: число, классная работа. - Сегодня мы с вами снова окунёмся в мир детства одного писателя, о котором мы узнали на предыдущем уроке. | Приветствуют учителя, настраиваются на рабочий лад. Запись даты в тетради. | Личностные: мотивация к учебной деятельности. Регулятивные: планирование необходимых действий, операций. Познавательные: осознание учебно-познавательной задачи. |
2. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) | - Вы должны быть дружными, активными, внимательными, для того, чтобы закрепить полученные вами знания на прошлом уроке и получить новые. - Вы готовы? | Внимательно слушают учителя. - Да, готовы! | Личностные: выражать положительное отношение к одноклассникам; самоопределение. Регулятивные: нацеливание на успешную работу; выполнять задание в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: умение слушать и слышать друг друга. |
3. Актуализация знаний (5 мин.) | - Ребята, о каком писателе мы говорили с вами на предыдущем уроке? -Верно. С каким его рассказом мы успели познакомиться? -Правильно, а теперь обратимся к одному из вопросов, ответ, на который вы должны были дать дома: какой из героев вам больше всего запомнился и почему? -Хорошо, было интересно узнать ваше мнение о героях. | -Ребята внимательно слушают вопрос учителя и отвечают на него. -На прошлом уроке мы говорили о Викторе Петровиче Астафьеве. - С рассказом «Конь с розовой гривой». Дети отвечают на заданный вопрос. Вариантов ответа может быть несколько. | Личностные: осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определение роли языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. Познавательные: извлечение нужной информации; решение учебных задач, операции анализа, сравнения; обогащение своего словарного запаса. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. Коммуникативные: учащиеся учатся отвечать на поставленные вопросы, высказывать своё мнение; следование морально-этическим и психологическим принципам общения. |
4. Введение в тему урока. Целеполагание. (5 мин.) | - Вы назвали много интересных и таких не похожих друг на друга героев, как вы думаете, о чём будет тема нашего сегодняшнего урока? -Ребята, вы абсолютно правы. Действительно на нашем уроке мы будем говорить о героях рассказа, давайте запишем тему нашего урока: Яркость и самобытность героев рассказа «Конь с розовой гривой». - А как вы думаете, какие цели нашего урока? - Молодцы, вы правильно определи тему. | -О героях рассказа. Записывают в тетрадях тему урока. - Дать характеристику героев рассказа. - Подробно рассказать о главном герое рассказа | Регулятивные: определить и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать предположения на основе наблюдения; формулировать вопрос (проблему) урока. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с преподавателем и со сверстниками. |
5. Объяснение новой темы. (5 мин.) | -Давайте начнём с характеристики главного героя рассказа. Исходя из прочитанного каким вы его себе представляете? -Хорошо. Ребята, к вашей характеристике я бы добавила то, что главный герой был настоящим мечтателем и фантазёром. Как вы думаете, какой момент в тексте подтверждает это? -О каких ещё героях нам рассказывает автор? Как они были связаны с главным героем? Давайте вспомним и запишем героев рассказа. -Хорошо, какие из этих героев сыграли важную роль в рассказе? | Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос учителя. -Герой рассказа — мальчик семи-восьми лет, у которого утонула мама и нет отца. Он сирота, но за ним ухаживает бабушка. Он бедно, но опрятно одет, одежда у него чистая. Дети слушают учителя, и ищут фрагмент в тексте, где описывается пряник -Момент описания пряника, когда пряничный «конь лягает копытами в голый живот», скобленый кухонный стол становится «огромной землей с пашнями, лугами и дорогами», по которой «на розовых копытцах скачет конь с розовой гривой». - Зачитывают фрагмент. -Бабушка Катерина Петровна. -Санька Левонтьев(заставил Витю совершить плохой поступок) -Левонтий(отец семейства, когда выпьет, всё время жалел мальчика) -Танька Левонтьева(младшая сестра Саньки) -Старший сын Левонтьевых -Санька Левонтьев( потому что он заставил совершить Витьку плохой поступок) -Бабушка( воспитывала в главном герое честность, нравственность и совесть) | Личностные: осознание своих возможностей в учении, стремление к преодолению возникших трудностей. Познавательные: извлечение нужной информации из объяснений учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний. Коммуникативные: умение строить собственное высказывание, осуществление совместной деятельности с учётом конкретных учебно-познавательных. |
6. Этап закрепления знаний. (10 мин.) | -Ребята, сейчас мы с вами разделимся на 2 группы: 1 группа даст характеристику Саньке Левонтьеву и расскажет как он втянул Витьку в обман; 2 группа даст характеристику бабушке Витьки и расскажет как она отреагировала на нравственное преступление внука? Даю вам подумать над ответом 2 минутки. -Молодцы, ребята. Как вы думаете, сожалеет ли главный герой о своем поступке? -В каком эпизоде показано сожаление главного героя? -Почему же все-таки бабушка купила внуку пряник конем? -Абсолютно верно. Так какой же жизненный урок извлёк из этой истории главный герой? Что хочет показать нам автор? | Дети работают в группах и дают ответы на вопросы. 1 группа: Санька был вторым сыном в семье и самым вредным. Санька заставил и его поделиться своими ягодами. Мальчик отдал им все, чтобы не прослыть жадным или трусом. Затем они же посоветовали ему накидать в туесок побольше травы и прикрыть его ягодами, чтобы бабушка мальчика не догадалась. Когда они вернулись, все тот же Санька пригрозил мальчику рассказать все бабушке, если тот не сворует для него калачи. Этот шантаж у него тоже удался. Витя таскал калачи до тех пор, пока Санек не наелся. 2 группа: Катерина Петровна – бабушка Вити, добрая и заботливая женщина. Бабушка, не догадываясь о плохом поступке, повезла ягоды в город. Когда обман раскрылся, она была очень недовольна внуком и долго его отчитывала. Однако пряник конем все же привезла, что свидетельствовало о добром сердце женщины. -Да, его мучила совесть. -Ночью перед поездкой бабушки в город. -Бабушка купила внуку пряник конем, потому что она понимала, что ребенка подучили поступить плохо, и хотела противопоставить злому поступку понимание, доброту и прощение. Герой извлек из этой истории главный урок: урок доброты, прощения и милосердия. Воплощением урока стал пряник, который бабушка купила внуку, несмотря на обман: конь с розовой гривой. | |
7. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.) | -Ребята, давайте посмотрим на ваши цели, которые вы записали в начале урока. Если цели достигнуты, ставим напротив них смайлик с улыбкой. -Давайте вместе проговорим, что нового мы узнали сегодня? | Ребята смотрят на свои цели и ставят смайл. - Узнали о главных героев рассказа. -Узнали о главном уроке в рассказе-уроке доброты. | Личностные: воспитание положительного отношения к знаниям, развитие уверенности в своих силах. Познавательные: осуществлять анализ информации; приобретать умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивать качества своей и общей учебной деятельности. |
8. Постановка домашнего задания. (2 мин.) | Домашнее задание на выбор: Написать сочинение об одном из героев рассказа. Написать сочинение об уроке доброты бабушки. - Спасибо за урок. До свидания! | Ребята записывают домашнее задание. | |