Урок № 1, 2 Группа_______________ Дата_______________
Тема: Язык и речь.
Цели урока:
-
Образовательные:
- раскрытие понятия «язык» и «речь»,
- дать представление о богатстве и выразительности русского языка,
- определение качества хорошей речи,
- повторение способов цитирования, правил оформления эпиграфа.
2. Развивающие: развитие речи, мышления.
3. Воспитательные: воспитание любви к своему родному языку.
Тип урока: урок-лекция (урок №1), практикум (урок №2)
-
Оборудование: Антонова Е. С. Русский язык [Текст]: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. — М.: Академия, 2019. — 416 с.
-
Рабочая тетрадь по русскому языку. Лексика и орфография [Текст] / Сост. И.А. Корепанова, И.В. Зверева, — Братск: БПромТ, 2019. — 56 с.
Ход урока.
-
Орг. Момент.
-
Слово учителя. Сообщение темы и целей урока.
Слово учителя о задачах курса русского языка в старших классах (не только систематизация и расширение знаний о языке, но и развитие навыков речевой культуры), раскрытие понятия «язык» и «речь», а также сегодня на уроке студентам предстоит:
-
получить представление о богатстве и выразительности русского языка,
-
вспомнить определение качества хорошей речи, познакомить обучающихся с понятиями «язык», «речь», «культура речи», «коммуникативность», «нормативность», «этичность».
-
дать представление о типах норм литературного языка.
-
повторить способы цитирования, правила оформления эпиграфа.
(Студенты записывают тему урока в тетрадь).
III. Актуализация темы урока:
Сообщение о значении языка в жизни общества предваряется обращением к эпиграфу урока. Студенты получают представление о том, что такое эпиграф и как он оформляется. Задание для обучающихся: списать эпиграф в тетрадь.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор, к смерти все готово.
Всего прочнее на земле – печаль
И долговечней – царственное слово.
А.А. Ахматова
- Как вы понимаете смысл этих строк? (устно)
IV. Лекционный материал под запись с просмотром презентации:
-
Знакомство с понятием «Русский язык»
Язык – это универсальная система средств общения человеческого коллектива. Без языка невозможно было бы обмениваться информацией, совместно трудиться. Вспомните библейскую легенду о вавилонской башен: когда народы перестали понимать друг друга, они рассорились и не могли продолжать строительство. Язык – это общественное явление, на котором основывается существование нашей цивилизации.
С помощью языка сохраняются и передаются последующим поколениям знания, опыт, культурные традиции. Это отражается в сохранении в языке древних диалектов, географических названий, имен – таким образом осуществляется связь предков и потомков.
Язык – это система средств для выражения человеческой мысли, это своеобразная «одежда» для всех понятий, это возможность абстрактно (отвлеченно) мыслить, строить гипотезы (предположения), выводить суждения. Язык – это орудие познания мира. Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр.. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи. (М. Р. Львов Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)
Культура речи – выбор и организация языковых средств, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Основные аспекты культуры речи:
Коммуникативность, нормативность, этичность.
Особенно важна эстетическая функция языка. Слова используются как материал для построения образной системы. Литература – искусство изображения словом, в художественном тексте обычные понятия наполняются разнообразием смыслов и оттенков значения, слова начинают «сверкать», как драгоценные камни. Особенно ярко это проявляется в поэтической речи: способность «глаголом жечь» делает лирику неиссякаемым источником неповторимых мыслей и переживаний.
После сообщения ребята предлагают кратко записать в тетрадях функции языка в обществе.
Речь – деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, познания окружающего мира, для планирования своих действий и пр. Речь есть реализация языка, который обнаруживает себя только в речи.
(М. Р. Львов Словарь-справочник по преподаванию методики русского языка)
-
Значение русского языка в современном мире.
Русский язык – это один из мировых языков. Мировые языки – наиболее распространенные, они используются для общения между народами. Признаки русского языка как мирового: широкая распространенность в мире (четвертое место по распространенности); изучение в школах за пределами России.
Русский язык выступает как посредник, переводчик в области дипломатии, международной торговли, туризма, радио, телевидения, печати; это один из рабочих языков ООН (Организации Объединенных Наций).
Именно лингвистические способности русского языка позволяют ему быть удобным для функции мирового: он обладает развитой системой стилей и жанров; грамматически обработан (имеет учебники, словари).
Таким образом, русский язык имеет все необходимые характеристики мирового языка. Это язык развитой науки, культуры, великой русской литературы, так как обработан великими писателями и мыслителями – более 20 % книжной продукции издается на русском языке.
(признаки русского зыка).
-
«Русский язык как часть национальной культуры русского народа».
Литературный язык – высшая форма национального языка, отличающаяся наличием и разнообразием грамматических, лексических, орфоэпических, орфографических и пунктуационных норм. Для литературного языка также характерна универсальность (использование на всей территории страны, во всех сферах деятельности), общеобразовательность для всех членов коллектива.
Языковая норма - исторически сложившаяся и принятая в речевой практике система правил произношения и употребления слов. Норма бывает императивной (обязательной) и вариативной (твОрог и творОг), ставень и ставня. (Ребятам предлагается привести свои примеры фонетических, орфоэпических, и словообразовательных императивных норм).
Две формы существования литературного языка:
устной (доклады, лекции, беседы, живое общение) и письменной (художественная литература, публицистика, документы, учебники, письменное общение).
Говоря о богатстве и выразительности русского языка, следует отметить разнообразие синонимов и антонимов, наличие слов прямого и переносного значения, существование огромного резерва экспрессивных и оценочных средств языка. Н.В.гоголь: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто , крупно, как сам жемчуг, и , право, иное название драгоценнее самой вещи».
Задание: записать высказывание писателя всеми возможными способами цитирования (как прямую речь, как косвенную речь, с вводными словами).
-
Типы норм литературного языка.
Орфоэпические – это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле нормы ударения.
Словообразовательные – определяют правила образования слов в русском языке.
Лексические – отражают правильность употребления слов.
Грамматические нормы:
морфологическая норма – это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта;
синтаксическая норма– это правильное согласование слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения простых и сложных предложений.
Стилистические - это нормы, закрепляющие за функциональными стилями речи языковые средства.
Понятие речи как формы существования языка, язык как система, а речь как ее живое функционирование в обществе.
Норма – явление историческое! Она складывается в процессе развития языка.
Литературные нормы пушкинской эпохи:
засуха, музыка, дальный, турка (национальность),вихорь, клоб, (пара) сапогов, сделалась метель, сделали вопрос
А. А. Реформаторский: «Языком можно владеть, о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя слышать в прямом значении этого слова». Когда мы говорим, мы пользуемся речью, именно в речи языковые модели наполняются конкретным словесным материалом. Обратимся к ключевым понятиям «культура речи» и «качество хорошей речи» и придем к выводу, что они тесно связаны с понятием «языковой нормы».
Задание: найти и записать в тетрадь из вступительной статьи учебника пушкинские слова о том, что знание языка и чувства языка выражаются именно в чувстве «соразмерности и сообразности» речи.
-
Вопросы для контроля. (Устно)
- Что такое язык? Как связаны между собой язык и речь?
- Расскажите об основных аспектах культуры речи современного русского литературного языка.
- Кратко охарактеризуйте типы норм литературного языка.
Урок 2-ой. Практикум. Задания выполняются в специальной рабочей тетради (папка)
ТЕМА 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ
Язык — это уникальное явление, он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык — это государственный язык Российской Федерации средство межнационального общения и консолидации народов России.
Задание. Выпишите значения терминов, приведите примеры, используя материалы учебника [1]. Параграф № 1,2.
Язык — _____________________________________________________________________
Естественный язык — _________________________________________________________
Искусственный язык — ________________________________________________________
Мертвые языки — _____________________________________________________________
Живые языки — _______________________________________________________________
Единицы языка: _______________________________________________________________
Функции языка:
_____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Русский язык имеет две разновидности:
литературный язык, т.е. ______________________________________________________
диалекты, т.е. — ____________________________________________________________
Нормы русского языка — _______________________________________________________
Орфоэпические нормы — _______________________________________________________
Лексические нормы — _________________________________________________________
Словообразовательные нормы — ________________________________________________
Грамматические нормы — ______________________________________________________
Стилистические нормы — ______________________________________________________
Орфографические нормы — _____________________________________________________
Пунктуационные нормы — ______________________________________________________
Речь — _______________________________________________________________________
Автор (адресант) — ____________________________________________________________
Адресат (читатель или слушатель) — _____________________________________________
Виды речевой деятельности:
Устная —
Письменная —
Культура речи —
Характеристики культурной речи:
Правильность — ___________________________________________________________
Чистота —___________________________________________________________________
Точность —___________________________________________________________________
Логичность_________________________________________________________________
Уместность — ______________________________________________________________
Богатство и разнообразие________________________________________________
Эпитет — _____________________________________________________________
Сравнения— ________________________________________________________________
Метафоры —
Перифраза —
Олицетворение —
Оксюморон —
Гипербола —
Литота —
Антитеза —
Градация — __________________________________________________________________
Анафора —___________________________________________________________________
Эпифора — ___________________________________________________________
Инверсия — ______________________________________________________
Задание. Вспомните и запишите пословицы, поговорки, афоризмы о языке и речи.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итоги урока.
Делается вывод о том, что главной задачей курса языка в старших классах является сближение изучения языка и обучения навыкам культурной речи.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА: Выполнение тестового задания по вариантам. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Домашнее задание.
Выучить строфу бунинского стихотворения «Слово» (1915 год, написать ее по памяти и сочинить небольшую творческую работу о том, как поняли поэтические строки:
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема «Язык и речь»
I вариант
1. Язык- это:
А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.
2. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:
А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.
3. Волюнтативная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
4. Коммуникативная функция языка - это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
5. Познавательная функция языка – это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
6. Аккумулятивная функция языка - это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
7. Назовите формы существования языка:
А) диалект;
Б) художественный язык;
В) просторечие;
Г) жаргон;
Д) литературный язык.
8. Жаргон- это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
9. Просторечие-это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
10. Диалект-это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;
Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией.
В) речь неграмотных людей.
11. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?
А) правильность; Б) выразительность; В) бедность; Г) чистота.
12. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:
А) диалектизмы; В) жаргонизмы
Б) неологизмы; Г) архаизмы.
13. Определите функционально-смысловой тип текста.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
14. Определите функционально-смысловой тип текста.
После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
15. Определите функционально-смысловой тип текста.
Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
16. Функциональный стиль – это:
А) разновидность литературной речи;
Б) особая форма речи;
В) вид речевой деятельности.
17. Для разговорной речи характерны:
а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.
18. Что является целью научного стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
19. Что является целью официально-делового стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
20. Что является целью публицистического стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
21. Что не является жанром научного стиля?
А) доклад; В) реферат;
Б) диссертация; Г) автобиография.
22. Что не является жанром официально-делового стиля?
А) заявление; В) репортаж;
Б) протокол; Г) автобиография.
23. Что не является жанром публицистического стиля?
А) памфлет; В) репортаж;
Б) доверенность; Г) фельетон.
24. Выберите признак, характеризующий реферат.
А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;
В) развернутое сообщение на определенную тему.
25. Что такое заявление?
А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;
Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;
В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.
26. Что такое характеристика?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
27. Что такое расписка?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
28. Что такое доверенность?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
29. Что такое рецензия?
А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.
30. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.
А) конец речи;
Б) вступление;
В) главная часть;
Г) этикетные формулы.
Тема «Язык и речь»
II вариант
1. Обработанную форму общенародного языка, обладающую письменно закрепленными нормами и обслуживающую различные сферы человеческой деятельности, называют:
А) литературным языком; Б) художественным языком; В) современным языком.
2. Волюнтативная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
3. Коммуникативная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
4. Познавательная функция языка –это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
5. Аккумулятивная функция языка- это:
А) функция общения; В) функция сохранения и передачи информации;
Б) функция воздействия; Г) функция мышления.
6. Назовите формы существования языка:
А) диалект;
Б) художественный язык;
В) просторечие;
Г) жаргон;
Д) литературный язык.
7. Жаргон- это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
8. Просторечие-это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;
Б) речь людей одной местности;
В) речь неграмотных людей.
9. Диалект-это:
А) речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п;
Б) разновидность языка, которая употребляется как средство общения между людьми, связанными между собой одной территорией;
В) речь неграмотных людей.
10. Что не является коммуникативным качеством хорошей речи?
А) богатство; Б) выразительность; В) последовательность; Г) чистота.
11. Выберите языковые средства, разрушающие чистоту речи:
А) диалектизмы; В) жаргонизмы
Б) неологизмы; Г) архаизмы.
12. Язык- это:
А) набор текстов; Б) знание правил; В) знаковая система.
13. Функциональный стиль – это:
А) разновидность литературной речи;
Б) особая форма речи;
В) вид речевой деятельности.
14. Для разговорной речи характерны:
а) кодификация; б) неподготовленность; в) тематическое единство.
15. Что является целью научного стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
16. Что является целью официально-делового стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
17. Что является целью публицистического стиля речи?
А) передавать знания, обобщать информацию; В) давать указания;
Б) убеждать людей; Г) организовывать работу
18. Что не является жанром научного стиля?
А) доклад; В) реферат;
Б) диссертация; Г) автобиография.
19. Что не является жанром официально-делового стиля?
А) заявление; В) репортаж;
Б) протокол; Г) автобиография.
20. Что не является жанром публицистического стиля?
А) памфлет; В) репортаж;
Б) доверенность; Г) фельетон.
21. Выберите признак, характеризующий реферат.
А) обмен мнениями по какому-либо вопросу;
Б) композиционно организованное обобщенное изложение содержание книги;
В) развернутое сообщение на определенную тему.
22. Что такое заявление?
А) средство делового взаимодействия между фирмами и организациями;
Б) документ, в котором даются руководящие указания по определенному вопросу;
В) письменное обращение частного лица в государственное учреждение по вопросу личного характера.
23. Что такое характеристика?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
24. Что такое расписка?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
25. Что такое доверенность?
А) письменное подтверждение лица, получившего ценности;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) документ, подтверждающий право уполномоченного лица совершать какие-либо действия.
26. Что такое рецензия?
А) критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме;
Б) документ, в котором дается отзыв о трудовой и общественной деятельности человека;
В) краткое описание жизненных событий, обычно социально-значимых.
27. Расположите в логической последовательности элементы композиции речи.
А) конец речи;
Б) вступление;
В) главная часть;
Г) этикетные формулы.
28. Определите функционально-смысловой тип текста.
Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то далеко- кажется , за краем земли- хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. (К. Паустовский)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
29. Определите функционально-смысловой тип текста.
После прилета скворцы бегают в саду по дорожкам, заглядывая под каждый листик, охотятся в поле, в лесу, на пашне, собирают корм. Сидя на ветке дерева, трепеща черными крылышками, скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни.( По И.Соколову-Микитову)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
30. Определите функционально-смысловой тип текста.
Любите чтение, потому что литература дает вам обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей- словом, делает вас мудрыми. (Д.Лихачев)
А) повествование; Б) рассуждение; В) описание.
Эталоны ответов
IВАРИАНТ | IIВАРИАНТ |
1. В | 1. А |
2.А | 2.Б |
3. Б | 3. А |
4. А | 4. Г |
5.Г | 5. В |
6. В | 6. А ,В, Г, Д |
7. А ,В, Г, Д | 7. А |
8. А | 8. В |
9. В | 9. Б |
10. Б | 10. В |
11.В | 11.А, В |
12. А ,В | 12. В |
13. В | 13. А |
14. А | 14. Б |
15. Б | 15. А |
16. А | 16. В |
17. Б | 17. Б |
18. А | 18. Г |
19. В | 19. В |
20.Б | 20.Б |
21. Г | 21. Б |
22. В | 22. В |
23. Б | 23. Б |
24. Б | 24. А |
25. В | 25. В |
26. Б | 26. А |
27. А | 27. Г, Б, В, А |
28. В | 28. В |
29. А | 29. А |
30 Г, Б, В, А | 30 Б |