СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык как система. Уровни языка. Литературный язык и языковая норма

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Язык как система. Уровни языка. Литературный язык и языковая норма»

ПЛАН УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Язык как система. Уровни языка. Литературный язык и языковая норма

Цели урока:

1. Расширить и углубить знания о родном языке. Совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию.

2. Расширить кругозор студентов.

3. Воспитывать устойчивый интерес к родному языку, способствовать его развитию.

Вид урока: комбинированный

Средства обучения: схемы, карточки, таблицы

ХОД УРОКА

Организационный момент

Повторение ранее изученного материала

Разминка

1. Синтаксическая

Этот лекарь которого всё искусство состояло3 в том что он носил сапоги с мягкими подошвами умел деликатно браться за пульс спал четырнадцать часов в сутки а остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми2 каплями этот лекарь тотчас прибежал покурил жжёными1 перьями и когда барыня открыла глаза преподнёс ей на серебряном подносе рюмку с заветными каплями4. (Тургенев)

(Этот лекарь, которого всё искусство состояло в том, что он носил сапоги с мягкими подошвами, умел деликатно браться за пульс, спал четырнадцать часов в сутки, остальное время всё вздыхал да беспрестанно потчевал барыню лавровишневыми каплями, - этот лекарь тотчас прибежал, покурил жжеными перьями и, когда барыня открыла глаза, немедленно поднес ей на серебряном подносе рюмку с заветными каплями).

2. Орфографическая

Престиж, инъекция, предъявить, объективный, субъективный, премьера, серьёзный, сырьё, помощник, предугадать, трехъязычный, трехэтажный, сверхъестественный, сверхинтересный, безынтересный, объявление, съезд, предъюбилейный, сэкономить, предыстория, безапелляционный, настежь, предэкзаменационный, отрежьте, исправьте, взвесься, улыбаешься, вскользь, сельдь, льстишь, не прячьтесь, прочтите, лягте, невтерпёж, спешишь, улечься навзничь, фальшь, пять кляч, дач, много встреч, передач, туч, ветер могуч, как будто, как-нибудь, январский, сентябрьский, шестнадцать, шестьсот.

Изучение нового материала

Единицы языка — это элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. К основным единицам языка относят звуки речи, морфемы (части слова), слова, предложения.

Единицы языка образуют соответствующие уровни языковой системы: звуки речи — фонетический уровень, морфемы — морфемный уровень, слова и фразеологизмы — лексический уровень, словосочетания и предложения — синтаксический уровень.

Каждый из языковых уровней тоже является сложной системой или подсистемой, а совокупность их образует общую систему языка.

Низший уровень языковой системы — фонетический, он состоит из простейших единиц — звуков речи; единицы следующего, морфемного уровня — морфемы — состоят из единиц предшествующего уровня — звуков речи; единицы лексического (лексико-семантического) уровня — слова — состоят из морфем; а единицы следующего, синтаксического уровня — синтаксические конструкции — состоят из слов.

Единицы разных уровней различаются не только местом в общей системе языка, но и назначением (функцией, ролью), а также строением. Так, кратчайшая единица языка — звук речи служит для опознавания и различения морфем и слов. Сам звук речи значения не имеет, со смыслоразличением он связан лишь косвенно: сочетаясь с другими звуками речи и образуя морфемы, он способствует восприятию, различению морфем и образуемых с их помощью слов.

Звуковой единицей является и слог — отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с соседними. Но слоги не соотносятся с морфемами или какими-либо другими значимыми единицами; кроме того, выявление границ слога не имеет достаточных оснований, поэтому некоторые ученые не включают его в число основных единиц языка.

Морфема (часть слова) — кратчайшая единица языка, имеющая значение. Центральная морфема слова — корень, в котором заключено основное лексическое значение слова. Корень присутствует в каждом слове и может полностью совпадать с его основой. Суффикс, приставка и окончание вносят дополнительные лексические или грамматические значения.

Различают морфемы словообразовательные (образующие слова) и грамматические (образующие формы слова).

В слове красноватый, например, три морфемы: корень красн- имеет признаковое (цветовое) значение, как и в словах красный, краснеть, краснота; суффикс -оват- обозначает слабую степень проявления признака (как в словах черноватый, грубоватый, скучноватый); окончание -ый имеет грамматическое значение мужского рода, единственного числа, именительного падежа (как в словах черный, грубый, скучный). Ни одна из этих морфем на более мелкие значимые части разделена быть не может.

Морфемы с течением времени по своей форме, по составу звуков речи могут видоизменяться. Так, в словах крыльцо, столица, говядина, палец некогда выделявшиеся суффиксы слились с корнем, произошло опрощение: производные основы превратились в непроизводные. Так же может изменяться и значение морфемы. Синтаксической самостоятельностью морфемы не обладают.

Слово — основная значимая, синтаксически самостоятельная единица языка, служащая для наименования предметов, процессов, свойств. Слово представляет собой материал для предложения, причем предложение может состоять из одного слова. В отличие от предложения, слово вне речевого контекста и речевой ситуации не выражает сообщения.

В слове сочетаются признаки фонетические (его звуковая оболочка), морфологические (совокупность составляющих его морфем) и семантические (совокупность его значений). Грамматические значения слова материально существуют в его грамматической форме.

Большинство слов многозначно: например, слово стол в конкретном речевом потоке может обозначать род мебели, вид пищи, набор блюд, предмет медицинской обстановки. Слово может иметь варианты: ноль и нуль, сох и сохнул, песнь и песня.

Слова образуют в языке определенные системы, группы: на основе грамматических признаков — систему частей речи; на основе словообразовательных связей — гнезда слов; на основе смысловых отношений — систему синонимов, антонимов, тематических групп; по исторической перспективе — архаизмы, историзмы, неологизмы; по сфере использования — диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, термины.

К слову по его функции в речи приравниваются фразеологизмы, а также составные термины (точка кипения, вставная конструкция) и составные названия (Белое море, Иван Васильевич).

Из слов образуются словосочетания — синтаксические конструкции, состоящие из двух или более знаменательных слов, соединенных по типу подчинительной связи (согласования, управления, примыкания).

Словосочетание наряду со словом является элементом построения простого предложения.

Предложения и словосочетания образуют синтаксический уровень языковой системы. Предложение — одна из основных категорий синтаксиса. Оно противопоставлено слову и словосочетанию по формальной организации, языковому значению и функциям. Предложение характеризуется интонационным строем — интонацией конца предложения, законченности или незаконченности; интонацией сообщения, вопроса, побуждения. Особая эмоциональная окрашенность, которая передается интонацией, может превратить любое предложение в восклицательное.

Предложения бывают простые и сложные.

Простое предложение может быть двусоставным, имеющим группу подлежащего и группу сказуемого, и односоставным, имеющим только группу сказуемого или только группу подлежащего; может быть распространенным и нераспространенным; может быть осложненным, имеющим в своем составе однородные члены, обращение, вводную, вставную конструкцию, обособленный оборот.

Простое двусоставное нераспространенное предложение членится на подлежащее и сказуемое, распространенное — на группу подлежащего и группу сказуемого; но в речи, устной и письменной, происходит смысловое членение предложения, которое в большинстве случаев не совпадает с членением синтаксическим. Предложение членится на исходную часть сообщения — «данное» и на то, что утверждается в нем, «новое» — ядро сообщения. Ядро сообщения, высказывания выделяется логическим ударением, порядком слов, им завершается предложение. Например, в предложении Предсказанный накануне ливень с градом разразился утром исходной частью («данным») является предсказанный накануне ливень с градом разразился, а ядром сообщения («новым») выступает утром, на него падает логическое ударение.

Сложное предложение объединяет два или более простых. В зависимости от того, какими средствами связаны части сложного предложения, выделяются сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения.

Закрепление нового материала

Диктант

Нет ничего приятнее для путника в жаркий июльский полдень, как погрузить разгорячённое лицо в прохладную струю шаловливой деревенской речонки или напиться студёной воды из ключа, бьющего в неглубоком ущелье.

Поднялись вы давно, ещё на рассвете, побродили в березняке, ельнике и в гуще осиновых рощ, на ходу старательно высматривая разные цветы, ягоды, грибные шляпки и заполняя ими объёмистую свою корзину. Вскоре корзина ваша доверху наполняется добычей — всем, что вам попадалось по дороге. Вы нетерпеливо шагаете узкой межой вдоль овсяного поля с единственным желанием: поскорее добраться до спасительной реки.

Вот она блещет вдали серебряной полосой и манит своей прохладой. «Какое блаженство искупаться! — думаете вы. — Полжизни готов отдать за речную свежесть».

Вокруг беспредельная сушь. Всё дышит раскалённым зноем.

Полуденное солнце, готовое, кажется, поразить вас каждым своим лучом, безжалостно печёт темя. На небе ни облачка. Ясное и спокойное, оно равнодушно отражает нестерпимо знойные солнечные лучи.

Нигде ни одного звука, ни единого живого существа. Не слышно кузнечиков, не видно зарянок — гостий здешних мест. Лишь изредка где-то в отдалении, за едва заметной глазу придорожной полосой кустов, на мгновение нарушая воцарившееся безмолвие, протянет овсянка одну из своих грустных песен, и снова тишь.

Корзина оттягивает плечо. Путь кажется бесконечным. Ещё осталось пересечь одно только пастбище с лениво пасущимися на нем коровами и овцами, и цель достигнута.

Бесшумно струится в низких берегах реки кристальная влага, беззвучно приглашающая усталого путника освежить истомлённое зноем тело в прохладной глубине.

Разве тут сдержишься! Прячьте куда-нибудь корзину, киньте в траву платье и прямо с берега бросьтесь вниз в прозрачную глубь! Как бич, хлестнёт жгучая струя, и через мгновение поплывёте вы размашистыми сажёнками к песчаной отмели, где любо будет вам поваляться на горячем песке.

Домашнее задание: теоретический материал




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!