СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык мой - друг мой

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на 34 факультативных занятий. Представляет собой систему различных материалов для углублённого изучения русского языка учащимися 8-х классов.

Просмотр содержимого документа
«Язык мой - друг мой»

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Язык мой – друг мой» по русскому языку разработана  на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Основана на рабочей программе по русскому языку (предметная линия учебников УМК под редакцией Ю.С. Пичугова, А.П. Еремеевой, А.Ю. Купаловой и др.; «Русский язык. Практика. 8 класс».– М.: Просвещение, 2017.

 Рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Цели :

Пробудить у учащихся интерес к изучению русского языка;

воспитать любовь к русскому языку; научить бережно обращаться с ним;

выработать навыки исследовательской работы, проектной деятельности;

расширить представление о русском языке, его возможностях;

обучить речевому этикету;

помочь учащимся сделать свою речь грамотной, яркой и выразительной;

обогатить словарный запас;

подготовить учащихся к олимпиадам и тестированию по русскому языку.

Задачи :

Формировать эстетический вкус, уважение к труду.

Расширить знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.

Совершенствовать языковые способности, позволяющие использовать все богатства

р языковых средств в различных ситуациях общения.

воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;

развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений

в различных областях

жизни;

воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке


Общая характеристика курса. В современном мире востребованы люди способные грамотно, логично и точно формулировать свои мысли. Итоговая аттестация по русскому языку, участие в олимпиадах также требует от учащихся хорошего владения русским языком. Данная рабочая программа

помогает учащимся овладеть навыками речи, учит избегать грамматических и речевых ошибок, строить высказывания с соблюдением норм, составлять тексты и сообщения, редактировать их.

Курс «Язык мой – друг мой» предназначен для учащихся 8 классов

Программа кружка опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса русского языка.

Основные формы организации занятий – семинары и практические занятия.

Формами контроля за достижениями учащихся служат самостоятельно подготовленные сообщения и письменные работы.

Занятие языком – трудное дело. Здесь необходим не только кропотливый труд, но и неподдельный интерес к языку. На уроках мало времени, чтобы углубляться в тайны языка. На занятиях кружка легко вызвать интерес к языку различными занимательными заданиям. В данной программе учтены возраст и особенности учащихся. Программа составлена с целью углубления представлений о языке. В наше время, когда учащиеся больше времени проводит за компьютером, когда в общении детей господствует

приниженный сленг, возникает серьѐзная необходимость вызвать желание к владению именно литературным языком.

Программа курса включает в себя углубленные вопросы по разделам фонетики, грамматики, лексики, синтаксиса, лингвистике. Но нельзя начинать работу без экскурса в историю. Поэтому включены в программу беседы по истории происхождения письменности, ведь именно появление письменности положило начало лингвистической науке. Несколько занятий посвящается различным вопросам лексики, что объясняется и обилием вызывающего интерес у учащихся материала, и необходимостью воспитать у

учащихся внимание к слову, вызвать желание разгадывать тайны языка. Занятия по фразеологии вызваны необходимостью обогатить речь учащихся; по этимологии - стремлением воспитать у учащихся интерес к разгадыванию тайн языка.

Место курса в учебном плане. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и лексики русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.


1.Планируемые результаты курса:

Расширятся знания учащихся по некоторым проблемным вопросам языкознания.

Учащиеся подготовятся к тестированию, к ОГЭ.

учащиеся овладеют навыком работы с учебными пособиями, дополнительной литературой; научатся правильно пользоваться различными лингвистическими словарями; вести поисковую работу; ознакомятся с приѐмами исследовательской и проектной деятельности.

В результате изучения русского языка ученик должен

Знать/понимать

функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии

русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам

различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

Уметь

проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности

достижения поставленных коммуникативных задач;

объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

Аудирование и чтение

использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в

зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной

литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

Говорение и письмо

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин),

деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы

современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике

синонимические ресурсы русского языка;

применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.

Методы и формы работы

- беседы;

- творческие задания;

- тесты;

-исследования;

- конкурсы;

- семинары- проекты- практические работы;- игры;


2. Содержание курса

1 «Застывшие письмена». Некоторые сведения о происхождении письменности.

2 Первые алфавиты и их роль в развитии культуры народов.

3 Изменение смысла слова с изменением звука..

4 Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-перевѐртыши, кроссворды, ребусы,

чайнворды и др.

5 Как рождается слово. Типы переноса значения. Связь между значениями слова

Слова и вещи.

6 Словари омонимов. Идеографические синонимы. Контекстуальные синонимы.

7 Возникновение фразеологизма. Фразеологические цепочки. «Кто больше знает

фразеологизмов на указанную тему».

8 Этимология слова и «морфологическое чутьѐ». Этимологические родственники. О

том, как пашня превратилась в лес.

9 Полногласные и неполногласные сочетания.

10 Словообразовательные цепочки. Словообразовательное «древо».

11 «Странные» корни»

12 Слова с двумя-тремя приставками. Сложные слова.

13 В мире суффиксов

14 Кто больше знает существительных общего рода

15 Формы прилагательных. Переход прилагательных в существительные.

16 «Родственники» числительного. Слова разных частей речи, образованных от

числительных.

17 Сложные слова с составной частью САМО-

18 Роль наречий в тексте. Наречие в роли главных членов предложения.

19 Члены предложения, выраженные словосочетаниями. Синтаксическая разница

между парами словосочетаний

20 Стилистика. «Кто ярче»

21 Словесная живопись Долой однообразие! Заморские гости. Оружие смеха.

22 Обобщение.«Самый умный»


3 Календарно-тематическое планирование .

№ п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Виды деятельности учащихся

1



Вводный урок. «Русский язык, давай дружить!»


Создание небольших

сообщений,

докладов.

2



.«Застывшие письмена».

Некоторые сведения о происхождении

письменности. Древние письмена.

Обнаружение ранних систем письма на

Территории России.

Создание небольших

сообщений, докладов.

3



Первые алфавиты и их роль в развитии

культуры народов древней Руси.


Создание небольших

сообщений,

докладов.

4



Изменение смысла слова с изменением

звука.

Создание своих заданий:

шарад, анаграмм, метаграмм, слов-

перевѐртышей

5



Шарады, анаграммы, метаграммы, слова-

перевѐртыши

Защита лингвистических игр


6



Кроссворды, ребусы, чайнворды

Разгадывание и

создание своих

ребусов

7



Рождение слова

Типы переноса значения. Связь между

значениями слова

Небольшие

сообщения учащихся


8



Использование

многозначных слов в художественных

произведениях


Редактирование

предложенных

текстов


9



Слова и вещи.

Работа со словарями


10



Словари омонимов

Омонимы ,омоформы, омографы, омофоны

в художественной литературе


Творческие работы


11



Пути возникновения синонимов

Идеографические синонимы

Контекстуальные синонимы.

Стилистические синонимы


Исследования

12



11 Возникновение фразеологизма.

Фразеологические цепочки.

«Кто больше знает фразеологизмов на

указанную тему»


Защита проектов. Мини рассказы по

теме


13



Этимология слово и «морфологическое

чутьѐ».


Определение

принадлежности

слова к современному

языку

14




Этимологические родственники.

Полногласные и неполногласные

сочетания.


Определение

принадлежности

слова к современному

языку

15



Словообразовательные цепочки

Словообразовательное «древо».

«Странные» корни».


Составление

словообразовательных

цепочек


16



Составление

словообразовательных

цепочек


Защита собственного

словообразовательного

«древа»


17



Слова с двумя-тремя приставками.

Сложные слова

В мире суффиксов


Исследование слов

Морфемный разбор,

Тесты.

18



Кто больше знает существительных

общего рода.


Участие в конкурсе

19



Формы прилагательных

Участие в тестировании

20



Переход прилагательных в

существительные.


Создание небольших

текстов, определение

частеречной

принадлежности

21



«Родственники» числительного

Определение части

речи, тесты


22



Слова

разных частей речи, образованных от

числительных


Словесная живопись. Сложные слова с

составной частью САМО-


23



Роль наречий в тексте.


Исследование текстов

с точки зрения

синтаксиса


24



Наречие в роли главных членов

предложения

Исследование текстов

с точки зрения

синтаксиса


25



Устойчивые словосочетания

Стилистика. «Кто ярче»


26



Члены предложения, выраженные

словосочетаниями

Стилистика. «Кто ярче»


27



Управление, согласование, примыкание.

Участие в тестировании

28



Синтаксическая разница между парами

словосочетаний


Исследование

синтаксических пар


29



Долой однообразие! Редактирование

текста с целью избавления от скучных

повторов

Защита своих текстов


30



Долой однообразие! Редактирование

текста с целью избавления от скучных

повторов

Защита своих текстов


31



Заморские гости. О путях проникновения в

нашу речь иноязычных слов, о сфере их

употребления.


Редактирование

текста


32



Заморские гости. О путях проникновения в

нашу речь иноязычных слов, о сфере их

употребления.


Редактирование

текста


33



Оружие смеха. Как с помощью

словообразовательных элементов выразить

своѐ отношение к предмету разговора


Семинар

34



Итоговое занятие «Самый умный»

Презентация


Литература для учителя

1. В. А. Иванова, З. А. Потиха, Д. Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Ленинград.

«Просвещение». Ленинградское отделение, 1990

2.А. Т. Арсирий, Г. М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть

первая. М. Учпедгиз. 1963.

3.А. Т. Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2.изд. «Просвещение»,

М., 1967.

4. Григорьян Л. Т. Язык мой – друг мой. (Материалы для внеклассной работы по русскому языку).

Пособие для учителей. М. «Просвещение», 1976

Интернет-ресурсы

Литература для учащихся

1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. М.,

«Просвещение», 1995.

2. И. Я. Бурау. Загадки мира слов. Д., «Сталкер», 1997.

3. Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов, издание второе

исправленное, М., Просвещение, 1982.

4. Ю. В. Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии.

5. Г. Александрова. Занимательный русский язык(серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург,

«Тригон», 1997.

6. Интернет-ресурсы__