«Язык мой - друг мой»
Брейн-ринг по русскому языку
в 5-9 классах
Учитель: Газдарова Людмила Мухарбековна
Неделя русского языка и литературы
Сценарий мероприятия.
Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке, словари (орфографические, толковые, иностранных языков, фразеологизмов).
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его:
Н.В.Гоголь
Русский язык создан русским народом, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью:
А.Н. Толстой
Цели:
Актуализировать знания по русскому языку;
Научить логическому, творческому мышлению;
Научить быстро и правильно выполнять задания;
Привить чувство любви к русскому языку.
Проведение игры "Брейн - ринг"
Заранее подготовленные чтецы декламируют стихи.
Чтец 1:
Выучи русский язык.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,-
Выучи русский язык!
Чтец 2:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познание кручи-
Выучи русский язык!
Чтец 3:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый рудник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С.Абдулла, узбекский поэт.)
Ведущий: Сегодня в нашем зале встречаются сильнейшие игроки - представители 5 - 9 классов. Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; мы определим самых умных, мудрых и находчивых любителей русского языка.
Девиз нашей игры: Выучи русский язык, и ты откроешь перед собой весь мир!
Недаром о русском языке написано столько хороших, задушевных строк, стихотворений. Послушаем отрывок стихотворения о Русском языке замечательного писателя и поэта Семена Петровича Данилова:
Я ко всем наукам ключ имею!
Я со всей вселенною знаком!
Потому что я владею
Русским всеохватным языком!
Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
Правила игры: Игра состоит из трёх туров. В каждом туре игра идет до трех очков. Время размышления над вопросом - одна минута. Команда, не ответившая на 3 вопроса, выбывает из игры. Победителем будет признана команда, набравшая наибольшее количество очков.
После жеребьевки команд начинается игра.
Первый тур:
О каких знаках препинания идет речь?
Когда слова гремели и блистали,
Я в моде был, я был на пьедестале!
Однако время новое настало -
Оно меня и свергло с пьедестала.
(Восклицательный знак)
Что о себе сказать могу?
Согнула жизнь меня в дугу.
За свой характер я плачу -
За то, что много знать хочу.
(Вопросительный знак)
Известно миру с давних пор,
Что знак я немаловажный
И не окончен разговор:
И начинает думать каждый.
(Многоточие)
Он очень вежлив:
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь,
Он в слове, "мать" и в слове "дочь"
И в тихом лунном слове "ночь"
Чтоб никого не огорчать,
Он все старается смягчить.
(мягкий знак)
2. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (Буква ё)
3. Составьте предложение из 6 (минимум) слов, начинающихся на букву -П или -О
Например: Прасковья Петровна пригласила Порфирия Петровича поужинать пирогами.
4. Что означают эти выражения? Когда мы их употребляем?
Шиворот на выворот ("Совсем наоборот");
Спустя рукава ("Трудиться неохотно");
Точить лясы ("ничего не делать", "без пользы проводить время за разговором").
5. Подберите пословицы и поговорки, связанные с временами года или отдельными месяцами, и закончите их.
Весна красна цветами,:(а осень снопами)
Весною час упустишь - : (годом не наверстаешь)
Осень прикажет, а : (весна свое скажет)
Декабрь год кончает, а : (зиму начинает)
В зимний холод : (всякий молод)
Ни в марте воды, : (ни в апреле травы)
Лето припасает, а : (зима поедает)
Где в апреле река, : (там в июле лужица)
6. Объясните написанные словосочетания:
Грамотный инженер - ("обладающий знаниями в инженерии")
Грамотное сочинение - ("не содержащее ошибок")
Грамотный чертеж - (выполненный со знанием дела)
Грамотный ученик - (умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить)
За правильный ответ в этом туре - 1 балл.
Второй тур:
Перечислить по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Превратите слово "мел" в мелкое место, угол - в топливо, шест - в число (сделать конечный согласный мягким).
Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка? Используйте толковый словарь. (Гимн - торжеств. песня-символ, гимназист - учащийся гимназии, гимнаст - спортсмен, гимнастерка - верхняя рубашка. Данные слова не являются однокоренными)
Определите, где предлоги, а где наречие.
Вокруг стояла тишина;
Туристы расположились вокруг костра;
Не мешай слушать, после расскажешь;
После небольшого отдыха все запели.
5. Укажите существительное женского рода.
Профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь. (вермишель)
За правильный ответ на 1 вопрос - 2 балла.
Третий тур:занимательная пятиминутка.
Подведение итогов.