СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Язык. Сознание. Культура.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются проблемы несовершенного владения русским языком учащимися с точки зрения семантики, морфологии и синтаксиса, нежелания читать у детей, прослеживается связь языка с мышлением и возможностью культурного общения. Автор изучает процесс отрицательного отношения к учению, чтению, представляет традиционные объяснения данного явления, технику и приемы работы над развитием креативного мышления, что ведет к осознанному желанию изучать родной язык, причем на сознательном уровне, хотеть культурно общаться, познавать мир не только современный, но и его  историческое прошлое.

В статье подчеркивается необходимость изучения физиологических процессов нежелания учиться.

Просмотр содержимого документа
«Язык. Сознание. Культура.»

Тресцова Светлана Васильевна

Государственное учреждение образования «Средняя школа №4 города Витебска», Беларусь

«Язык. Сознание. Культура»

Аннотация

Автор работы – Тресцова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории, стаж работы в школе – 25 лет.

В статье рассматриваются проблемы несовершенного владения русским языком учащимися с точки зрения семантики, морфологии и синтаксиса, нежелания читать у детей, прослеживается связь языка с мышлением и возможностью культурного общения. Автор изучает процесс отрицательного отношения к учению, чтению, представляет традиционные объяснения данного явления, технику и приемы работы над развитием креативного мышления, что ведет к осознанному желанию изучать родной язык, причем на сознательном уровне, хотеть культурно общаться, познавать мир не только современный, но и его историческое прошлое.

В статье подчеркивается необходимость изучения физиологических процессов нежелания учиться.

Статья предназначена для широкого круга читателей, в частности, учителей, а также тех, кто интересуется психолингвистикой.

Ключевые слова: менталитет, образ жизни, нравственность, креативность.

Статья

Всем известное определение языка как знаковой системы, соотносящей понятийное содержание и типовое звучание (написание), для учителя дополняется еще и эмоциями, рождающимися в процессе узнавания и понимания смысла сложенных воедино звуков; ментальностью, в которое входят понятия духовности (состояние души, в котором преобладают духовные, нравственные и интеллектуальные интересы над материальными), познания (процесса постижения закономерностей внутреннего и внешнего мира человека), менталитета.

На сегодняшний день в учении есть одна проблема – нежелание ребенком не столько изучать мир, сколько его понимать, осознанно принимать и найти в нем себя. Дети сегодня не хотят читать. Проблема? Да! В чем же причина? Иногда я слышу, что читают, но только не книгу. И это есть. Читают в телефоне, в планшете, в компьютере… Гаджетов много. Не странное ли название? Но как читают? Либо эпизодами (все прочитать сложно физически), отсюда изучение классики в сокращенном варианте, либо то, что развлекает, так как не надо напрягаться думать. Отсюда лишь частичное понимание происходящего, неверие и наивность. Причина этой проблемы (нечтения) – во многих не: нежелании, несовершенстве, незаинтересованности, незнании…значений слов, строения словосочетаний и предложений, морфологических норм. Обычные ответы обычных людей, когда их спрашивают о нынешнем положении дел с образованием, звучат так: «Детям интереснее общаться с живыми сверстниками, нежели с буквами на страницах; проще смотреть телевизор или играть в компьютерные игры, а чтобы читать, нужно напрягать мозги; хотят гулять; много информации; воспитание; лень; нет примера родителей; особенности восприятия». Все эти ответы правильны, но для каждого можно найти пример личности, к которой не подойдет ни одна из этих причин. Например, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, много других не только ученых, писателей, но и исторических деятелей. Конечно, не стоит ориентироваться на исключения, стоит увидеть те моменты, которые, действительно, могут помочь развить ум человека. Поэтому первое правило – заинтересовать ребенка чтением. Как это сделать? Психологи говорят так: «Не стоит равнять своего ребенка на других детей, добивающихся успехов. Гораздо лучше сравнивать его с самим собой вчерашним, то есть говорить фразы типа: «Сегодня у тебя получилось сделать что-то гораздо лучше, быстрее, чем ты это делал на прошлой неделе»; не позволять себе нелестных высказываний в сторону учебного заведения и преподавательского состава, поскольку это подрывает авторитет учителей и усиливает антипатию к учебе. Кроме того не стоит спорить с преподавателем, даже если Ваша точка зрения сильно отличается. В противном случае можно привлечь к ребенку лишнее негативное внимание; не стоит пугать ребенка историями и примерами того, что будет вследствие плохой учебы. Поддержка и оптимистические планы на будущее – вот то, в чем он на самом деле нуждается; не нужно загружать все свободное время лишь выполнением домашних заданий. У ребенка должны быть свои увлечения, хобби и возможность игры на улице с друзьями».

Проанализировав вышеизложенное, можно понять, что проблема нежелания учиться, нежелания читать гораздо более глубокая, нежели нам кажется. Владение языком – это одна из составляющих мышления человека. Помните, не было бы А. С. Пушкина, если бы не было его няни. Ее певучая, сказительная речь повлияла на его ум. Да и мало ли таких примеров? Вот оно самое важное! Родители детей, даже приученные к чтению, часто вопрошают, почему они читают, а дети их нет. Да потому, что нет внимания к ребенку, наблюдения за ним, за его развитием. Ведь и раньше времени у родителей много не было, однако увидеть поступок ребенка и правильно на него отреагировать считалось самым важным. Да и куда ушло то золотое время, когда родители читали сказки, умудряясь при этом объяснять непонятные слова, доходя лишь до самого интересного, напряженного момента, кульминации, развивая желание в ребенке обязательно узнать, а чем же все завершилось. А еще, человек так устроен, всегда хочется разгадать загадку, тайну. Для нынешнего поколения загадки и тайны не в слове, а в разгадках, как работает тот или иной гаджет, больше внимания уделяется внешним атрибутам, нежели внутренним. Поэтому как-то равнодушно относится человек к тому, что говорит и как говорит. Известный анекдот на эту тему: « Комиссия языковедов, взволнованная тем, что абитуриенты искренне считают слово «кофе» среднего рода, вышла «в люди». В кафе за соседним столиком сидел грузин. Официант принес меню. Тот посмотрел и сделал заказ: «Мене одын кофе (тут комиссия облегченно вздохнула) и добавил: и одын булочка». Ну а строение словосочетаний и предложений - это прямая связь с работой мозга. Если нет четкости, точности, логики, нет и синтаксиса.

Конечно, очень большое значение, как ни горько это осознавать, имеет потеря нравственных ориентиров у родителей. Часто слышишь: а вот в наше время… или нет на вас Сталина. Любое время одинаково сложно. Но никто и никогда не говорил, что можно жить не по-христиански, не имея в сердце Бога. А ведь довольно долго жили в атеистическом мире и забыли то, что было для народа традицией, что было проверено временем, что считалось правильным. Берем в руки книгу Оксаны Котович и Янки Крука «Золотые правила народной культуры» и удивляемся тому, о чем они пишут: мы не должны раствориться в процессах глобализации, нам надо сохранить свою самобытность, неповторимость нашей души, менталитета, толерантности, нам просто надо знать наше традиционное наследие. И может начать с обучения родителей? Ненавязчиво, что-то вроде бюллетеней вывешивать и рассказывать, хотя бы в общих чертах, что можно сделать самому, как помочь ребенку. Здесь уместно все: рисунки, поделки, культурные программы (посещение выставок, знакомство с интересными людьми, участие в различных мероприятиях). Только все эти казалось бы обычные вещи нужно проводить со всей серьезностью. Не на бегу, а даже с какой-то программой по дороге, пока добираешься до назначенного места. Например, давайте увидим улицу, по которой идем, или услышим ее. Минут 10 наблюдаем, запоминаем, потом делимся впечатлениями (от каждого хотя бы по словосочетанию – можно и вывески посмотреть, и как улица называется, и кого в это время увидели, каким было небо на этой улице, какими люди, какие деревья здесь растут, какие памятники…). На уроках тоже можно многое. Прежде всего это учительское владение словом. Язык в совершенстве – это красота твоей души. Если преподаватель, придя на урок, умеет выискать необычные слова, или заставить задуматься над обычным, или умеет читать разными голосами, тонами, тембрами, подкрепляя сказанное или прочитанное мимикой и жестами, то есть дать пищу воображению ребенка, то никогда такая работа мимо не пройдет. Как писал А. А. Потебня, «Основной вопрос всякого знания: откуда и, поскольку можно судить по этому, куда мы идем…». Главное – цель образования и воспитания. Но, думаю, как раньше, так и сейчас, (по словам Ф. Соллогуба) истинными людьми считаются те, что живут для науки, искусства, для пользы и для друзей, то есть для всех порядочных и интеллигентных людей. И в связи с этим хочу предложить свою идею – идею преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов мышления, то есть работу над развитием креативного мышления.

Креативность необходима человеку в деятельности и общении, в повседневной жизни: 1) она определяет успешность деятельности представителей профессии социономической группы (руководителя, педагога, психолога – нельзя работать только с алгоритмизированными рекомендациями и завершенными теориями, обязательно надо учитывать нюансы психической организации конкретного человека, понимать действительное положение дел); 2) креативность помогает находить оригинальные решения сложных технических, организационных, научных проблем, создавать художественные произведения (К. Роджерс по этому поводу пишет: «Творческий характер имеют… действия ребенка, изобретающего со своими товарищами новую игру; Эйнштейна, формулирующего теорию относительности; домохозяйки, изобретающей новый соус для мяса; молодого автора, пишущего свой первый роман»); 3) креативный человек обладает большей привлекательностью в общении. И это связано не только с его постоянным развитием, изменением, но и с его открытостью к иному опыту; 4) креативность выступает мощным фактором развития личности, определяющим готовность изменяться, отказываться от стереотипов; 5) изменчивость современного мира побуждает к креативности. Приемов работы здесь достаточно: развитие умений выдвигать гипотезы ( задуматься, почему течет вода или поют птицы); определить условия, при которых тот или иной предмет будет полезен; найти возможную причину события; самое логичное и самое нелогичное объяснения; скажи, на что похожи…; составь рассказ от имени другого; наблюдение очевидного; увидеть в другом свете и т. д.

Язык очень тесно связан с сознанием. « Одно из универсальных средств описания мира – слово. Язык – мера самого человека. Сознание возможно только языковое. Уровень владения языком отражает уровень мышления. Через язык мы входим в мир, в культуру» - эти слова принадлежат профессору Валентине Абрамовне Масловой, у которой мне посчастливилось учиться и с которой я вновь встретилась на Международной научной конференции «Диалог культур – 2» в Витебске. Она, конечно же, права. Одной из причин сегодняшнего несовершенного владения языком является славянский менталитет – это промолчать, не высказать, что тебя тревожит, не решить проблему вместе, а как-то отстранится от нее или сделать все возможное, чтобы решить ее самостоятельно, но не всегда хватает на это обычного житейского опыта, мудрости и знаний. В результате все молчат (чтобы никто ничего не подумал, чтобы, не дай Бог, не отнесли это к слабости), ребенок тоже молчит, чтобы не проявлять своей навязчивости, откуда же знание языка, слов, которые вызвали бы понимание. А с этим уже тесно связано мышление, сознание. Ведь молчим осознанно, что-то решив для себя, никому не доверяя, гордясь этим своим умением. Результат обычно плачевный. Описать свои чувства не можем, значит донести до человека информацию не выходит. Пропасть. Если уж так, то помочь может только психолог.

«Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения. Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога». И это дети, которые не умеют и дети, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.). К тому же нужно помнить, что младшим детям важно зарекомендовать себя перед учителем, а старшим – перед сверстниками. Поэтому для учащихся 8-11 классов важен разговор о поступках в глазах их же ребят. В этом возрасте требуется принимать решения, тем самым открывая себя миру, то, что до сих пор тщательно скрывалось либо защищалось родителями, то есть теперь нужно защитить себя самому и не перед теми, кто тебя обожает и любит, а перед всеми, отсюда такая болезненность, злость, раздражение.

С языком и сознанием тесно связано понятие культуры. Если человек не воспитан в народных традициях, то для него не существует и слова «культура». Да и куда мы стремимся? Есть же пословица: «Где родился, там и пригодился», а нам уже не хочется жить и творить в своей стране. Здесь хотела бы упомянуть о книге Ольги Сергеевны Муравьевой, потомка знаменитого дворянского рода, «Как воспитывали русского дворянина», где она пишет о том, что дворянское воспитание – это образ жизни, стиль поведения, усваиваемый путем привычки и подражания, тем более, что ориентировалось дворянство на западную модель поведения и стремилось усвоить европейские нормы быта и этикета, но бралось именно самое лучшее, самое подходящее к русскому менталитету. Кстати говоря, по дворянскому обществу мы скучаем. У Пушкина можно прочитать, что независимость, храбрость и благородство – качества природные, но образ жизни может их развить, усилить – или задушить. Нужны ли они? Да, ибо они служат человеку защитой, охраной. В результате, могу сказать, что именно образ жизни влияет на уровень владения языком, сознание и культуру человека.


Trestsova S. V.

State compulsory secondary school №4, Vitebsk

Language. Mind. Culture.

Summary

Text.

The author of the work is Trestsova Svetlana Vasilyevna, the teacher of Russian and literature of the higher category, who has been teaching for 25 years.

In the article a am confide ring the problems of knowing the Russian language by the students from the point of semantics, morphology and syntax, unwillingness to read by children, and we can see connection with our mind and the possibility cultural communication. The author is studying the process of negative attitude to the language, is diving traditional explanation this phenomena, the techniques and devices of working over the creative mind, which leads to the willing to study the native language consciously, to want to communicate cultural, the study not only the modern world and history. In the article a have stressed the importance of studying physiological process unwillingness to read.

The article is for the wide circle of readers, the teachers and those who are interested psychological linguistics.

Keywords: mentality creativity  lifestyle morality