План урока
1. Каким быть обществу
2. Либерализм
3. Консерватизм
4. Социализм
5. Коммунистические идеи
6. Анархизм
1. Каким быть обществу
Философы-мыслители издавна задавались вопросом как и в каком направлении развивается общество. Что предпочтительнее революция или реформа? Куда движется история? С возникновением индустриального общества возникло множество новых вопросов. – отношения между личностью и государством, личностью и церковью, отношения между новыми классами – промышленной буржуазией и наемными работниками, каково отношение к собственности и другие.
В XIX в. в Западной Европе оформились три основных социальных учения: либерализм, консерватизм и социализм.
2. Либерализм
Основные идеи либерализма (от лат. Liberalis – свободный) появились в эпоху просвещения и в XIX в. продолжали развиваться. Главный принцип либерализма – право человека на жизнь, свободу, собственность, равенство перед законом, на свободу слова, печати, собраний, на участие в решении государственных дел. Декларация прав человека и гражданина провозгласила, что разрешено все, что не запрещено законом.
Декларация прав человека и гражданина
2. Либерализм
Дж.Локк
Ш.Монтескье
Либералы признавали только путь реформ, отвергая любые революции. Либералы – сторонники разделения трех ветвей власти. Каждая личность свободна и каждый несет ответственность за собственное благосостояние. В экономической области либералы выступали за свободный рынок и свободное состязание между предпринимателями. Государство должно выступать в роли «ночного сторожа», охраняющего собственность.
2. Либерализм
Индустриальная революция увеличила число лиц наемного труда и либералы должны были учитывать их интересы. В последней трети XIX в. появляется новый либерализм, заявивший, что государство должно проводить реформы, направленные на защиту наименее защищенных социальных слоев и предотвращать социальные взрывы, уничтожить вражду между классами, добиваться достижения всеобщего благосостояния. Новые либералы считали, что правительство и партии должны участвовать в урегулировании общественных противоречий.
3. Консерватизм
Наиболее влиятельной идеологией XIX в. был консерватизм . Почти всё социальное законодательство было принято по инициативе консерваторов. Консерватизм (от лат. – conservatisme – охранять, сохранять) – учение стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка и традиционных ценностей. Консерватизм стал усиливаться в обществе в противовес распространению либеральных взглядов и влиянию революционных идей.
3. Консерватизм
Популярность неолиберализма заставила консерваторов пересмотреть некоторые взгляды – согласиться с тем, что общество должно быть более демократичным, что нужно расширить избирательные права населения, что государство не должно вмешиваться в экономику.
Главный принцип консерватизма – сохранение традиционных ценностей: религии, монархии, национальной культуры, семьи и порядка. Консерваторы признавали за государством право на сильную власть, подчиняющую себе личность, на регулирование экономики. По мнению консерваторов реформы возможны, но не желательны. Консерваторы не верили в возможность социального равенства всех людей, выступали сторонниками сохранения сословных и классовых различий.
4. Социализм
Люди с древнейших времен мечтали о справедливом обществе, в котором все были бы равны, жили в достатке и согласии. Многие авторы посвящали этому свои произведения. В начале XIX в. возникли учения социалистов-утопистов – Сен-Симона, Фурье, Оуэна. Они справедливо критиковали развивавшееся индустриальное общество, пытались создать картину нового общества и государства, где не будет частной собственности, эксплуатации и унижения, где человек будет защищен и уважаем.
4. Социализм
«Золотой век человечества не позади нас, а впереди» - Анри Сен-Симон (1760-1825). Работы Сен-Симона посвящены выработке планов по усовершенствованию общества, создании новой «промышленной системы» «общества индустриалов». Он видел, что общество на 96% состоит из тех, кто трудится (индустриалы) и на 4% тех, кто пользуется результатами их труда.
Доходы собственников являются паразитическими, доходы индустриалов – трудовые. Главное в мире – промышленность, от нее зависит благосостояние общества. Сен-Симон не выступал против частной собственности, но считал необходимым установить над ней контроль со стороны общества.
4. Социализм
Шарль Фурье (1772-1837) предлагал преобразовать общество с помощью объединений – фаланг , в которых не будет наемного труда и заработной платы. Все доходы будут распределяться в зависимости от вложенного «труда и таланта». Бедняки вкладывают труд, капиталисты – средства, ученые – талант. Имущественное неравенство сохранится, но капиталист станет тружеником.
Работники будут постоянно переходить от одной работы к другой, каждому человеку гарантируется прожиточный минимум, труд из подневольного станет свободным. Фаланга предоставит своим членам школы, театры, библиотеки, организует досуг и праздники.
4. Социализм
Роберт Оуэн (1771-1858) надеялся решить все социальные противоречия путем улучшения условий труда и быта наёмных рабочих. Он считал необходимым замену частной собственности общественной и отмену денег.
На своей фабрике он создал для рабочих хорошие условия труда и быта: сократил рабочий день, открыл при фабрике школу и детский сад, построил для работников образцовую деревню.
Гуманное отношение к работникам и рациональное использование их руда позволило достигнуть высокой производительности труда, но его опыт предприниматели перенимать не собирались.
4. Социализм
В 1825 г. Оуэн купил участок земли в США, где основал коммуну «Новая гармония». В коммуне осуществлялся принцип «каждому по потребностям». В 1829 г. предприятие разорилось, не выдержав конкуренции фермерских хозяйств. Оуэн потерял свое состояние и вернулся в Англию, где призывал создавать производственные кооперативы, организованные на коммунистических принципах. Он стал одним из организаторов первых английских профсоюзов.
5. Коммунистическая идеология (марксизм)
Под влиянием социалистических идей и противоречий в обществе новое философское учение об устройстве и развитии общества создали Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895).
Основные идеи теории: - обнищание народных масс будет усиливаться, а богатство буржуазии возрастать; - обострится классовая борьба, ею будет руководить социал-демократия; - в высокоразвитых странах победит социалистическая революция и будет установлена диктатура пролетариата; - частная собственность будут отменена, а сопротивление буржуазии подавлено.
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
5. Коммунистическая идеология (марксизм)
В 1847 г. К.Маркс и Ф.Энгельс в Лондоне создали «Союз коммунистов» и написали устав этой организации. В нем говорилось о грядущем ниспровержении буржуазии и господстве пролетариата. В 1848 г. они написали программу «Манифест коммунистической партии». Главные принципы нового общества: установление политических свобод, равенство в правах, участие работников в управлении предприятиями, обязанность государства регулировать экономику с целью обеспечения социальных прав всех граждан.
Карл Маркс
Основа марксизма – это учение о классовой борьбе, коммунистической революции, об исторической миссии рабочего класса как «могильщика буржуазии».
5. Коммунистическая идеология (марксизм)
Знамя Первого Интернационала: «Пролетарии всех стран – соединяйтесь!»
Насильственные действия не поддерживались в большинстве европейских стран и в 1852 г. «Союз коммунистов» был распущен. В 1864 г. возникло международное товарищество рабочих (МРТ) - чаще его называли Интернационал. МРТ создало свои секции во многих европейских странах, но реальной работы они не вели. Лидеры МРТ собирались на конгрессы. На них часто возникали споры между марксистами и сторонниками других направлений.
5. Коммунистическая идеология (марксизм)
Ф.Энгельс с делегатами конгресса II Интернационала
Впоследствии Маркс и Энгельс под воздействием меняющейся действительности (успехи индустриальной революции, демократические завоевания трудящихся, переход ряда правительств к политике социальных реформ) несколько пересмотрели свои взгляды и перестали считать пролетарскую революцию единственным методом разрешения противоречий в обществе.
7. Анархизм
Основоположник анархизма (одна из разновидностей социализма) является У. Годвин, призывавший к ликвидации собственности и государства. Внутри анархизма существовали самые разные течения: бунтарские, часть из которых встала на путь террористической деятельности, и мирные, например движения кооператоров.
Уильям Годвин
Главные постулаты анархизма: - вера в хорошие стороны человеческой природы, в возможность ненасильственного объединения, основанного на товариществе; - убеждение в необходимости уничтожения государственной власти, осуществляющей насилие над личностью.
7. Анархизм
Наиболее острое противостояние у марксистов было с бакунистами и прудонистами. М.А.Бакунин (1814-1876) – русский эмигрант радикал, крупнейший теоретик анархизма. Он отрицал ведущую роль пролетариата, возможность его диктатуры. Идеи Бакунина были особенно популярны в Италии, Испании, в России и на Балканах. Бакунисты постоянно противостояли марксистам, создавали свои секции внутри МРТ, что вело к его ослаблению. В 1872 г. Бакунин по требованию марксистов был исключен из МРТ.
М.А.Бакунин
7. Анархизм
Марксистам в МРТ также противостояли сторонники французского анархиста Прудона (1809-1865). Анархизм Прудона был более умеренным, чем анархизм Бакунина. Он не призывал к немедленному и полному уничтожению государства, а выступал за его бойкот и тогда, по мнению Прудона, государство отомрет само собой. Прудон не являлся полным противником собственности, поэтому имел поддержку со стороны мелких собственников. Его идеи были особенно популярны во Франции.
«Собственность – это кража» Прудон
П.Ж.Прудон
МРТ состоял из различных групп и был по существу дискуссионным клубом. В 1876 г. на конференции в Филадельфии (США) было решено распустить I Интернационал.
Домашнее задание
- Изучить параграф 9-10
- Ответить на вопросы в конце параграфа (устно)
- Знать основные понятия и термины
Полные блоки презентаций
по Истории, Обществознанию и МХК
Вы можете найти на сайте
http://presentation-history.ru/
На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ, карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.