Овчарова Наталья Викторовна, МКОУ «106, г.Новокузнецк
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье».
Генрих Гейне
Цели:
помочь обучающимся осознать отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;
знакомить с причинами вредных привычек, помогать строить пути выхода из этих проблем;
рассмотреть определение «здоровье», «курение», «табашник»;
обсудить различные варианты отношения к курению.
Вопросы урока:
Что такое здоровье?
Почему люди курят?
Иллюзии курильщика.
Основные понятия:
Здоровье; курение; табашник.
Оборудование: на доске: «Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». Генрих Гейне.
Раздаточный материал: таблички участников Суда; таблица «Мой выбор — не курить» (Приложение 1).
Ход урока
Знакомство с целями и задачами коррекционного курса в школе III-IV вида.
Учебная мотивация.
Изучение основной проблемы. Ролевая игра.
Итоговая дискуссия.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Здравствуйте!
Именно так мы приветствуем друг друга при встрече. И в этом заложен большой смысл. Мы желаем человеку здравствовать. Жить здраво, т.е. полезно и для себя, и для окружающих. Жить в гармонии с природой. Жить одухотворённо. Жить качественно.
Слово «здравствуйте» обладает неизмеримой силой, объединяющей людей. Здоровайтесь сколько можете, для начала не упускайте случая поздороваться с соседями, знакомыми, продавцами, сослуживцами. Понимание оздоравливающей силы этого слова скоро придёт.
Вот мы и будем на своих занятиях учиться жить здраво. Мы будем рассматривать какую-либо из тем в области здравосозидания — формирования здорового и трезвого образа жизни.
Мы подробно касаемся вопросов физического и социального здоровья, где говорим о здоровье человека и о том, как его совершенствовать. Разбираем те типичные ситуации, которые укорачивают нашу жизнь и разрушают гармонию семейных отношений и счастья. Главное, мы пробуем научиться жить полно, одухотворённо, нравственно, здравосозидательно и трезво.
Учение способствует улучшению образа жизни во всех отношениях, т.к., прежде всего, это процесс познания, развития, движения вперёд, прогресса в становлении личности.
Итак, учёные и практики на основании многочисленных экспериментов давно доказали, что мозг управляет всеми органами и системами человеческого организма. Это значит, что возможность управлять своим здоровьем усилием воли тоже вполне реальна!
Человеческое сердце имеет потенциал как минимум на 300 лет жизни, лёгкие — лет на 200 и примерно столько же лет — все внутренние органы, следовательно средняя продолжительность жизни человека должна составлять как минимум 150 лет. А уже сегодня средняя продолжительность жизни в Европе составляет 74,9 лет, а в Японии — 87,5 лет.
Анализируя антологию категории «здоровье», следует отметить, что оно зависит от многих факторов. По заключению экспертов ВОЗ, оно
на 50% зависит от социальных условий и образа жизни субъекта,
на 20% - от состояния окружающей среды,
до 20% оказывает влияние наследственность
и на 10% - уровень развития медицины и состояние медпомощи.
Настало время кардинально изменить своё отношение к здоровью: каждый гражданин должен прежде всего сам созидать собственное здоровье, у него должна быть выработана непреодолимая потребность в укреплении и сохранении собственного здоровья.
Вот мы и заговорили о здоровье. А как вы понимаете это слово? Дайте своё определение понятию «здоровье».
(ответы обучающихся)
Молодцы! А сейчас я вам зачитаю какое определение «здоровья» даёт Всемирная Организация Здравоохранения.
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Сделаем вывод: Здоровье — нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
Здоровая живая природа — здоровый генофонд — здоровое общество — вот та неразрывная цепочка, обеспечивающая выживание и процветание народов нашей страны.
Человек рождается чистым и беспорочным. Более того, его психика и биология долго и упорно сопротивляются таким порокам, как табакокурение и пьянство, но социальное (мода, подражание, бахвальство и т.д.) побеждает.
Проблеме «курить или не курить» посвящено наше занятие. А для начала ответьте на вопросы: Что такое курение? Кто такой табашник (курильщик)?
(ответы обучающихся)
Кстати, знаете, когда в США произошло сильнейшее антиникотиновое потрясение? После смерти любимого всеми американского актёра Юла Бриннера. Когда на экране закончилась трансляция с его похорон, вдруг появилось лицо живого Юла, который с трудом сказал: «Сейчас, когда меня уже нет, я говорю вам: никогда, ни при каких обстоятельствах не курите!»
Табачное зло заполонило Россию, стало не меньшим, а, пожалуй, ещё большим кошмаром, чем алкоголь.
«Каждый гражданин имеет право на информацию о беспрецедентной опасности табака для здоровья» - записано в Хартии борьбы с потреблением табака в Европе.
Что ж, давайте с вами разыграем спектакль-суд «Обвиняется сигарета».
(раздаются роли. Действующие лица: Адвокат, Сигарета, Судья.
Свидетели: Химик, Доктор, Работник ГИБДД,
Работник пожарной охраны, Педагог, Юрист)
Ведущий — Граждане! Мы собрались здесь, чтобы совершить праведный суд над опасной преступницей — Сигаретой. Эта дама, несмотря на свой симпатичный вид, является опасной убийцей. Эта дама очень коварна. Сначала она незаметно втирается в доверие к людям, а потом мёртвой хваткой цепляется за горло и держит до тех пор, пока не погубит. Мало кому удаётся вырваться из её когтей. Послушаем свидетелей и потерпевших. Слово предоставляется Химику.
(выступление Химика:
Сигарета начинена листьями табака. В сыром виде листья табака не так опасны, их могут есть даже животные. Но когда табак превращается в сигарету и в табачный дым, он образует опасный коктейль, состоящий из громадного количества химических веществ. Это — угарный газ, окись азота, пропан, бутан, толуол. В состав табачного дыма входит и 16 веществ, вызывающих зависимость. Самым опасным из них является никотин. Остановимся на самых опасных компронентах табачного дыма.
Никотин — это... Окись углерода или угарный газ. Аммиак. Синильная кислота и т. д.)
Спасибо за показания! Наш следующий свидетель — Доктор.
(выступление Доктора:
Медицина имеет очень большие претензии к Сигарете. Согласно данным ВОЗ, каждая 5-я смерть на планете связана с табакокурением. Курильщики в 30 раз чаще болеют раком лёгких, чем некурящие. Курение приводит к заболеваниям сердца и кровеносных сосудов,; 80% больных, страдающих заболеваниями желудка и двенадцатиперстной кишки, являются курильщиками. Длительное курение приводит к половым расстройствам и импотенции. … Все, кто окружает курильщика, становятся пассивными курильщиками и страдают даже больше, чем он сам. И т. п.)
Спасибо за ваше содержательное выступление. Следующий свидетель — Работник ГИБДД.
(выступление Работника ГИБДД:
Нами замечено, что за рулём опасным является не только пьянство, но и курение. Сегодня доказано, что курение снижает остроту зрения и слуха, процесс курения отвлекает водителя от ситуации на дороге, а курение в закрытой кабине имеет сильно одурманивающий эффект. И т. д.)
Спасибо за информацию! Следующий свидетель — Работник пожарной охраны.
(выступление Работника пожарной охраны:
Нам приходится очень часто сталкиваться с пожарами, вызванными незатушенной сигаретой. За последнй год у нас в городе произошло несколько таких пожаров (Работа с газетой - пьяный курильщик). Если исследовать причины пожаров, то нередко виновницей будет Сигарета. Прошу привлечь преступницу к ответственности!)
Спасибо! Следующий свидетель — Педагог.
(выступление Педагога:
Я просто в отчаянии! Я 30 лет работаю в школе, но такой эпидемии курения ещё не видела. Сейчас курят по полкласса и больше, а девочки почти не отстают от мальчиков. А ведь для девочек курение особенно опасно, ведь они - будущие матери. … Курящая девочка облучает своего будущего ребёнка задолго до его рождения. Каждая 4-я женщина детородного возраста не способна родить здорового ребёнка. В школе наши курильщики гораздо чаще болеют и простужаются, чем некурящие. Не надо обольщаться, что дети побалуются и бросят. Мы, педагоги, в ответе за здоровье нации.)
Спасибо за ваше яркое выступление! А слово предоставляется — Юристу.
(выступление Юриста:
Многое в борьбе с курением может сделать и закон, и запретительные меры. Мне приходилось бывать в Европе и Америке. Там табачной рекламы не встретишь. Сигареты там стоят значительно дороже, чем у нас. Курящего на Западе жалеют и презирают. Против курильщика там пропаганда и закон. Американское законодательство. И т. д.)
Спасибо! Ваше мнение очень важно для нас. Пора послушать нашего адвоката. Может быть не всё так плохо. Вам слово, Адвокат!
Адвокат — Протестую! Люди курят потому, что их к этому приучили, потому что настоящей антикурительной пропаганды у нас нет. Табак дешёвый и очень доступный. Закон дремлет.
Ведущий — Сигарета, вам слово!
(выступление Сигареты:
Люди, я ни в чём не виновата! Я лишь помогаю людям легче познакомиться, украшаю дружескую беседу. А мои хозяева столько сил вкладывают в то, чтобы сделать меня как можно привлекательнее: заворачивают в красивые этикетки, добавляют в табачок мёд, ароматические вещества... и идут на прочие уловки, лишь бы пообещать курильщику, что он ничем не рискует, что опасность для него - минимальна. Но я-то знаю: кто меня познал, тот от меня уже не уйдёт, станет вечным моим рабом. Но виновата в этом не я! Поищите других виновников, а меня отпустите.)
Ведущий — Спасибо всем выступавшим. Сейчас работают присяжные заседатели. Разберите все «за» и «против» Сигареты! Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать!
(обучающиеся встают. Садятся, высказывают свои мнения)
Ребята! Нет ни одного серьёзного аргумента в оправдание курения. Есть только ряд самооправданий, цель которых — продолжение освоенного курения, поддержанного зависимостью от никотина, и продолжение привычного образа жизни. Приведите примеры!
(обучающиеся приводят примеры оправданий)
Давайте рассмотрим и разберём некоторые из них:
Сразу прибавят в весе, если бросят курить.
Курение — средство общения с друзьями.
Курение помогает сосредоточиться и лучше работать.
Курение успокаивает нервы, помогает успокоиться.
Курение помогает выглядеть современным.
Курильщики согреваются в холодное время года.
(даётся пояснение к каждому примеру)
Запомните! Заядлый курильщик сокращает свою жизнь на 8,3 года.
Итак, так кто же несёт ответственность за здоровье человека?
(ответы обучающихся)
Давайте изменим привычное и запомним:
Курить — Травиться;
Курилка — Травилка;
Сигарета — Мерзопакостная соска;
Пачка сигарет — Карманный Чернобыль.
Есть хорошая русская пословица: «Кто курит табак, тот себе враг».
Ребята, заполните, пожалуйста, дома таблицу «Мой выбор — не курить» (аргументы «за» и «против»).
(раздать таблицу)
Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали?
Будете сами курить?
Своим друзьям и родственникам расскажете о вреде курения? И т. п.
(ответы обучающихся)
Приложение 1
МОЙ ВЫБОР — НЕ КУРИТЬ!
Аргументы «ЗА» | Аргументы «ПРОТИВ» |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
МОЙ ВЫБОР — НЕ КУРИТЬ!
Аргументы «ЗА» | Аргументы «ПРОТИВ» |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |