ЕГЭ Задание 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика)
Русский язык, 11класс
Учитель Горшенина Алла Александровна
- 7 задание из ЕГЭ по русскому языку заключается в установлении соответствия между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. За правильное выполнение 7 задания из ЕГЭ можно получить 5 баллов, именно поэтому его нужно уметь выполнять. Источник: http://worksbase.ru/russkii/teoriya/168-zadanie-7.html
1. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
не совпадает число подлежащего и сказуемого;
не совпадает род подлежащего и сказуемого.
- Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим, а не со второстепенными членами предложения.
- Если подлежащим является существительное мужского рода, обозначающее должность или профессию, то род сказуемого определяется из контекста. Если присутствует указание на женский пол, сказуемое должно быть женского рода, в противном случае – мужского.
- Если подлежащим является сложносокращенное слово, род сказуемого определяется главным словом из словосочетания.
- Местоимение «кто» употребляется с глаголом в единственном числе и мужском роде.
- Обособленный оборот не влияет на форму сказуемого.
- Если числительное является подлежащим и оканчивается на один, то сказуемое должно быть в единственном числе.
Пример 1
- Те, кто придут позже, займут свободные места.
- Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: те займут (подлежащее и сказуемое во множественном числе). Основа в придаточной части: кто придут (кто – в единственном числе, придут – во множественном числе). Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «придут» в единственное число.
- Верный вариант: Те, кто придет позже, займут свободные места.
ПРИМЕР 2
- Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендуют на установление истины.
- Предложение является сложноподчиненным, состоящим из 2 частей: главная и придаточная. Основа главной части: спор это способ (подлежащее и сказуемое в единственном числе). Основа в придаточной части: каждая претендуют (каждая – в единственном числе, претендуют – во множественном числе). И хотя в придаточной части речь идет о сторонах, которых несколько, слово «стороны» в родительном падеже не является подлежащим. Вместо него подлежащим является слово «каждая». Поэтому сказуемое «претендуют» нужно поставить в единственное число.
- Верный вариант: Спор — это способ коллективного решения проблемы, при котором каждая из сторон претендует на установление истины.
ПРИМЕР 3
- Команда орнитологов из нескольких университетов разработали методику изучения редких птиц.
- Основа предложения: команда разработали (команда – в единственном числе, разработали – во множественном числе). Хотя в предложении говорится об орнитологах, которых несколько, подлежащим является слово «команда» (т.к. команда в именительном падеже, а орнитологи в родительном падеже). Поэтому сказуемое «разработали» нужно поставить в единственное число.
- Верный вариант: Команда орнитологов из нескольких университетов разработала методику изучения редких птиц.
ПРИМЕР 4
- Печать, в частности молодёжные журналы, уделяют много внимания вопросам культуры.
- Основа предложения: печать уделяют (печать – в единственном числе, уделяют – во множественном числе). Хотя в предложении есть обособленная часть «в частности молодёжные журналы» во множественном числе, она не влияет на число сказуемого. Связь между подлежащим и сказуемым нарушена, поэтому нужно поставить сказуемое «уделяют» в единственное число.
- Верный вариант: Печать, в частности молодёжные журналы, уделяет много внимания вопросам культуры.
ПРИМЕР 5
- Пятьдесят один строительный объект сданы в прошлом году.
- Основа предложения: пятьдесят один объект сданы. Так как в подлежащем есть числительное, заканчивающееся на один, сказуемое должно быть в единственном числе, хотя в предложении речь идет о нескольких объектах. Поэтому нужно поставить сказуемое «сданы» в единственное число.
- Верный вариант: Пятьдесят один строительный объект сдан в прошлом году.
ПРИМЕР 6
- Сухуми раскинулась на самом берегу моря.
- Основа предложения: Сухуми раскинулась (Сухуми – это город, то есть слово мужского рода, раскинулась – женский род). Поэтому нужно поставить сказуемое «раскинулась» в мужской род.
- Верный вариант: Сухуми раскинулся на самом берегу моря.
2. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением: примеры предложений Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса. Приложение – это определение (признак предмета, отвечающий на вопрос: какой?), выраженное существительным.
- уметь находить в предложении приложение
ПРИМЕР 1
- О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптуме».
- Определяемое слово: очерке. Приложение: Постскриптуме (в очерке каком?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (очерке «Постскриптум») либо убрать определяемое слово, и тогда форма слова «Постскриптум» будет зависеть от глагола «написал». О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
- Или
- О своём отношении к классической музыке В.П. Астафьев написал в «Постскриптуме».
ПРИМЕР 2
- Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».
- Определяемое слово: базе. Приложение: Радуге (на базе какой?). Нужно согласовать приложение с определяемым словом (базе «Радуга»).
- Верный вариант: Утром ребята уже были на туристической базе «Радуга».
ПРИМЕР 3
- Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
- Определяемое слово: города. Приложение: Сочей (от города какого?). Название города Сочи не склоняется, поэтому в предложении нужно исправить Сочей на Сочи.
- Верный вариант: Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.
3. Ошибка в построении предложения с однородными членами
Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:
- Нельзя объединять в однородный ряд глаголы и существительные, полные и краткие формы прилагательных и причастий, причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение, родовые и видовые понятия, а также далекие по смыслу понятия.
- Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
- Двойные союзы не должны быть искаженными, а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
- Не должно быть избыточного использования союзов.
ПРИМЕР 1
- Занятия ведутся в соответствии и на основе утверждённого графика.
- Однородные члены: в соответствии и на основе. Есть зависимое слово «график», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «в соответствии» ставит зависимое слово в творительный падеж (в соответствии с чем? графиком), а «на основе» ставит зависимое слово в родительный падеж (на основе чего? графика). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «график» перестало быть общим зависимым словом.
- Верный вариант: Занятия ведутся в соответствии с утвержденным графиком и на основе него.
ПРИМЕР 2 !
- Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
- Однородные члены: восхищением и любовью. Есть зависимое слово «мать», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «восхищением» ставит зависимое слово в творительный падеж (восхищением кем? матерью), а «любовью» ставит зависимое слово в дательный падеж (любовью к кому? к матери). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «мать» перестало быть общим зависимым словом.
- Верный вариант: Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением матерью и любовью к ней.
ПРИМЕР 3
- Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
- Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
- Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
- Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями. Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом. Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
- Недалеко от старого квартала мы увидели и познакомились с местными жителями.
- Однородные члены: увидели и познакомились. Есть зависимое слово «жители», которое является общим для однородных членов. Однако они требуют разного управления: «увидели» ставит зависимое слово в винительный падеж (увидели кого? жителей), а «познакомились» ставит зависимое слово в творительный падеж (познакомились с кем? с жителями). Поэтому нужно сделать так, чтобы слово «жители» перестало быть общим зависимым словом.
- Верный вариант: Недалеко от старого квартала мы увидели местных жителей и познакомились с ними.
ПРИМЕР 4
- Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только раненый .
- Однородные члены: убит и раненый. Прилагательное «убит» находится в краткой форме, а «раненый» в полной. Поэтому нужно поставить оба слова либо в краткую, либо в полную форму.
- Верный вариант: Подобравшись поближе, охотники увидели, что медведь не убит, а только ранен.
ПРИМЕР 5
- Простудам подвержены домашние животные, собаки, кошки, грызуны.
- Однородные члены: домашние животные, собаки, кошки и грызуны. Родовое понятие «домашние животные» объединено в однородный ряд с видовыми понятиями «собаки, кошки, грызуны». Поэтому нужно либо убрать домашних животных из однородного ряда, либо сделать его обобщающим словом, так как все перечисленные дальше животные являются домашними.
- Верный вариант: Простудам подвержены домашние животные: собаки, кошки, грызуны.
ПРИМЕР 6
- Книга не только предназначена для учителей, но и для учащихся старших классов.
- Однородные члены: учителей и учащихся. Они объединены двойным союзом «НЕ ТОЛЬКО ... НО И». Однако первая часть двойного союза находится не на своем месте. Нужно поставить ее перед «для учителей».
- Верный вариант: Книга предназначена не только для учителей, но и для учащихся старших классов.
ПРИМЕР 7
- Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности.
- Однородные члены: кинофильмы и телепередачи. Они объединены двойным союзом «КАК ... А ТАКЖЕ». Однако такого двойного союза нет, есть двойной союз «КАК ... ТАК И». Поэтому нужно исправить вторую часть союза на верную.
- Верный вариант: Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, так и телепередачи на любой поверхности.
4. Нарушение в построении предложения с обособленным определением
- Если обособленное определение является причастием, то ошибка также называется «Нарушение в построении предложения с причастным оборотом». Кроме этого данная ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и определение связаны друг с другом с помощью согласования.
- Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении определение, обособленное запятыми.
ПРИМЕР 1
- Тургенев был писателем, необыкновенно чуткий к красоте слова.
- Обособленное определение «чуткий» относится к определяемому слову «писателем», поэтому оно должно быть согласовано с ним (писателем каким? чутким – творительный падеж).
- Верный вариант: Тургенев был писателем, необыкновенно чутким к красоте слова.
ПРИМЕР 2
- Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известным широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.
- Обособленное определение «известным» относится к определяемому слову «Корнее Ивановиче Чуковском», поэтому оно должно быть согласовано с ним (Корнее Ивановиче Чуковском каком? известном – предложный падеж).
- Верный вариант: Статья о Корнее Ивановиче Чуковском, известном широкой публике, пожалуй, лишь произведениями для детей, открывает нам новые грани его таланта переводчика.
5. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Данную ошибку можно также определить как «Нарушение в построении предложения с обособленным определением» в случае, если причастный оборот стоит после определяемого слова и обособляется запятыми, поскольку причастие является определением. Также эта ошибка может быть названа «Нарушение согласования», поскольку определяемое слово и причастие связаны друг с другом с помощью согласования.
- Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении причастный оборот, а также знать основные правила :
- Причастный оборот должен быть согласован с определяемым словом;
- Причастный оборот не должен быть удален от определяемого слова;
- Причастный оборот не должен разбиваться на части определяемым словом.
ПРИМЕР 1
- Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.
- Причастный оборот: подходящее для лечения простуды и заживления ран. Он относится к слову «антисептик», так как стоит рядом с ним, хотя этот причастный оборот согласован не с словом «антисептик», а со словом «масло», что неверно. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «антисептик»: антисептик какой? подходящий.
- Верный вариант: Масло эвкалипта - мощный антисептик, подходящий для лечения простуды и заживления ран.
ПРИМЕР 2
- Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
- Причастный оборот: поражающий своей красотой. Он разбит на части определяемым словом «парк», что неверно. Правильно будет разместить причастный оборот полностью перед определяемым словом или после него.
- Верный вариант 1: Поражающий своей красотой парк в Павловске давно привлекает внимание туристов.
- Верный вариант 2: Парк в Павловске, поражающий своей красотой, давно привлекает внимание туристов.
ПРИМЕР 3
- В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
- Причастный оборот: притворившийся очередной правдой. Он относится к слову «лжи», но не согласован с ним. Существительное «лжи» относится к женскому роду и стоит в родительном падеже, а причастие «притворившийся» – к мужскому и в именительном. Поэтому нужно поставить причастие в родительный падеж и женский род: «притворившейся».
- Верный вариант: В романах М. Шолохова нет лжи, притворившейся очередной правдой.
ПРИМЕР 4
- Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.
- Причастный оборот: отяжелевшие от созревших зёрен. Он находится далеко от определяемого слова «колосья», из-за чего кажется, что причастный оборот относится к слову «часа». Поэтому нужно поставить причастный оборот перед определяемым словом или после него.
- Верный вариант 1: Осенью колосья пшеницы, отяжелевшие от созревших зёрен, ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
- Верный вариант 2: Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда появятся в поле комбайны.
6. Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
- деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.
ПРИМЕР 1
- Находясь в пути, всегда вспоминается дом.
- Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».
- Верный вариант: Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.
ПРИМЕР 2
- Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.
- Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.
- Верный вариант: Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.
ПРИМЕР 3
- Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.
- Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».
- Верный вариант: Наслаждаясь вкусным ужином, мы безмятежно беседовали.
7. Нарушение согласования
ПРИМЕР 1
- Во весь опор мчались лошади казаков, покрытых пеной.
- Существительное «лошади» связано с причастием «покрытых» при помощи согласования. Но причастие находится в другом падеже, поэтому кажется, что оно относится к слову «казаков», хотя по смыслу это неверно. Нужно согласовать причастие «покрытых» с существительным «лошади»: лошади какие? покрытые пеной.
- Верный вариант: Во весь опор мчались лошади казаков, покрытые пеной.
ПРИМЕР 2
- Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующим друг с другом.
- Существительное «князей» связано с причастием «враждующим» при помощи согласования. Но существительное «князей» стоит в родительном падеже и множественном числе, а причастие «враждующим» – в творительном падеже и единственном числе. Поэтому нужно поставить причастие в ту же форму, что и существительное «князей»: князей каких? враждующих.
- Верный вариант: Автор «Слова о полку Игореве» призывал к единению русских князей, постоянно враждующих друг с другом.
Нарушение управления
- Управление – это вид подчинительной связи при котором главное слово определяет форму зависимого, причем при изменении формы главного слова, зависимое не меняется. Чаще всего главное слово выражено глаголом, деепричастием или причастием, а зависимое – существительным, местоимением и др.
!
- В качестве исторического деятеля можно привести к примеру Петра I.
- Управление: привести к примеру. Главное слово – глагол «привести», зависимое слово – существительное с предлогом «к примеру». Глагол «привести» ставит зависимое слово в винительный падеж и требует другой предлог для связи с существительным (привести во что? в пример).
- Верный вариант: В качестве исторического деятеля можно привести в пример Петра I.
- Автор противопоставляет настоящую дружбу к предательству.
- Управление: противопоставляет дружбу к предательству. Главное слово – глагол «противопоставляет», зависимые слова – существительные «дружбу» и «предательству». Глагол «противопоставляет» ставит первое зависимое слово в винительный падеж (противопоставляет что? дружбу), а второе – в дательный (противопоставляет дружбу чему? предательству). Поэтому предлог перед словом «предательству» лишний.
- Верный вариант: Автор противопоставляет настоящую дружбу предательству.
- Я хотел вникнуть и познать все тайны истории Древнего мира.
- Однородные члены «вникнуть» и «познать» имеют общее зависимое слово «тайны». Каждое из них ставит зависимое слово в винительный падеж (вникнуть во что? в тайны; познать что? тайны), однако для связи с зависимым словом глаголу «вникнуть» нужен предлог «в». Это нарушение управления при однородных членах предложения. Нужно сделать так, чтобы слово «тайны» перестало быть общим зависимым словом и добавить предлог «в» после глагола «вникнуть».
- Верный вариант: Я хотел вникнуть во все тайны истории Древнего мира и познать их.
9. Ошибка в построении сложного предложения
- Сложные предложения бывают 3 видов:
- сложносочиненные (состоят из равноправных частей),
- сложноподчиненные (состоят из главной и придаточных частей) и
- сложные предложения с разными видами связей . Чаще всего требуется найти ошибку в построении сложного предложения, реже – в построении сложноподчиненного предложения.
- Чтобы найти ошибку в предложении, нужно знать основные правила:
- Союзное слово «который» относится к ближайшему перед ним существительному того же рода;
- Составные союзы не должны быть искаженными;
- В предложении нельзя употреблять лишние союзы.
Пример 1
- Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
- Предложение является сложным, состоящим из 2 частей: «бой закончился», «выстрелы были слышны». Первая часть начинается с подчинительного союза «когда», и между двумя частями сложного предложения находится сочинительный союз «но». Из-за избыточности союзных средств сложно определить, равноправны ли части предложения. Поэтому нужно убрать один из союзов.
- Верный вариант 1: Когда тяжёлый бой уже закончился, кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
- Верный вариант 2: Тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
Пример 2
- Матрёна была тем праведником, без которой, по пословице, не стоит село.
- Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Матрёна была праведником») и придаточная («без которой не стоит село») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «которой». Оно женского рода, значит относится к слову «Матрёна». Однако если задать вопрос от главной части к придаточной (Матрена была каким праведником?), можно сделать вывод, что союзное слово должно быть мужского рода, так как оно относится к слову «праведником».
- Верный вариант: Матрёна была тем праведником, без которого, по пословице, не стоит село.
Пример 3
- Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, что до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
- Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («понимаешь») и придаточная («до чего был гениален А.С. Пушкин») части. Придаточная часть начинается с союза «что» и «до чего». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Понимаешь что? До чего был гениален А.С. Пушкин), становится понятно, что союз «что» является лишним и его нужно убрать из предложения.
- Верный вариант: Размышляя над темой «маленького человека» в русской литературе, понимаешь, до чего был гениален А.С. Пушкин, создавший яркий образ Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель».
Пример 4
- Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
- Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Мама всегда меня ругает») и придаточная («что я разбрасываю свои вещи») части. Придаточная часть начинается с союза «что». Если задать вопрос от главной части к придаточной (Мама меня ругает почему? Потому что я разбрасываю свои вещи), становится понятно, что союз «что» нужно заменить на составной союз «потому что».
- Верный вариант: Мама всегда меня ругает, потому что я разбрасываю свои вещи.
Пример 5
- Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия.
- Предложение является сложноподчиненным, в нем есть главная («Текст принадлежит перу Д.С. Лихачёва») и придаточная («в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия») части. Придаточная часть начинается с союзного слова «в котором». Оно мужского рода, значит относится к слову «Д.С. Лихачёва». Получается, что в Д.С. Лихачеве поднимается проблема сохранения культурного наследия, но придаточное предложение по смыслу относится к слову «текст». Значит придаточное предложение нужно поставить после слова «текст», чтобы не терялся смысл.
- Верный вариант: Текст, в котором поднимается проблема сохранения культурного наследия, принадлежит перу Д.С. Лихачёва.
10. Неправильное построение предложения с косвенной речью: примеры предложений
ПРИМЕР 1
- Автор статьи пишет, что я обращаюсь ко всем, кому не безразлична судьба России.
- В предложении присутствуют признаки прямой («я обращаюсь» – речь от первого лица) и косвенной речи («автор пишет, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
- Верный вариант: Автор статьи пишет, что он обращается ко всем, кому не безразлична судьба России.
ПРИМЕР 2
- Как сказал журналист, что трех моих жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
- В предложении присутствуют признаки прямой («трех моих жизней» – речь от первого лица) и косвенной речи («журналист сказал, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
- Верный вариант 1: Как сказал журналист, что трех его жизней не хватит, чтобы исчерпать тему Байкала.
ПРИМЕР 3
- Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами.
- В предложении присутствуют признаки прямой («я никогда не прячусь» – речь от первого лица) и косвенной речи («герой говорит, что»). Нужно переделать предложение в косвенную речь, заменив местоимения первого лица на местоимения третьего лица.
- Верный вариант 1: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.
11. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
- Чаще всего эта ошибка проявляется в предложении следующим образом:
- не совпадает вид глаголов; не совпадает время глаголов.
- Чтобы найти ошибку, нужно уметь определять вид и время глаголов в предложении.
ПРИМЕР 1
- Бабушка вяжет шарф и подарила его своему внуку.
- В предложении 2 глагола «вяжет» и «подарила» используются как однородные члены, хотя «вяжет» – глагол настоящего времени несовершенного вида (бабушка что делает?), а «подарила» – глагол прошедшего времени совершенного вида (бабушка что сделала?). Получается, что бабушка вяжет шарф сейчас, но она уже подарила его внуку. Нужно, чтобы оба глагола были одного вида и времени, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «вяжет» на «связала».
- Верный вариант: Бабушка связала шарф и подарила его своему внуку.
ПРИМЕР 2
- Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
- В предложении 2 глагола: разбредались и подошли. «Разбредались» – глагол несовершенного вида (что делали?), а «подошли» – глагол совершенного вида (что сделали?). Нужно, чтобы оба глагола были одного вида, поэтому форму одного из них нужно изменить. Например, заменить «подошли» на «подходили».
- Верный вариант: Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подходили к рассказчику.
ПРИМЕР 3
- Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
- Предложение является сложным: в первой части глагола нет, но подразумевается настоящее время, во второй части есть глагол прошедшего времени «водили». Поэтому нужно сделать, чтобы обе части были или в настоящем или в прошедшем времени.
- Верный вариант 1: Летом небо на юге было чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
- Верный вариант 2: Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водят хоровод.
12. Неправильное употребление падежной формы существительного: примеры предложений
- Ошибка встречается в двух вариантах:
- неправильное употребление падежной формы существительного;
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
- Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить существительное в правильный падеж, а также знать правила:
Если предлог «по» имеет значение «после чего-нибудь», то существительное после него должно стоять не в дательном падеже, а в предложном (по приезде, по прибытии, по завершении, по окончании и др.).
ПРИМЕР 1
- Лётчик действовал согласно инструкций, полученных от главного диспетчера аэропорта.
- Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.
ПРИМЕР 2
- По приезду в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
- Существительное «приезду» с предлогом «по» в значении «после приезда» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.
- Верный вариант: По приезде в город мы остановились в маленькой уютной гостинице.
ПРИМЕР 3
- Вследствие сильным дождям вода в реке всё прибывала.
- Вследствие сильных дождей вода в реке всё прибывала.
ПРИМЕР 4
- По окончанию праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.
- Существительное «окончанию» с предлогом «по» в значении «после окончания» стоит в дательном падеже, а должно быть в предложном.
- Верный вариант: По окончании праздника участники начинают мастерить новые фонари на будущий год.
ПРИМЕР 5
- Благодаря дружбы с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.
- Существительное «дружбы» стоит в родительном падеже, а должно быть в дательном (благодаря чему? дружбе).
- Верный вариант: Благодаря дружбе с семьёй Аксакова по приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме писателя.
ПРИМЕР 6
- Заведующий поликлиники принял нас быстро.
- Заведующий поликлиникой принял нас быстро.
13. Неправильное употребление местоимения: примеры предложений
- Варианты ошибки:
- неправильное употребление местоимения с предлогом;
- неправильное употребление падежной формы местоимения;
- неправильное употребление падежной формы местоимения с предлогом.
- Чтобы найти ошибку, нужно уметь ставить местоимение в правильный падеж и с правильным предлогом.
ПРИМЕР 1
- Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: с них смеялись даже самые серьезные.
- Местоимение «них» в предложении используется не с тем предлогом и не в том падеже (смеялись над кем? над ними).
- Верный вариант: Сильное впечатление на посетителей зоопарка произвели обезьяны: над ними смеялись даже самые серьезные.
ПРИМЕР 2
- Хотелось бы уделить ваше внимание на то, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.
- Местоимение «то» в предложении используется с предлогом и не в том падеже (уделить внимание чему? тому).
- Верный вариант: Хотелось бы уделить ваше внимание тому, что главную роль в фильме играет начинающий актёр.
ПРИМЕР 3
- Вы уже в курсе о том, что из пяти команд в финал выйдут только три.
- Вы уже в курсе того, что из пяти команд в финал выйдут только три.
14. Неправильное употребление имени числительного: примеры предложений
- Чтобы найти ошибку, нужно знать правила склонения числительных:
- У сложных числительных склоняются обе части слова, а у порядковых числительных изменяется только последнее слово;
- Числительное «оба» употребляется только с существительными, имеющими форму единственного числа;
- Числительные «двое», «трое» и др. не употребляются с существительными женского рода и со словами, обозначающих взрослых животных.
ПРИМЕР 1
- Трое спортсменок выступили очень удачно.
- Три спортсменки выступили очень удачно.
ПРИМЕР 2
- Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.
- Числительное «четыре» нужно заменить на «четверо», так как существительное «сутки» сочетается только с ним.
- Верный вариант: Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четверо суток.
Русский язык 6 класс ФГОС
Правила русского языка. Орфография и...
Русский язык 7 класс ФГОС
Русский язык 8 класс ФГОС
Русский язык 9 класс ФГОС
Русский язык 10 класс ФГОС
Электронная тетрадь по русскому языку 8...
Электронная тетрадь по русскому языку...
© 2017, Горшенина Алла Александровна 5532 50
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
Похожие файлы