Если ребёнок говоритНеправильно
Часто мы слышим в той или иной мере неправильную речь и
чаще всего у детей встречается косноязычие, когда ребёнок не произ
носит отдельные звуки, искажает их или заменяет один звук другим
обычно дефектно произносятся свистящие, шипящие, сонорные звуки.
В практике наиболее проявляются моторные нарушения (искаже-
ния) и имеют у ребёнка максимальный стаж дефектного произноше
ния. И порой это из-за того, многие взрослые (родители) недостаточ-
но внимательны к детям, не всегда слышат дефектную речь, особен-
но искажения, которые наиболее трудны в коррекции. Или просто
не обращают на это внимание.
Дефектное произношение может возникнуть и проявляться при на-
рушении или снижении фонематического слуха.
Свистящие звуки нередко дети младшего возраста заменяют зву-
ками: Ф,Т,СЬ или Ш– это по звукуС, ( а по звукуЗ соответствен
но В.Д, ЗЬ.Ж ).В таких случаях говорят: фобака, колето,сяни,шуп,
Сайка,сапля.
Аналогично могут заменяться и шипящие звуки: эвуки Ш, Ж, Ч, Щ.
Довольно часто свистящие и шипящие звуки искажаются и произ-
носятся со слегка высунотом между зубами кончиком языка,подобно
английскому th. Получается межзубный звук. Такой же искажённый
звук может возникнуть и оттого,что кончик языка получается слишкомшироким и слишком приподнимается к верхним зубам или упирается
в нижние (призубный звук).
Иногда у ребёнка струя воздуха вместо того, чтобы идти по спинке
языка,проходит сбоку от него, - в таком случае вместо этих звуков по-
лучается хлюпающий звук.
Дефектного произношения ротовых соноров ещё больше.Часто встре-
чаются отсутствие звуков Л. Р, или их замена на другие звуки (ЛЬ.Ы,В)
Но ещё чаще они искажаются.Звук Р может быть горловым (Велярным
или Увулярным) за счёт вибрации корня языка,мягкого нёба и язычка.
Может назальным(носовым),«кучерским» -фрикативным –губно-зуб-
ным,латеральным(боковым),одноударным,призубным,фарингальным.
Искажения подобного рода обычно очень устойчиво в речи ребёнка,
и, если не принять мер,оно может сохраниться у него на всю жизнь в ви-
де легкого «пришептывания», картавости,гнусавости,косноязычности,которое приносит взрослому человеку немало огорчений,уродуя его дик
цию и даже мешая овладению некоторыми п рофессиями.
Необходимо отметить, что развитию правильной и чистой речи часто
мешает пониженный слух,аномалии челюсти и зубов,болезни носоглотки
Родителям надо помнить, что работа по предупреждению недостатков развития речи требует выдержки и терпения –это кропотливая работа.