СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Естественный отбор - главная движущая сила эволюции"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по общей биологии.

Просмотр содержимого документа
«"Естественный отбор - главная движущая сила эволюции"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области

«Никологорский аграрно – промышленный колледж»









Методическая разработка


урок по общей биологии


по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»


Тема: «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции».
















Преподаватель биологии

Первой квалификационной категории

Киргизова Елена Александровна












п. Никологоры - 2016

Аннотация


Урок по общей биологии «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции» проводится в теме: «Эволюционное учение. Популяции». Это урок формирования и систематизации знаний, на основе ранее изученного материала.

Основная методическая цель урока: использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

На уроке продолжается закрепление и обобщение знаний по предыдущей теме: «Борьба за существование» и формируются новые понятия.

Ключевые слова темы: эволюция, естественный отбор, формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, полиморфизм, половой отбор.

Для повышения эффективности усвоения нового материала на уроке используются слайд - презентации, отражающие узловые вопросы и основные понятия темы.

В соответствии с системно – структурным подходом, знания об основных направлениях эволюции, путях биологического прогресса служат основой при рассмотрении следующей темы «Доказательства эволюции. Макроэволюция».

Урок разработан для обучающихся первого курса по специальности 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»

































Урок № 53 Тема: «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции»

Цели:

- обучающие – расширить, обобщить и углубить знания об основных движущих силах эволюции – борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.

- развивающие – развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.

- воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.
Методическая цель: использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично - поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география, литература.

Учебно – методическое обеспечение: Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования под ред. В.М. Константинова,

учебник «Общая биология 10-11 кл.» Д.К. Беляева, таблица «Борьба за существование и её формы», презентация по теме: «Естественный отбор – главная движущая сила эволюции».

Материально – техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Ход урока:

Этапы урока.

Деятельность преподавателя.

Деятельность обучающихся.

1. Орг. момент.

(2 мин.)

Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока.

Рапорт.

2.Проверка ранее изученного материала.

(8 мин.)

Фронтальный опрос по теме:

«Борьба за существование».

1) Объясните термины: (Слайд № 4-6)

  • Борьба за существование.

  • Внутривидовая борьба за существование.

  • Межвидовая борьба за существование.

  • Борьба с неблагоприятными условиями

среды.

2) Найдите соотношение рисунков и понятий. (Слайд № 7)


3)Дайте ответы на вопросы:

(Слайд № 8-9)

  • В чём заключается смысл борьбы за существование?

  • Что является итогом борьбы за существование?

  • Как вы считаете, что такое естественный отбор?

  • За счет чего возникают приспособленные особи?

  • Какая изменчивость имеет при этом большее значение?

Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.

Приложение №1

4) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание (задание выдаётся на отдельных листах).

Рефлексия знаний обучающихся по теме и

ответы на предложенные вопросы.







Выполняют задание.

Смотрят слайды.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы теста.

3. Изучение нового материала.

(20 мин.)






























































































План урока: (на экране слайд №3)

  1. Понятие «естественный отбор».

  2. Формы естественного отбора.

  3. Творческая роль естественного отбора.

  4. Половой отбор как стабилизирующая форма естественного отбора.

  5. Сравнение естественного и искусственного отбора.

Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов, с использованием слайд – презентаций.


Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых организмов. Механизм его действия одинаков, т.е. естественный отбор каждый раз способствует выживанию и оставлению потомства наиболее приспособленных особей.

(слайд № 10).

Естественный отбор – это процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные.

Приведём характеристики отбора: (слайд № 11-12).

1.Необходимая предпосылка – наследственная изменчивость;

2.Характер – направленный, он всегда направлен в сторону большей приспособленности к условиям среды обитания;

3.Фактор отбора – природная среда со своими условиями;

4.Генетическая сущность – заключается в неслучайном сохранении в популяции определённых генотипов и избирательном участии их в передаче генов следующему поколению;

5.Результат – преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей;

6.Следствие – увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции; вымирание менее приспособленных видов.

Таким образом, естественный отбор способен целенаправленно из поколения в поколение отбирать особей, приспособленных в большей степени к условиям среды обитания (слайд № 13).

Рассмотрим механизм протекания естественного отбора (слайд № 14-15).

Естественный отбор достаточно полно обнаруживается лишь в достаточно больших популяциях, так как по мере сокращения численности возрастает роль случайных факторов.

Однако в зависимости от его направленности, эффективности и особенностей условий обитания организмов, формы естественного отбора могут быть разными (слайд № 16). Дадим им характеристику.


Движущий (направленный, ведущий) отбор

(слайд № 17-18)

– форма отбора, благоприятствующая лишь одному направлению изменчивости и не благоприятствующая всем остальным её вариантам. Под контролем движущего отбора генофонд популяции изменяется как целое, то есть не происходит обособления дочерних форм (дивергенции). В генофонде популяции накапливаются и распространяются мутации, обеспечивающие изменение фенотипа в данном направлении. В популяции под действием движущего отбора от поколения к поколению происходит изменение признака в определённом направлении.

Приведём примеры действия движущего отбора

(слайд № 19-20)


- Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у березовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытой лишайниками коры деревьев, на которых она проводит светлое время суток. Очевидно, такая покровительственная окраска сформировалась за многие поколения предшествующей эволюции. Однако с началом индустриальной революции в Англии это приспособление стало терять свое значение. Загрязнение атмосферы привело к массовой гибели лишайников и потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. Начиная с середины XIX века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные (меланистические) формы бабочек. Частота их быстро возрастала. К концу XIX века некоторые городские популяции березовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм, в то время как в сельских популяциях по-прежнему преобладали светлые формы. Это явление было названо индустриальным меланизмомУченые обнаружили, что в загрязненных районах птицы чаще поедают светлые формы, а в чистых – темные. Введение ограничений на загрязнение атмосферы в 1950-х годах привело к тому, что естественный отбор вновь изменил направление, и частота темных форм в городских популяциях начала снижаться.

- Увеличение размеров тела у лошади (филогенетический ряд лошади).

- Выработка устойчивости к ядохимикатам (у крыс).


Стабилизирующий отбор.

(слайд №21-22)

Стабилизирующий отбор сохраняет то состояние популяции, которое обеспечивает ее максимальную приспособленность в постоянных условиях существования. Обеспечивает фенотипическую неизменность видов. В каждом поколении удаляются особи, отклоняющиеся от среднего оптимального значения по приспособительным признакам. Давление отбора направлено в сторону организмов, обладающих средней выраженностью признака. В результате происходит предохранение её от разрушающего действия мутационного процесса.


- Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. Например, на первый взгляд, кажется, что наибольший вклад в генофонд следующего поколения должны вносить особи с максимальной плодовитостью. Однако наблюдения над природными популяциями птиц и млекопитающих показывают, что это не так. Чем больше птенцов или детенышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью.

- Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. У млекопитающих новорожденные с очень низким и очень высоким весом чаше погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорожденные со средним весом. Учет размера крыльев у птиц, погибших после бури, показал, что большинство из них имели слишком маленькие или слишком большие крылья. И в этом случае наиболее приспособленными оказались средние особи.

(слайд №23-25)

Примерами стабилизирующего отбора являются сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя, или сохранение реликтовых видов (гаттерия, латимерия, гинкго и др.)


Вывод: движущая и стабилизирующая формы естественного отбора тесно связаны друг с другом.


Дизруптивный или разрывающий отбор.

(слайд №28)


Имеет место, когда в различных частях ареала данного вида, или популяции, действуют различные условия среды обитания.

Данная форма отбора благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости (классам фенотипов), но не благоприятствует среднему (промежуточному фенотипу). При действии разрывающего отбора внутри популяции обычно возникает полиморфизм – несколько отчётливо различающихся фенотипических форм. Действие дизруптивного отбора внутри вида приводит к изоляции популяций друг от друга, вплоть до обособления их в качестве новых видов.


Рассмотрим примеры дизруптивной формы естественного отбора (слайд №29-32).

Среди некоторых видов птиц (поморники, кукушки, соколообразные и др.) распространены цветовые формы. Половой диморфизм (различие по облику самцов и самок, например жуков-оленей, львов, курообразных и др.) – частный случай полиморфизма. Полиморфизм некоторых видов улиток обеспечивает возможность их существования на различных видах почв. В создавшихся условиях для каждой из форм начинает действовать отбор, направленный на их стабилизацию.


Половой отбор

(слайд №33-37)

Половой отбор – форма естественного отбора у некоторых видов животных, основанная на соперничестве одного пола за спаривание с особями другого пола.

За счёт полового отбора появился половой диморфизм и развились вторичные половые признаки (яркое оперение, разветвлённые рога и т.д.)Эти признаки могут быть вредны и для особи, и для вида ( например, тяжёлые разветвлённые рога у оленей, тяжёлый яркий хвост у некоторых птиц).

Почему же тогда отбор сохраняет, а часто и усугубляет эти признаки?

Половой отбор характеризуется в настоящее время как отбор особей, обладающих сопротивляемостью к внутренним паразитам. Ярко выраженные вторичные половые признаки указывают на отсутствие у особи внутренних паразитов, мешающих их развитию. Поэтому эволюционно закрепилось поведение выбора полового партнёра с ярко выраженными вторичными половыми признаками.

Работа в тетрадях над планом урока.






Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.














Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете?)

Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.








Предлагают свои ответы с обоснованием.


Записывают.







Работа с материалом учебника на стр. 147.



Восприятие и осмысление нового материала.



Работа с терминологией.





















Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают необходимые записи.

Работают с материалами слайдов, делая определённые выводы.










































Работают с материалами слайдов № 26-27 «Сравнение форм отбора», делая определённые выводы.



Делают самостоятельно вывод.


Принимают участие в диалоге, делают необходимые записи.


























Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Работают с материалами слайд - презентации.

4.Закрепление изученного материала.

(13 мин).

Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

Выполняют задания контрольно-обобщающего теста.

(слайд № 39-40)

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.


Если осталось время на уроке, то работаем с таблицей «Сравнение искусственного и естественного отбора» (слайд № 42-43)




Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению.



Интересно

Не интересно

Безразлично






Демонстрация знаний, полученных на уроке.

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Работают с материалами слайд - презентации.


Подведение итогов урока. Рефлексия интереса к изученному материалу.

Оставляют записи в листе опроса.

5. Д\з (2 мин).

  1. §3.4, стр. 136 – 139 учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования «Общая биология» В.М. Константинов.

  2. § 47, стр. 166 – 169 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева.

  3. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора»


Записывают д\з.

(Слайд № 32)




Литература:

1.Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.

3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.

4. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

5. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 304 с.








При подготовке презентации были использованы материалы:


1.Ч. Дарвин

http://images.francetop.net/uploads/charles%20darwin_22044.jpg

2.Гаттерия http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/4d1/4d1bcf404cd0d2b318284ea3631c96c1.jpg

3.Львиный зев

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/832/87832648_9.jpg

4.Берёзовая пяденица

http://zagony.ru/uploads/posts/2011-08/thumbs/1313568467_015.jpg

http://www.warrenphotographic.co.uk/photography/cats/11321.jpg

5.Гинкго

http://permian.files.wordpress.com/2007/02/ginkgo-tuileries.jpg

6.Полиморфизм у пчёл

http://i-pchela.ru/images/stories/family/sem.jpg

7.Муравей

http://www.pchelandiya.net/uploads/posts/2011-11/1322639656_x_eabc9ab21.jpg

8.Полиморфизм ириса сизого

http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/174/173704/img4.jpg

9.Сезонный полиморфизм пестрокрыльницы изменчивой

http://www.pesticidy.ru/ps-content/dictionary/pictures/165_content_page.jpg

10.Формы естественного отбора

http://ucheba-legko.ru/lections/viewlection/biologiya/11_klass/evolyutsiya/mehanizmyi_evolyutsionnogo_protsessa/lec_formyi_estestvennogo_otbora

11. Вопросы и задания по теме «Борьба за существование»

http://knu.znate.ru/docs/index-567800.html

























Приложение №1

Задание №1.

Заполните таблицу:

Формы борьбы за существование одуванчиков


Внутривидовая

борьба

Межвидовая

борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды







Причины, приводящие к гибели многих особей одуванчика, не дающих виду занять весь земной шар.

(В каждой графе таблицы укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже)

  1. Семена вместе с сеном попадают в желудок овцы.

  2. Семенами питаются многие птицы.

  3. Всходами питаются травоядные животные.

  4. Растения топчут люди, давят колёсами тракторов и автомашин.

  5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром.

  6. Сами одуванчики вытесняют друг друга.

  7. Семена погибают в пустынях, в Антарктиде, на скалах.

  8. Семена погибают и в средней полосе, если они попадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия.

  9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи.

  10. Растения гибнут от болезнетворных микробов и вирусов.


------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Задание №2

Определить о каких формах борьбы за существование говорится в следующих строчках


1) И меж растений царствует война – деревья, травы вверх растут задорно,
За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд,
За почву и за влажность спор ведут. (Э. Дарвин)

2) Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила;
От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей.
Всегда имеет верх над слабостию сила… (А.С. Пушкин)

3) Лес кругом. Широкая поляна… На траве зеленой у кургана
Жаркий бой ведут тетерева …..(П. Усачев)

4) пословица: И раки не живут без драки


5) А знаете, друзья, что ёж был с мягкой шерсткою когда – то?
Но объявилась, вдруг лиса, защелкали зубами волки, -
И стали колкими глаза, и выросли иголки (А. Марков)

6) Была зима такая, что с ветвей комочком белым падал воробей,
Закованные в ледяные глыбы, в речных глубинах задыхались рыбы… (П.-Б. Шелли)



Заполните таблицу:

(В каждой графе таблицы укажите порядковые номера причин, перечисленных ниже)


Внутривидовая

борьба

Межвидовая

борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды








------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание №3.

Распределите примеры борьбы за существование в соответствующие графы таблицы:


Внутривидовая

борьба

Межвидовая

борьба

Борьба с неблагоприятными условиями среды







А) каннибализм, уничтожение молодняка
Б) конкуренция за свет между елью и березой,
В) львы и антилопы,
Г) зимняя спячка у медведя,
Д) борьба самцов за самку,
Е) борьба за главенство в стае,
Ж) растения паразиты, питающиеся за счет растения – хозяина,
З) птицы и насекомые,
И) сорные растения угнетают культурные растения,
К) серая и черная крысы борются за место в поселениях человека,
Л) волк и клещ,
М) редукция листьев у кактуса,
Н) смена меха у млекопитающих,
О) борьба лис и волков за территорию,

П) сезонные перелеты у птиц,
Р) рыбы и планктон,
С) листопад,
Т) низкорослые растения в условиях Севера,
У) крупный рогатый скот и ленточные черви,
Ф) лягушка и комар.
Х) лиса и змея,
Ц) длинные корни у растений пустыни.