Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность. Принцип дифференцированного подхода к таким детям, широко используемый в их обучении на уроках и во внеклассной работе образовательно-познавательного характера, в равной степени обязателен и для воспитательной работы, связанной с выполнением распорядка дня в школе-интернате.
Просмотр содержимого документа
«Ежедневное планирование режимных моментов»
К
раевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
-



Составитель:
воспитатель первой квалификационной категории
Фокина Наталья Николаевна
Приморский край
Пограничный район
п.Пограничный
2015-2016 уч. год
Пояснительная записка.
Одним из определяющих факторов в правильной организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями является строгое соблюдение распорядка дня в школе-интернате. Для этого необходимо воспитать у детей нравственные, эстетические и трудовые навыки, приучить их к порядку, выработать у детей жизненно необходимые привычки. Подлинное усвоение нравственных норм поведения, трудовых навыков, рациональных приемов организации своей работы детям с особыми образовательными потребностями доступно лишь через конкретную практическую деятельность. Принцип дифференцированного подхода к таким детям, широко используемый в их обучении на уроках и во внеклассной работе образовательно-познавательного характера, в равной степени обязателен и для воспитательной работы, связанной с выполнением распорядка дня в школе-интернате.
Как известно, утренняя зарядка, помимо решения оздоровительных и гигиенических задач, является, воспитывающим, дисциплинирующим моментом, правильная организация которого во много определяет настроение и общий тонус всего рабочего дня. Эффективность зарядки в значительной степени зависит от того, насколько ребенок психологически и организационно подготовлен к занятиям. С первых дней пребывания детей в школе-интернате их надо подготовить к тому, что зарядка необходима для их здоровья, для формирования осанки, ловкости в движениях и т.п. Время, отводимое для утренней зарядки младшим школьникам и старшим, должно быть различно. Все это следует учитывать при составлении общешкольного распорядка дня.
Огромное значение для воспитания навыков и привычек, необходимых для самостоятельной жизни, имеет продуманная систематическая работа по формированию гигиенических навыков. Прежде всего, начинают с обучения правильному выполнению утреннего и вечернего туалета. Часы, отведенные для этих целей режимом дня школы интерната, используются воспитателями для практического показа, контроля и помощи в овладении необходимыми навыками. В часы утреннего и вечернего туалета воспитатель организует свое время так, чтобы иметь возможность непосредственно осуществить на практике контроль над тем, как дети претворяют в жизнь те знания, которые они получили во время бесед на специальных занятиях. Многим надо будет вновь повторить отдельные требования, показать соответствующие рациональные приемы, дать характеристику выполненного. Такая тщательная подготовка, обучение и контроль над выполнением каждым воспитанником группы всех санитарно-гигиенических требований должна осуществляться лишь впервые дни пребывания новых учеников в школе-интернате. Уже с самого начала воспитателю видно, что уровень подготовленности детей различен, различны и их возможности. Поэтому при организации работы с группой воспитателю следует продумывать свою работу с каждым учеником дифференцированно, с учетом его возможностей. Наиболее неприспособленных детей надо держать под непосредственным контролем и оказывать им практическую помощь. Необходимо также постоянно помогать в выполнении соответствующих действий тем детям, у которых отмечается двигательная расторможенность или нарушение эмоционально-волевой сферы. При этом тех детей, которые сравнительно легко овладевают необходимыми умениями и навыками, целесообразно привлечь к оказанию помощи в организации контроля над действиями остальных детей и показа им отдельных элементов выполняемой деятельности.
Как правило, основная утренняя уборка спальных комнат осуществляется в школе-интернате самими воспитанниками. Однако многие младшие школьники в течение продолжительного времени не могут самостоятельно аккуратно застелить постель. Их надо терпеливо учить этому, не только используя утренние часы, но проводя специальные практические занятия во внеурочное время. В этот период подход к оценке внешнего вида спален малышей должен быть дифференцированным. Следует оценивать стремление детей выполнить работу по самообслуживанию хорошо и самостоятельно. Даже небольшие успехи детей в освоении навыков самообслуживания воспитателям необходимо отметить и положительно оценить.
Организация режима нуждается в очень тщательном продумывании с точки зрения выбора наиболее рациональных приемов и форм работы. Прежде всего, одним из главных условий успешного выполнения режимных моментов является создание такой спокойной рабочей обстановки, когда все дети знают, что и как им надо делать. Среди детей с особыми образовательными потребностями есть определенное количество детей расторможенных, возбудимых. От того, как у них начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение отдельных детей существенно влияет и на всех остальных учащихся в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки в течении дня дня.
Используемая литература
Г.М. Дульнев “Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе”.
Пособие для воспитателей и учителей - издательство « Аркти» Москва2006
Авторы: Е.Д.Худенко
Г.Ф.Гаврилычева
Е.Ю.Сешванова
В.В.Титова
«Организация и планирование воспитательной работы в специальной/коррекционной/ школе-интернате, детском доме.»
3.Е.М.Матвеева -издательство «Учитель» Справочник воспитателя /классного руководителя/
Карточка №1
Утренний отрезок времени.
7.30-9.00час
П.1 | 7-30 | Прием детей у ночной няни Подъем детей. Цель: учить детей организованному подъему, спокойно без криков пробуждаться. Не мешая остальным детям. | Обеспечить детям эмоционально- положительное состояние (спокойный тон воспитателя, приветливое общение) |
П.2 | 07.35-07.45 | Утренняя зарядка. Цель: Продолжать укреплять физическое здоровье детей, закаливать организм. | Контроль за действиями детей. |
П.3 | 07.45-08.00 | Заправка постелей. Уборка спален. Цель: учить детей самообслуживанию, правильно, последовательно, аккуратно заправлять постель, вытирать пыль, соблюдать чистоту в спальнях. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда. Развивать у детей желание помогать друг другу. | Практический показ и контроль. Необходимость спокойного доброжелательного тона, разумного участия воспитателя в действиях детей. Соблюдение установленных возрастных норм при проведении общественно полезного труда. Дифференцированный подход к каждому ребенку. |
П.4 | 08.00-08.20 | Утренний туалет. Цель: формирование санитарно – гигиенических навыков. Продолжать учить детей самостоятельно мыть руки лицо, чистить зубы, насухо вытираться. Пользоваться только своей расческой. Убирать все принадлежности для умывания на свои места. | Напомнить детям о правилах поведения в умывальнике. Проверить наличие индивидуальных средств личной гигиены: зубной пасты щетки и полотенца. |
П.5 | 08.20-08.40 | Завтрак. Цель: Формировать культурно гигиенические навыки. Закрепить умение организованно заходить в столовую. Совершенствовать навыки аккуратного приёма пищи; правильно пользоваться столовыми приборами; тщательно пережевывать пищу; есть бесшумно. | Напомнить правила поведения в столовой. Следить за осанкой и поведением во время еды. |
П.6 | 08.40-08.50 | Сборы в школу. Уборка бытовой комнаты. Цель: Контроль внешнего вида детей. Совершенствование умений самостоятельно одеваться. Воспитание у детей аккуратности, опрятности. | Проверить наличие тёплой одежды. Обратить внимание на внешний вид каждого ребёнка. Оставить группу в порядке - работа дежурных |
Карточка №2
День 12.00-18.00
По времени | П№1 П№2 П№3 | Прием детей у учителей. Цель: Выяснить итоги дня, домашнее задание, поведение детей. Переодевание детей. Цель: Учить детей правильно и аккуратно вешать школьную одежду на вешалку. Подготовка к обеду. Цель: учить детей санитарно гигиеническим навыкам. (Учить правильно и чисто мыть руки с мылом, обязательно пользоваться индивидуальным полотенцем) | Проверить наличие мыла и полотенца у каждого ребёнка. Контроль над мытьём рук, понаблюдать за каждым ребёнком. |
13.10 - 13.30 | П№4 | Обед. Цель: учить навыкам культурного поведения за столом Воспитывать бережное отношение к хлебу, аккуратность, самостоятельность; Продолжить работу по воспитанию культурного поведения в столовой; Коррекция мелкой моторики рук; Воспитывать положительное отношение, к труду поваров и работников кухни. | Напомнить правила поведения в столовой. Следить за осанкой и поведением во время еды. |
13.30-14.00 | П№5 | Прогулка и отдых на свежем воздухе. Цель: Воспитывать у детей потребность в укреплении своего здоровья через подвижные игры на свежем воздухе; Формировать двигательные навыки; Коррекция внимания , памяти, общей моторики. | Проверить наличие тёплой одежды. Обратить внимание на внешний вид каждого ребёнка. Оставить группу в порядке - работа дежурных. |
14.00-16.00 | П№6 | Сон. Цель: Организация детей на сон, соблюдение дисциплины. Воспитывать положительное отношение к дневному сну. Заправка кроватей - воспитывается самостоятельность и аккуратность. | Контроль за действиями детей. |
16.00-16.20 | П№7 | Сборы на самоподготовку Цель: учить детей санитарно гигиеническим навыкам. (Учить правильно и чисто мыть руки с мылом, обязательно пользоваться индивидуальным полотенцем). Учить правилам поведения в умывальнике. | Контроль за действиями детей. |
16.30-17.10 | П№8 | Самоподготовка. Цель: закрепление материала урока, воспитывать умение работать самостоятельно. Воспитательные задачи: - развитие устойчивой активности и интереса к учебной деятельности - воспитание умения не мешать другим. | Деятельность воспитателя: контролировать и оказывать индивидуальную помощь детям с индивидуальным или дифференцированным заданием. |
17.10-17.50 | П№9 | Воспитательский час по направлениям. Задачи: Формировать умения осознанно осваивать и применять знания и навыки по охране укреплению своего здоровья, по культуре общения, коммуникативных моделей поведения в различных ситуациях, по правовой культуре, прививать навыки самостоятельной трудовой деятельности. Развивать индивидуальные личностные качества каждого ребёнка. | По план- сетке на каждый день. |
18.00 | П№10 | Передача детей воспитателю под роспись | |
Карточка №3
Вечерний отрезок времени.
18.00-21.00час
17.50 -18.00 | П№1 | Прием детей у воспитателя (беседа о поведении, внешнем виде, хоз. вопросы) | Контроль за действиями детей. |
18.00-18.30 | П№2 | Прогулка . Цель: дать детям двигательную разгрузку. Развивать внимание, память, координацию движения, ловкость, быстроту. Учить играть в коллективе, воспитывать чувства товарищества, доброжелательности, взаимовыручки, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре. Формировать привычку аккуратного обращения с выносным материалом и убирать его на свои места. | Проводить инструктаж по технике безопасности (подвижные игры) |
18.30-19.00 | П№3 | Подготовка к ужину. Цель: учить детей санитарно гигиеническим навыкам. (Учить правильно и чисто мыть руки с мылом, обязательно пользоваться индивидуальным полотенцем). Учить правилам поведения в умывальнике. | Проверить наличие мыла и полотенца у каждого ребёнка. Контроль над мытьём рук, понаблюдать за каждым ребёнком. |
19.00-19.20 | П№4 | Ужин. Цель: учить навыкам культурного поведения за столом, воспитывать бережное отношение к хлебу, аккуратность, самостоятельность; Продолжить работу по воспитанию культурного поведения в столовой; Коррекция мелкой моторики рук; Воспитывать положительное отношение , к труду поваров и работников кухни. | Напомнить правила поведения в столовой. Соблюдение правил поведения в столовой. Проконтролировать уборку стола дежурными. |
19.20-20.00 | П№5 | Занятия по интересам. Чтение сказок. Спокойные игры. Просмотр телепередач. Кружковая работа. | Деятельность воспитателя: контролировать и оказывать индивидуальную помощь. |
20.00-20.10 | П№6 | Вечерний туалет. (водные процедуры) Цель: Формировать санитарно гигиенические навыки. Вырабатывать у детей привычку последовательно готовиться ко сну. Продолжать учить детей самостоятельно мыть руки лицо, чистить зубы, насухо вытираться. Пользоваться только своей расческой. Убирать все принадлежности для умывания на свои места. | Напомнить о правилах поведения в умывальнике. Проверить наличие индивидуальных средств личной гигиены: зубной пасты щетки и полотенца. |
20.10-20.50 | П№7 | Влажная уборка бытовой комнаты. Цель: Прививать трудовые навыки. Учить детей проводить влажную уборку помещения, приучать соблюдать чистоту и порядок в группе. Подъем детей в спальни. Цель: учить подниматься в спальни организованно, подниматься по лестнице тихо спокойным шагом. В спальнях. Цель: Учить детей правильно расправлять постель для сна, аккуратно складывать покрывало, свои вещи. | Контроль за действиями дежурных. Контроль за всеми детьми. Практический показ. |
20.50-21.00 | П№8 | Передача детей ночной няне в постели под роспись | |
Карточка №4
Самоподготовка.
16.30-17.10
1. | Организационный момент | Можно использовать: коррекционные игры на развитие психических процессов /внимание, мышление, память и др./ можно вводить сюрпризные моменты, соревновательный компонент, игровые ситуации. На орг. моменте воспитатель должен настроить детей на самостоятельную учебную деятельность | Примечание: - Физ. пауза проводится на 20 минуте - Артикуляционная гимнастика проводится непосредственно перед выполнением задания по русскому языку, чтению или устным предметам |
2. | Выяснение домашнего задания | (дети самостоятельно должны найти, что задано): - в 1,2 классах - находят по закладкам. - в начальном звене дети должны поставить пальчик в учебнике на задание. - на этом же этапе воспитатель определяет для детей виды проверки: самопроверка, группа доверия, взаимопроверка, устный опрос. | |
3. | Дидактическая игра | Игра должна быть по одному из предметов, которые будут выполняться на данной самоподготовке, игра должна быть связана с закреплением темы, хорошо, если она одновременно будет и развивающей: на смекалку, на развитие психических процессов и т.д. | - Пальчиковая гимнастика проводится перед письменными предметами. Так же элементы пальчиковой гимнастики можно включать и в физ. паузу |
4. | Самостоятельное выполнение домашнего задания детьми | Деятельность воспитателя: - контролировать правильность начала выполнения д/з, если у ребёнка возникают проблемы, воспитатель возвращает его к правильной ориентировки (прочитать правило, посмотреть похожее задание), при дальнейшем затруднении воспитатель должен указать на ошибку и помочь начать правильное выполнение. - контролировать и оказывать индивидуальную помощь детям с индивидуальным или дифференцированным заданием. | |
5. | Проверка выполнения домашнего задания | - Проверка воспитателем: – индивидуальный просмотр записей, прослушивание. - Фронтальная – этот вид используется, когда у детей ещё нет достаточных навыков самопроверки; | - Самопроверка – основной, ведущий вид проверки! |
6. | Итог | Необходимо отметить насколько дети были самостоятельны, прилежны; обязательно отмечать, особенно в начальных классах аккуратность записей, старание; качество выполнения. Если дети одновременно выполняют задания, то итог подводится после каждого выполненного предмета. | Если необходимо – выяснить и разобрать причины неудач. |


Дни недели | Содержание |
Занятие на воздухе | Занятие в помещении | Вечерний отрезок времени |
понедельник | Трудовой час | Личностное развитие | Крупотерапия /10 мин/ Свободное время /игры и занятие по интересам/ |
вторник | Физкультурно-оздоровительные мероприятия Час здоровья | Охрана здоровья. Физическое развитие | Кружковая работа |
среда | Экскурсии | Творческое воображение | Свободное время Игры и занятие по интересам |
четверг | Игры на свежем воздухе | Основы социализации и общения | Внеклассное чтение Час сказки + рисование |
пятница | Прогулка | Трудовое воспитание | |