муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования детей г. Хабаровска
«Детско – юношеский Центр «Импульс»
Методическая разработка
военно-спортивной игры «Юный боец»

| Автор: педагог дополнительного образования Андреев Е.А.; заведующая спортивно-техническим отделом Земскова И.В. |
Хабаровск
2016
Аннотация
Разработка представляет собой методический материал для проведения воспитательных мероприятий в учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных школах, а так же, в военно-патриотических клубах и творческих объединениях. Приурочена разработка к Дню защитника Отечества.
В этой игре учащиеся смогут продемонстрировать свои знания, умения, которые они получили в рамках учебных занятий в процессе реализации программ по военно-патриотическому воспитанию гражданина-патриота и в процессе самостоятельного дополнительного изучения материала.
Актуальность разработки определяется тем, что в учреждениях дополнительного образования направление военно-патриотической воспитания является для подростков школой гражданского становления, а для общества – возможностью и механизмом влияния на молодых граждан.
Организация и проведение патриотической работы, как одной из составляющих патриотического воспитания, предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, одной из которых является военно-спортивная игра «Юный боец».
Введение
Игра – необходимый вид деятельности, в процессе которого применяется и обогащается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются представления об окружающем мире, приобретаются навыки, необходимые им для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности.
Потребность в играх объясняется возрастными особенностями детей, их стремлением к активной практической деятельности, познанию окружающего мира, участию в жизни взрослых.
Военно-спортивная игра на местности – это одна из разновидностей детских игр. Она является исторически сложившимся средством военно-патриотического воспитания детей.
Военно-спортивной игре присущи основные черты любой игры ребят: познавательный характер и разнообразие игровых мотивов, целей, активности действий, высокая эмоциональность, жизнерадостность. Но вместе с тем военно-спортивная игра имеет свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:
наличие элементов героики и боевой романтики. Рисуя в своем воображении картину боевых действий, ребята непременно осмысливают и себя в качестве участников, стремятся быть достойными героев;
ярко выраженную военно-прикладную направленность знаний и действий в игре: решение тактических задач, ориентирование на местности по различным признакам, наступление на противника, ведение оборонительного боя, совершение скрытых и быстрых передвижений и маневров на местности, преодоление разнообразных естественных и искусственных препятствий, которые стоят или внезапно возникают на пути к достижению цели, и т.д;
возможность широко применять в процессе игр компасы, бинокли, топографические карты, схемы, разнообразные средства сигнализации, учебное оружие, противогазы, имитационные средства (холостые патроны, взрывпакеты, дымовые шашки и гранаты, сигнальные ракеты и др.);
в военно-спортивной игре деятельностью коллектива или отдельных ребят руководит командир, он отдает приказы подчиненным, ставит перед ними задачи, планирует и организует их выполнение;
важной особенностью военно-спортивной игры является и то, что выполняя свои обязанности в игре, участник вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение;
разнообразные упражнения, применяемые в игре (в ходьбе, беге, прыжках, метании, наблюдательности) являются по духу спортивными, проводятся обычно в соревновательной форме, что особенно привлекает ребят;
в военно-спортивных играх в доступной для учащегося форме отражаются социальные отношения российских воинов и в упрощенном виде обстановка, характерная для военных занятий, боевых действий. В этом заключается и функция игр для военно-патриотического воспитания, и истоки интереса ребят к этим играм, серьезного и творческого отношения к ним.
Связь игры с воинским трудом положительно влияет на ее роль в военно-патриотическом воспитании. А.С. Макаренко подчеркивал, что игра не имеет прямого отношения к тем целям, как работа взрослого, но она имеет отношение к ним косвенное: приучает человека к тем физическим и психологическим условиям, которые необходимы для работы. «Каков ребенок в игре – писал А.С. Макаренко, - таков во многом он будет в работе, когда вырастет».
Воспитательная роль военно-спортивных игр повышается благодаря тому, что участники на практике убеждаются, что в процессе военно-спортивных игр у них формируется много полезных качеств, необходимых для их будущей деятельности. Это один из важных моментов, повышающих интерес ребят к играм.
Игровая деятельность всегда отличается сильными и яркими эмоциональными переживаниями, эмоционально захватывает детей, иначе она не будет игрой. Вне эмоций, как строго рассчитанное действие, игра немыслима.
Опыт показывает, что действия в процессе военно-спортивных игр вызывают у ребят высоконравственный эмоциональный отклик, активизируют патриотические чувства: любовь к Родине, к Вооруженным Силам РФ, к героическим страницам прошлого нашей Отчизны; вызывает стремление с оружием в руках защищать Родину, добросовестно служить в Вооруженных Силах.
Большую роль в жизни и деятельности людей играет чувство сплочённости. Воспитывать у подрастающего поколения чувство сплочённости, подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки – одна из важных воспитательных задач учреждений дополнительного образования, школ, призванной готовить активное достойное поколение для современной Армии. Весь ход игры, взаимоотношения подростков при выполнении поставленных задач, общая радость, подъем, а нередко и чувство досады, огорчения при неудачах сплачивают ребят, воспитывают у них чувство ответственности перед товарищами, командиром. способствует укреплению дисциплины.
Каждый участник, выполняя в игре порученные задания, отвечает перед товарищем за то, как он будет их выполнять, его труд, действия постоянно оцениваются товарищами. В обстановке игры участник лишается возможности перекладывать с себя ответственность на других или на обстоятельства. Подобные попытки, предпринятые кем-либо из участников игры, обычно сразу же замечаются командой и сурово осуждаются.
В игре, принимая на себя определенную роль и обязанности, учащийся вступает в известную систему необходимых связей, которая приобретает силу закона.
.
Военно-спортивная игра «Юный боец»
Цель: совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у граждан Российской Федерации основ патриотического сознания, чувства верности долгу по защите своего Отечества, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи:
создать условия для формирования чувства ответственности, гражданского долга, духовного единства, готовности к службе в Вооруженных Силах РФ;
создать атмосферу товарищеской взаимопомощи и выручки.
создать условия для развития психологической подготовки учащихся и преодолению трудностей, выработке навыков и способностей действовать в экстремальных ситуациях;
совершенствовать физическую подготовку учащихся.
Оборудование: представлено на каждом этапе игры.
Целевая группа: учащиеся 10-15 лет
Ожидаемый результат: у учащихся будут сформированы важнейшие социально значимые понятия об ответственности, чувстве долга, готовности к преодолению трудностей, готовности к выполнению конституционных обязанностей; продолжится совершенствование физической подготовки.
План
проведения военно-спортивной игры
I. Организационная часть: приветствие команд, обращение председателя жюри к игрокам.
II. Игровая часть, состоящая из 7 этапов.
III. Заключительная часть: подведение итогов, поздравление победителей.
Состав общего жюри: председатель - директор МАУДОД ДЮЦ «Импульс»; члены жюри – заместитель директора по УВР, заведующая спортивно-техническим отделом, представители командующего состава подшефной воинской части.
Состав жюри на каждом этапе: военнослужащие подшефной воинской части.
Оборудование: представлено на каждом этапе игры
Ход игры
1 этап «Снайпер»
Цель: выявить степень овладения учащимися техники стрельбы лёжа
Содержание этапа:
1.Проведение инструктажа по технике безопасности при стрельбе.
2. Обе команды выстраиваются в колонну по одному на расстоянии 2-х метров от огневого рубежа.
3. Стреляют из винтовки, лежа на расстоянии 10 метров по мишени 7 поочередно.
Оборудование и реквизит: 2 пневматические винтовки, 2 – мишени № 7, патроны 16 штук.
Критерии определения победителя:
1. 80-100 баллов по мишени – 1 место (5 баллов).
2. 70-80 баллов по мишени – 2 место (4 балла).
3. 60-70 баллов по мишени – 3 место (3 балла).
4. Менее 60 баллов по мишени – 0 балов.
2 этап: «Разборка и сборка автомата».
Цель: выявить степень овладения техникой сборки и разборки автомата на время.
Содержание этапа:
1.Каждая команда выделяет по 6 человек на разборку и сборку автомата.
Один разбирает автомат, второй собирает.
Оборудование и реквизит: 2 – учебных автомата, 2 стола, 2 секундомера
Критерии определения победителя:
1.Правильность разборки и сборки автомата.
2. Время разборки и сборки – 2,5 мин.
Общекомандный критерий:
1. 2,5 мин – 5 баллов (1 место);
2. 3мин. – 4 балла (2 место)
3. 3,5 мин – 3 балла (3 место)
4. более 3,5 мин – 0 баллов
3 этап «Воинские звания»
Цель: выявить уровень знаний учащихся в определении воинских званий.
Содержание этапа:
1.Каждая команда должна определить по погонам воинское звание.
Оборудование и реквизит: 6 штук погон, секундомер – 2 шт.
Критерии определения победителя:
1.Время определения - 5 минут.
2.Правильность определения воинского звания:
- 6 правильных ответов - 5 баллов (1 место);
-5 правильных ответов - 4 балла (2 место);
- 4 правильных ответа - 3 балла (3 место)
- менее 4 правильных ответов 0 баллов
4 этап «Хождение по азимуту»
Цель: выявление умений учащихся работать с компасом по определению азимута.
Содержание этапа:
1.Каждая команда выделяет по 1 человеку для определения азимута по 3 предметам.
Оборудование и реквизит: 2 компаса, 6 листов бумаги.
Критерии определения победителя:
1. Отсутствие отклонений в определении азимута – 3 балла (1 место).
2.Отклонение в определении азимута на 1 градус - 2 балла (2 место).
3. Отклонение в определении азимута на 2 градус - 1 балл (3 место).
4. Менее 2 градусов – 0 баллов.
5 этап «Топографические знаки»
Цель: выявить уровень знаний учащихся в определении топографических знаков.
Содержание этапа:
1. Участвует весь состав команды.
2.Каждой команде выдаётся 10 топографических знаков.
3.Определение названия топографических знаков.
Оборудование и реквизит: 10 топографических знаков
Критерии определения победителя:
1.Правильность определения 10 топографических знаков – 5 баллов
(1 место).
2. Правильность определения 9 топографических знаков – 4 балла
(2 место).
3. Правильность определения 8 топографических знаков – 3 балла
(3 место).
4. Определение менее 8 топографических знаков – 0 баллов.
6 этап - «Зона радиационной опасности».
Цель: выявление уровня овладения техникой одевания гражданского противогаза ГП-5 и скорости реагирования в условиях радиационной опасности.
Содержание:
1. Участвуют все члены команды.
2. Команда «Газы» - начало старта.
3. Каждый участник команды одевает противогаз, преодолевает зону заражения в противогазе до условного знака – кегли, оббегает кеглю и возвращается к своей команде, касаясь рукой следующего участника своей команды.
Оборудование и реквизит: противогазы - 16 шт.; кегли - 2 шт.; секундомер – 1 шт.
Критерии определения победителя:
1.Правильность выполнения задания во время одевания противогаза и бега.
2.Выполнение задания в максимально короткое время.
7 этап - игра «Атака»
Цель: выявить уровень сплоченности команды и роль командира, умение быстро ориентироваться в создавшихся ситуациях, умение правильно расставить членов команды.
Содержание этапа:
1.Инструктаж по проведению игры и технике безопасности.
2.Выстраивание команд в одну шеренгу у кромки площадки (спортивного зала) друг напротив друга.
3. Расстояние между командами делится пополам (оно должно быть не меньше 20 метров) и проводится центральная линия.
4. На каждой разделенной площадке кеглями обозначаются минные поля, по которым запрещено проходить.
5. По команде «Атака» команды, обходя минные поля, обязаны, добежать и перейти центральную линию на площадке, держась за руки, окружить другую команду.
6. Команда, пришедшая позже к центральной линии, обязана вытеснить команду противника со своей территории и окружить её. Цепь из рук команды не должна разрываться (см. фотографии Приложение 1.)
Оборудование: площадка, стадион или спортивный зал, кегли – 18 шт.
Критерии определения победителя:
1. Соблюдение техники безопасности – 5 баллов
2.Соблюдение правил игры – 5 баллов
3. победа команды – 10 баллов;
Штрафные баллы: - 3 балла.
Подведение итогов военно-спортивной игры «Юный боец»
Приложение 1
7 этап - игра «Атака»
Инструктаж по технике безопасности и правил игры | Построение 1 команды |

Построение 2 команды | 
Окружение одной из команд |


Окружение команды противника в кольцо Поздравление команды победителя
Приложение 2
Лист достижений команды
Название (№) команды_________________________________________ |
№ этапа | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап | 7 этап |
Название этапа | Снайпер | Разборка и сборка автомата | Воинские звания | Хождение по азимуту | Топографические знаки | Зона радиационной опасности | игра «Атака |
Оценка жюри в баллах | | | | | | | |
Команда №1 | № этапа | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап | 7 этап |
Название этапа | Снайпер | Разборка и сборка автомата | Воинские звания | Хождение по азимуту | Топографические знаки | Зона радиационной опасности | игра «Атака |
Оценка жюри в баллах | | | | | | | |
Команда № 2 | № этапа | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап | 1 этап |
Название этапа | Снайпер | Разборка и сборка автомата | Воинские звания | Хождение по азимуту | Топографические знаки | Зона радиационной опасности | Игра «Атака» |
| | | | | | | |
Лист оценок жюри